24/7

Защита интересов продавца на условиях FOB в связи с организацией погрузки

24 мая 2017 г.: ru 2 16 августа 2017 г.: ru 2 21 февраля 2018 г.: ru 2 всего: 33505.04.14

По договору купли-продажи на условиях FOB в роли фрахтователя судна выступает покупатель. Именно на нем лежит обязанность организовать фрахтование судна и отправку груза морем в адрес конечного получателя. Размер ответственности по чартеру фрахтователя, который является при этом покупателем по договору купли-продажи, напрямую зависит от правильной организации погрузки. При этом обязательство организации погрузки по FOB контракту лежит, как правило, на продавце. В связи с этим покупатель старается максимально переложить на продавца свои обязательства по чартеру, связанные со скоростью погрузки, количеством использованного для погрузки времени (сталия) и платой за возможный простой судна (демередж).

Очевидно, что для защиты интересов продавца положения контракта о погрузке, сталии и демередже должны содержать необходимые условия, которые при возникновении спора можно применить для снижения суммы демереджа и минимизации убытков.

 

Понятие демереджа и принципы английского права

 

Как правило, в договор купли-продажи зерновых и масличных инкорпорированы условия стандартной проформы FOSFA или GAFTA, следовательно, контракт считается заключенным в Англии, и его толкование, юридическая сила и исполнение должны подчиняться английскому праву. 

Английское право содержит устоявшуюся и разработанную систему правил, касающихся платы за простой судна (demurrage) по договору фрахтования судна на рейс (рейсовый чартер). Несколько иначе обстоит дело с правилами о демередже, которые принято включать в договор купли-продажи. В данном случае демередж в зависимости от обстоятельств и условий договора рассматривается или как включенное в договор условие о компенсации возможных убытков (indemnity), или как независимое обязательство об уплате согласованных убытков (liquidated damages) либо штрафных санкций (penalties).

В настоящее время английская судебная практика, как правило, толкует оговорки о демередже в договорах купли-продажи как независимое обязательство.

С учетом такого подхода рекомендуется, чтобы оговорка о сталии и демередже в договоре купли-продажи содержала необходимые условия для корректного расчета возможного демереджа в дальнейшем.

 

Отдельные условия о расчете сталии и демереджа

 

Определение нормы погрузки

 

При заключении договора купли-продажи стороны зачастую обращают внимание на количественный показатель нормы погрузки, т.е. сколько тонн товара должно быть погружено в час или день.

Однако большое значение имеет и качественная сторона такой формулировки. С точки зрения продавца, в определении скорости погрузки рекомендуется использовать термин «per running hour» (последовательный час), который, в частности, используется и в стандартных проформах FOSFA и GAFTA. Согласно общим принципам английского права, при такой формулировке сталия считается непрерывно 24 часа во время и вне рабочего времени – с возможностью исключать периоды, которые прямо указаны в контракте или, например, предусмотрены обычаями конкретного порта или терминала. Также подлежат исключению периоды непогоды, при которых погрузка товара не могла производиться в силу технических условий или характеристик товара.

 

Использование выходных дней

 

Покупатели могут настаивать на использовании условия погрузки SSHEX UU, которое означает, что субботы, воскресенья и праздничные дни исключаются из сталии только в случае, если погрузка фактически не производилась в эти дни. Исходя из такой формулировки, периоды, когда погрузка производилась в выходные и праздничные дни, включаются в сталийное время, что, в целом, дает более быстрое течение сталийного времени и, соответственно, не является благоприятным для продавца.

Такое положение продавцу лучше заменить на SSHEX EIU, чтобы при совершении погрузочных работ в выходные и праздничные дни периоды такой погрузки не учитывались как сталийное время, даже если использовались для погрузки.

 

Погрузка параллельно или последовательно с иным отправителем

 

В интересах обеих сторон включать в контракт условие, при котором время на ожидание и/или проведение погрузки с одного причала будет распределено между всеми отправителями пропорционально в соответствии с количеством товара каждого отправителя.

Можно предусмотреть, что при погрузке партий товара с разных причалов сталия будет начинаться для каждого отправителя после окончания погрузки предыдущей партии.

Такие формулировки дают возможность сделать в дальнейшем корректный расчет сталии для каждого отправителя.

В пользу продавцов работают также оговорки, по которым следует исключить учет сталии по контракту, когда товар продавца готов к погрузке, а товар другого отправителя – нет, при этом судно не ставят к причалу по этой причине.

 

Гарантия безопасности причала

 

Понятие «safeberth» является обычным для рейсового чартера. Причал будет считаться безопасным, когда судно может подойти к нему или отойти от него без каких-либо происшествий, подвергающих судно опасности, которую нельзя избежать, действуя, исходя из обычаев морской практики и морской навигации.

Если гарантия безопасности причала возлагается на продавца по договору купли-продажи на условиях FOB, это может иметь для него крайне неблагоприятные последствия. Невыполнение такой гарантии может повлечь финансовую ответственность продавца, связанную с простоем или повреждением судна из-за особенностей конкретного причала. При этом продавец, который не участвует в заключении чартера по конкретному судну, не может повлиять на его условия и их корректное соблюдение судовладельцем.

При наличии такой возможности рекомендуется исключать подобную гарантию продавца из договора купли-продажи.

 

Английская и международная морская практика предлагает широкий спектр стандартных оговорок, используемых для защиты интересов сторон, в частности при расчете сталии и демереджа. С учетом отгрузок из украинских портов рекомендуется включить оговорку о неблагоприятных погодных условиях, например, CONOCOWEATHERCLAUSE. Согласно этой оговорке задержка при постановке к причалу для погрузки или выгрузки, а также любые задержки после постановки к причалу, связанные с погодными условиями, должны учитываться как половина сталийного времени или, если судно на демередже, как половина ставки демереджа.

 

Специально для АПК-Информ.

Авторы: