Защита интересов продавца на условиях FOB в связи с организацией погрузки
По договору купли-продажи на условиях FOB в роли фрахтователя судна выступает покупатель. Именно на нем лежит обязанность организовать фрахтование судна и отправку груза морем в адрес конечного получателя. Размер ответственности по чартеру фрахтователя, который является при этом покупателем по договору купли-продажи, напрямую зависит от правильной организации погрузки. При этом обязательство организации погрузки по FOB контракту лежит, как правило, на продавце. В связи с этим покупатель старается максимально переложить на продавца свои обязательства по чартеру, связанные со скоростью погрузки, количеством использованного для погрузки времени (сталия) и платой за возможный простой судна (демередж).
Очевидно, что для защиты интересов продавца положения контракта о погрузке, сталии и демередже должны содержать необходимые условия, которые при возникновении спора можно применить для снижения суммы демереджа и минимизации убытков.
Понятие демереджа и принципы английского права
Как правило, в договор купли-продажи зерновых и масличных инкорпорированы условия стандартной проформы FOSFA или GAFTA, следовательно, контракт считается заключенным в Англии, и его толкование, юридическая сила и исполнение должны подчиняться английскому праву.
Английское право содержит устоявшуюся и разработанную систему правил, касающихся платы за простой судна (demurrage) по договору фрахтования судна на рейс (рейсовый чартер). Несколько иначе обстоит дело с правилами о демередже, которые принято включать в договор купли-продажи. В данном случае демередж в зависимости от обстоятельств и условий договора рассматривается или как включенное в договор условие о компенсации возможных убытков (indemnity), или как независимое обязательство об уплате согласованных убытков (liquidated damages) либо штрафных санкций (penalties).
В настоящее время английская судебная практика, как правило, толкует оговорки о демередже в договорах купли-продажи как независимое обязательство.
С учетом такого подхода рекомендуется, чтобы оговорка о сталии и демередже в договоре купли-продажи содержала необходимые условия для корректного расчета возможного демереджа в дальнейшем.
Отдельные условия о расчете сталии и демереджа
Определение нормы погрузки
При заключении договора купли-продажи стороны зачастую обращают внимание на количественный показатель нормы погрузки, т.е. сколько тонн товара должно быть погружено в час или день.
Однако большое значение имеет и качественная сторона такой формулировки. С точки зрения продавца, в определении скорости погрузки рекомендуется использовать термин «per running hour» (последовательный час), который, в частности, используется и в стандартных проформах FOSFA и GAFTA. Согласно общим принципам английского права, при такой формулировке сталия считается непрерывно 24 часа во время и вне рабочего времени – с возможностью исключать периоды, которые прямо указаны в контракте или, например, предусмотрены обычаями конкретного порта или терминала. Также подлежат исключению периоды непогоды, при которых погрузка товара не могла производиться в силу технических условий или характеристик товара.
Использование выходных дней
Покупатели могут настаивать на использовании условия погрузки SSHEX UU, которое означает, что субботы, воскресенья и праздничные дни исключаются из сталии только в случае, если погрузка фактически не производилась в эти дни. Исходя из такой формулировки, периоды, когда погрузка производилась в выходные и праздничные дни, включаются в сталийное время, что, в целом, дает более быстрое течение сталийного времени и, соответственно, не является благоприятным для продавца.
Такое положение продавцу лучше заменить на SSHEX EIU, чтобы при совершении погрузочных работ в выходные и праздничные дни периоды такой погрузки не учитывались как сталийное время, даже если использовались для погрузки.
Погрузка параллельно или последовательно с иным отправителем
В интересах обеих сторон включать в контракт условие, при котором время на ожидание и/или проведение погрузки с одного причала будет распределено между всеми отправителями пропорционально в соответствии с количеством товара каждого отправителя.
Можно предусмотреть, что при погрузке партий товара с разных причалов сталия будет начинаться для каждого отправителя после окончания погрузки предыдущей партии.
Такие формулировки дают возможность сделать в дальнейшем корректный расчет сталии для каждого отправителя.
В пользу продавцов работают также оговорки, по которым следует исключить учет сталии по контракту, когда товар продавца готов к погрузке, а товар другого отправителя – нет, при этом судно не ставят к причалу по этой причине.
Гарантия безопасности причала
Понятие «safeberth» является обычным для рейсового чартера. Причал будет считаться безопасным, когда судно может подойти к нему или отойти от него без каких-либо происшествий, подвергающих судно опасности, которую нельзя избежать, действуя, исходя из обычаев морской практики и морской навигации.
Если гарантия безопасности причала возлагается на продавца по договору купли-продажи на условиях FOB, это может иметь для него крайне неблагоприятные последствия. Невыполнение такой гарантии может повлечь финансовую ответственность продавца, связанную с простоем или повреждением судна из-за особенностей конкретного причала. При этом продавец, который не участвует в заключении чартера по конкретному судну, не может повлиять на его условия и их корректное соблюдение судовладельцем.
При наличии такой возможности рекомендуется исключать подобную гарантию продавца из договора купли-продажи.
Английская и международная морская практика предлагает широкий спектр стандартных оговорок, используемых для защиты интересов сторон, в частности при расчете сталии и демереджа. С учетом отгрузок из украинских портов рекомендуется включить оговорку о неблагоприятных погодных условиях, например, CONOCOWEATHERCLAUSE. Согласно этой оговорке задержка при постановке к причалу для погрузки или выгрузки, а также любые задержки после постановки к причалу, связанные с погодными условиями, должны учитываться как половина сталийного времени или, если судно на демередже, как половина ставки демереджа.
Специально для АПК-Информ.
Тема коносаменту, його види та функції, неодноразово висвітлювалися у наших статтях протягом 27 років діяльності. Однак, як показа...
- Interlegal Shipping digest Q4 20222022.12.09
Interlegal Quarterly Shipping Newsletter BIMCO PUBLISHES UPDATED GENCON-2022 CONTRACT? In order to reflect the commercial and lega...
Проблема так званих “залежалих” вантажів не є новою для сучасного ринку, проте такі ситуації все частіше виходять на перший план в сього...
- От CPT до CPT..2017.10.14
Как известно, стандартное условие поставки CPT Incoterms 2010 - «Carriage Paid To» («Фрахт/перевозка оплачены до согласованного места...
Вопросы осуществления таможенного контроля за перемещением товаров, транспортных средств и припасов через государственную границу...
По оценкам ФИАТА около 80 % международных перевозок всеми видами транспорта осуществляется с привлечением транспортно-экспедиторских ко...
Перевозка груза – достаточно сложный бизнес. Недостаток опыта и неумение управлять рисками в этой сфере может негативно сказаться на ведении...
Проект Закона «О внутреннем водном транспорте» разработан во исполнение п. 2.3 раздела ХІІІ Соглашения о коалиции депутатских фракций «Европ...
Договоры морской перевозки грузов обычно содержат множество детализированных условий (вид и количество груза, время погрузки, технические ха...
- Ледовая кампания в Украине 20152015.01.26
Как известно, природе свойственно преподносить «сюрпризы». Теплая погода, которая сохранялась в Одесском регионе до конца декабря, внезапно...