Санкции стран Чёрного моря
28 Лютого, 2019
2
Санкции Украины
На территории Украины, с целью защиты интересов национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности Украины, противодействия террористической деятельности, а также предотвращения нарушения, восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан Украины, общества и государства могут применяться следующие виды санкций:
- санкции, которые могут применяться к субъектам внешнеэкономической деятельности или иностранным субъектам хозяйственной деятельности в рамках Закона Украины “О внешнеэкономической деятельности” от 16.04.1991 № 959-XI, – ВЭД санкции;
- специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции), предусмотренные Законом Украины “О санкциях” от 14.08.2014 № 1644-VII, – специальные санкции.
ВЭД санкции.
Основанием их применения является нарушение Закона Украины “О внешнеэкономической деятельности” от 16.04.1991 № 959-XII и связанных с ним законов Украины, в частности, в случае нарушения субъектами внешнеэкономической деятельности валютного, таможенного, налогового и другого законодательства, которое устанавливает определенные запреты, ограничения или порядок осуществления внешнеэкономических операций, и в случае осуществления ними действий, которые могут навредить интересам национальной экономической безопасности.
Предусмотрено всего 3 вида ВЭД санкций, а именно:
- наложение штрафов;
- применение индивидуального режима лицензирования;
- временное приостановление внешнеэкономической деятельности.
Процедура применения санкций включает в себя совокупность последовательно совершаемых различными органами государственной власти действий и решений, которые завершаются изданием приказа Министерства экономического развития и торговли Украины.
Процедура применения санкций включает следующие последовательные стадии:
- инициирование применения санкций;
- рассмотрение представления органов государственной власти;
- принятие решения.
Как правило, инициаторами применения санкций являются фискальные и правоохранительные органы, такие как: Государственная фискальная Служба, Служба безопасности Украины, однако законодательство наделяет такими полномочиями и органы Антимонопольного комитета, контрольно-ревизионной службы, специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг, Национальный банк Украины и суд.
Действие санкций распространяется на все виды внешнеэкономической деятельности, указанные в статье 4 Закона Украины “О внешнеэкономической деятельности”, операции по которым осуществляются украинскими субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности.
Если субъектами внешнеэкономической деятельности или иностранными субъектами хозяйственной деятельности, к которым применены санкции, устранены допущенные нарушения законодательства Украины или приняты практические меры, гарантирующие выполнение Закона Украины “О внешнеэкономической деятельности” или связанных с ним законов Украины, инициаторы представления о применении санкций могут направлять Министерству экономического развития и торговли Украины материалы об их отмене, изменении вида, временном приостановлении.
Специальные санкции. Основания применения специальных санкций:
– действия иностранного государства, иностранного юридического или физического лица, других субъектов, которые создают реальные или потенциальные угрозы национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины, способствуют террористической деятельности или нарушают права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства, приводят к оккупации территории, экспроприации или ограничению права собственности, причинению имущественных потерь, созданию препятствий для устойчивого экономического развития, полноценного осуществления гражданами Украины принадлежащих им прав и свобод;
- резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН;
- решения и регламенты Совета ЕС;
- факты нарушений Всеобщей декларации прав человека, Устава ООН;
- совершение иностранным государством, иностранным юридическим лицом, юридическим лицом, находящимся под контролем иностранного юридического лица или физического лица-нерезидента, иностранцем, лицом без гражданства, а также субъектами, осуществляющими террористическую деятельность, действий, указанных выше, в отношении другого государства, граждан или юридических лиц последнего.
Законодательно предусмотрено 25 специальных санкций, среди которых: блокирование активов, ограничение торговых операций, ограничение, частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины, предотвращение вывода капитала за пределы Украины, приостановление исполнения экономических и финансовых обязательств и т.д.
Кроме того, закон все вышеуказанные санкции делит на следующие категории:
- секторальные санкции – санкции в отношении иностранного государства или неопределенного круга лиц определенного вида деятельности;
- персональные санкции – санкции в отношении отдельных иностранных юридических лиц, юридических лиц, находящихся под контролем иностранного юридического лица или физического лица-нерезидента, иностранцев, лиц без гражданства, а также субъектов, осуществляющих террористическую деятельность.
Процедура применения специальных санкций выглядит следующим образом:
Инициируют применение, отмену и внесение изменений в санкции:
- Верховная Рада Украины;
- Президент Украины;
- Кабинет Министров Украины;
- Национальный банк Украины;
- Служба безопасности Украины.
Рассматривает предложения по применению, отмене и внесению изменений в санкции Совет национальной безопасности Украины.
Вводят в действие санкции:
- Верховная Рада Украины – секторальные санкции;
- Президент Украины – персональные санкции.
Реализуют специальные экономические и других ограничительные меры (санкции):
- Служба безопасности Украины;
- Национальный банк Украины.
Кабинет Министров Украины совершенствует процедуру применения, реализации и мониторинга санкций. Правда, на сегодняшний день Кабинетом Министров Украины так и не была конкретизирована (усовершенствована) процедура применения, реализации и мониторинга санкций.
В настоящее время ключевым элементом механизма реализации специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) являются положения п. 2 ч. 1 ст. 25 Закона Украины “О Службе безопасности Украины“ от 25.03.1992 № 2229-XII, в котором определено право Службы безопасности Украины подавать органам государственной власти, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям всех форм собственности обязательные для рассмотрения предложения по вопросам национальной безопасности, в том числе по обеспечению охраны государственной тайны.
Учитывая правовую природу и цель санкций, они непосредственно связаны с вопросами национальной безопасности, и тем самым их перечень не является исчерпывающим. На реализацию санкций направлен весь государственный аппарат с полномочиями во всех сферах управления.
Решение о внесении изменений в санкции принимается органом, принявшим решение об их применении в соответствии с законом, по собственной инициативе или на основании предложений органов государственной власти: Верховной Радой Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, Национального банка Украины, Службы безопасности Украины, т.е. органов, которые инициировали применение санкций.
Решение об отмене санкций принимается органом, принявшим решение об их применении в соответствии с законом, в случае если применение санкций привело к достижению цели их применения.
Санкции РФ
Президент РФ Владимир Путин подписал Указ “О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации” от 22 октября 2018 № 592.
Федеральными законами от 4 июня 2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», от 30 декабря 2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» и от 28 декабря 2010 №390-ФЗ «О безопасности» регулируются отношения по поводу санкций.
Полный список физических лиц, против которых Россия ввела экономические санкции можно изучить по ссылке (на русском).
Санкции Турции
Руководство палаты судоходства торгово-промышленной палаты Турции в 2017 году направило всем субъектам морских перевозок и портового бизнеса циркулярное письмо «Определенные принципы судоходства в регионах Черного моря и Крыма».
Турецким портам, морским агентам, операторам и судовладельцам официально сообщается о том, что «суда, прибывающие из региона аннексированного Россией Крыма и его портов, не пропускаются в Турцию, а разрешение на отплытие из портов этого региона не предоставляется».
Кроме того, вводится жесткая система контроля: «Контроль обеспечивается путем запроса от судов документов о выходе из последнего порта, а также записей бортового журнала по выходу из последнего порта, для сопровождения субъекта при сообщении руководством портов о прибытии судов из черноморских портов, а также проводится контроль за использованием всех доступных систем и открытых ресурсов (AIS и т.п.) для проверки того факта, что корабли прибыли из указанных портов», – говорится в документе.
Сообщается также, что этот контроль проводится лично руководством каждого турецкого порта.
Введение такой процедуры является следствием распространенной практики, когда суда-нарушители в последнее время массово указывают турецким морским и портовым органам ложную информацию о портах назначения, то есть указывают иные, не крымские порты. При условии выполнения этого предписания, турецкие портовые органы могут влиять на все без исключения суда, направляющиеся по проливу Босфор.
Санкции Грузии
Грузинское Правительство составило так называемый «Список Отхозория-Татунашвили» (постановление №339 от 26 июня 2018 года). Санкции против лиц, указанных в этом Списке применены за нарушение прав граждан Грузии на оккупированных территориях с 1991 года. Об этом заявил новоизбранный Премьер-Министр Грузии Мамука Бахтадзе на брифинге в администрации правительства.
«Представленный список не является исчерпывающим, так как правоохранители продолжают расследование в непрерывном режиме и этот список, естественно, может расшириться», – заявил Бахтадзе.
Примечательно, что согласно двухпартийной резолюции, принятой грузинским парламентом в марте, правительство Грузии должно было еще до 15 июня представить парламенту санкционный список лиц, обвиняемых в «убийствах, похищениях, пытках и антигуманном обращении в отношении граждан Грузии на оккупированных территориях», а также лиц, обвиняемых в их укрытии.
Новый Премьер сообщил, что Правительство определило меры, которые должны быть предприняты международными организациями и странами-партнерами для введения ограничений против внесенных в список лиц. «Все сделаем, чтобы привлечь к ответу убийц наших граждан и тех, кто покрывал преступников», – заявил Бахтадзе. Напомним, в резолюции «Оккупированные территории Грузии – десять лет после российского вторжения», которую 14-го июня большинством голосов принял Европарламент, позитивно расценивается двухпартийная резолюция парламента Грузии о нарушении прав человека в Абхазии и Цхинвальском регионе, включающая в себя т.н. «Список Отхозория-Татунашвили». Европарламентарии призвали государства-члены и Совет ЕС внести в черный список и установить санкции в местном масштабе и в масштабах ЕС в отношении тех лиц, которые уже внесены или будут внесены в этот санкционный список. После утверждения «Списка Отхозория-Татунашвили» на заседании Правительства, документ будет направлен в парламент. В Список вошли лица, обвиняемые в причастности к убийствам двух граждан Грузии – Гиги Отхозория и Арчила Татунашвили, чьими именами назван данный список.
Грузинская оппозиция высказала пожелание, чтобы в список были внесены и имена российских политиков. При этом в парламентском меньшинстве, партии «Европейская Грузия» считают, что важно чтобы документ «был реалистичен в том плане, чтобы государства-партнеры смогли ввести ограничения против определенных списком лиц». В партии экс-президента Михаила Саакашвили заявляют, что санкционный список представляет из себя политический и моральный документ, и, что основной мерой наказания со стороны стран-партнеров будет отказ в визах внесенным в список лицам. Глава грузинского МИДа Давид Залкалиани в свою очередь заявил, что грузинские власти продолжают консолидацию международного сообщества с целью задействования соответствующих мер против лиц, внесенных в «Список Отхозория-Татунашвили». По его словам, эти меры будут включать в себя как визовые, так и имущественные и финансовые ограничения. Напомним, в результате российско-грузинской войны Россия в 2008 году признала независимость двух грузинских регионов – Абхазии и Южной Осетии – и перебросила дополнительные войска и вооружения на свои военные базы на этих территориях. Все государства мира – за исключением Венесуэлы, Никарагуа, Науру и Сирии – рассматривают эти регионы как территорию Грузии, находящуюся под российской оккупацией.
Ответственными за исполнение санкций, предусмотренных в отношении внесенных в список «Отхозория-Татунашвили» лиц, назначены четыре ведомства Грузии: Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел и Национальный банк Грузии.
Санкции Болгарии и Румынии
В Болгарии применяются введенные ЕС санкции в отношении России, в частности в отношении поставок в Россию ряда товаров и технологий. На сайте Министерства экономики Болгарии размещен приказ Министерства экономики и энергетики Болгарии от 1 октября 2014 г. № РД-16-1323, который устанавливает порядок деятельности рабочей группы по рассмотрению заявлений и выдаче разрешений на поставку товаров и технологий, указанных в приложении II Регламента Совета ЕС от 31 июля 2014 г. № 833/2014, физическим или юридическим лицам, учреждениям и органам в России или в другом государстве, если такие товары и технологии предназначены для использования в России. Кроме того, приказ определяет порядок межведомственного взаимодействия и последовательность действий лиц в связи с выдачей указанных разрешений.
Основным правовым актом, регламентирующим подтверждение соответствия в Болгарии, является Закон о технических требованиях к продуктам. К лицам, на которых распространяется действие Закона, относятся также и импортеры, которые обязаны выпускать на рынок только продукты, соответствие которых было оценено и удостоверено в порядке, установленном Законом. Закон устанавливает санкции имущественного характера в отношении физических и юридических лиц за нарушения установленного им порядка декларирования соответствия, маркировки соответствия, обращения продукции на рынке и других аспектов процедуры подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям. При этом в зависимости от тяжести нарушения размер санкции варьируется от 100 до 10 000 болгарских левов (от 50 до 5 000 евро). Румыния обеспокоена наращиванием российского военного присутствия в Черном море и поддержит усиление антироссийских санкций в ответ на агрессивные действия РФ в регионе.
“В последнее время мы особенно обеспокоены наращиванием военного присутствия России в Черном море и на восточных границах ЕС и НАТО. В связи с этим одной из главных задач румынского председательства в ЕС станет укрепление безопасности в регионе”, – отметил Министр иностранных дел Румынии Теодор Мелешкану. Дипломат особо подчеркнул, что Румыния поддерживает усиление антироссийских санкций в ответ на агрессивные действия России в Черном море. Агрессия России подрывает основы региональной безопасности, – МИД Румынии о нападении РФ на украинские корабли. Мелешкану заявил также, что Румыния как полноправный член ЕС и НАТО будет формулировать свою позицию так, чтобы она была созвучна с позицией союзников. Напоминаем, Румыния председательствует в ЕС с 1 января 2019 года.
В целом, Болгария и Румыния являются одними из немногих стран ЕС, которые не были напрямую затронуты ни европейскими санкциями в отношении России, ни российскими контрсанкциями. Во-первых, структура их экспорта в Россию не включает высокотехнологичного оборудования, запрещенного к вывозу. Во-вторых, в европейских санкциях в отношении стран Центрально-Восточной Европы, у которых сохранились исторические экономические связи с Россией, в частности, в энергетической и военно-промышленной сфере, сделано исключение. В-третьих, рассматриваемые республики имеют минимальный объем поставок сельскохозяйственной продукции в Россию (около 2%). Однако косвенное влияние российского эмбарго оказалось весьма ощутимым, прежде всего, на болгарском сельскохозяйственном секторе.
В условиях ответных мер Москвы производители из других стран ЕС стали экспортировать свою продукцию в Болгарию по заниженным ценам. Болгарский рынок заполнился сыром и другими молочными продуктами в основном из Польши, Голландии и Чехии. Некоторые из них продаются в Болгарии даже по ценам ниже себестоимости. Аналогичная ситуация сложилась на рынке плодоовощной продукции. Болгария в последние годы являлась ее крупным импортером, причем доля импорта в потреблении доходила, по оценкам экономистов, в отдельные годы до 90%. Основным поставщиком этой продукции на болгарский рынок была Турция. Хлынувший из стран ЕС поток дешевых овощей, и особенно фруктов, ухудшил положение болгарского производителя. Прилавки болгарских магазинов и рынков оказались насыщенны польскими яблоками, испанскими грушами, и даже импортируемыми из ЕС болгарским перцем и помидорами.
Производители мяса и мясной продукции также сильно пострадали от субсидированного импорта из стран ЕС. Поэтому в результате косвенного влияния российских контрсанкций перспективными в Болгарии остались только четыре сельскохозяйственные отрасли: субсидируемое Евросоюзом зерновое и масличное производство, выращивание эфиромасличных культур и, в усеченных объемах, выращивание табака. Для Румынии же косвенной ущерб от российских санкций был минимальным.
Позиция Молдовы
Президент Молдавии Игорь Додон, известный своими симпатиями к Владимиру Путину, просит правительство России отменить запрет на импорт из Украины, так как это мешает отправлять молдавские товары в РФ. Российский премьер-министр Дмитрий Медведев получил жалобу о трудностях из-за введения Кремлем запрета на импорт украинских товаров, передает сайт “Диалог.UA”. Данную жалобу в интересах молдавских производителей лично отправил президент Молдавии Игорь Додон. Текст письма был опубликован в его Twitter-аккаунте.
По его мнению, этот запрет РФ “создает барьеры и для экспорта молдавской продукции на российский рынок в силу удлинения маршрута доставки грузов и увеличения транспортных потоков”. Поэтому лидер Молдавии просил от премьера Медведева найти решение по транспортировке молдавской продукции через территорию Украины.
Как влияют санкции на торговлю на Черном море
“All bark and no bite”
С начала российской военной агрессии на Крымском полуострове позиция международного сообщества довольно четко была обозначена в направлении осуждения вмешательства России во внутренние дела Украины и нарушения ее территориальной целостности и суверенитета. Российской Федерации предъявлялись требования соблюдать нормы международного права, международные обязательства, в том числе, в рамках Будапештского меморандума. Российские власти, не признавая легитимность украинской Революции, в частности, смещения Президента Януковича и конституционной реформы, создания нового Правительства, отказывались принять требования мирового сообщества, более того, Россия инспирировала и раздула вооруженный конфликт на Востоке Украины.
Черноморский регион имеет важнейшее значение для Европы: через него пролегают основные пути, соединяющие запад и восток, север и юг. Все постсоветские затяжные, часто называемые «замороженными», конфликты сосредоточены в Черноморском регионе. Из-за них появляются серые зоны, которые подпитывают организованную преступность, незаконную торговлю и радикализацию. Не составляет труда увидеть, как Россия использует их в целях политического запугивания новых независимых государств бывшего СССР.
Аннексия Крыма, несомненно, повлияла на торговлю стран Черноморского региона. В настоящее время до 40% мировой торговли пшеницей приходится на Россию, Украину, Казахстан и страны Придунайского региона. После региона Персидского залива Черноморье является вторым по величине источником нефти и природного газа, а также богатым доказанными запасами полезных ископаемых, металлов и других природных ресурсов регионом. Черное море – внутреннее море, и многие города вдоль его побережья являются портовыми: Констанца, Одесса, Севастополь, Керчь, Новороссийск, Сочи, Сухуми, Батуми, Tрабзoн, Самсун, Бургас и Варна.
Значительное влияние на контейнерооборот в странах Черноморского региона оказали военный конфликт на востоке Украины и торговое эмбарго в отношении России. В результате общий оборот контейнеров в 2015 году не превысил 2,3 млн. TEU, и все это на фоне низких фрахтовых и чартерных ставок, из-за которых большинство контейнерных линий работает в лучшем случае на уровне безубыточности. Но уже по итогам 2016 года практически все страны Черноморского региона увеличили оборот груженых контейнеров. По данным Администрации морских портов, украинские порты продемонстрировали рост, что позволило восстановить позиции, утраченные по итогам 2015 года.
2016 год запомнился вынужденной сменой привычных экспортных маршрутов из-за “транзитного эмбарго”, которое ввела Россия. В начале года она существенно усложнила передвижение по своей территории украинских фур и вагонов, которые везли грузы в Казахстан, страны Средней Азии и другие государства, а летом запретила транзитные автомобильные и железнодорожные перевозки грузов из Украины в Казахстан и Кыргызстан.
Интересно, что между морскими портами Украины в последние годы активизировались каботажные перевозки. Статистика говорит о том, что взаимная торговля между российским Причерноморьем и другими странами черноморского бассейна на общем фоне ничтожна. Товарооборот между Краснодарским краем и его черноморскими соседями – Абхазией, Болгарией, Грузией, Румынией и Украиной в 2016-2017 годах составил всего $495 и $576 млн., соответственно. Примерно на такую же сумму – около $0,5 млрд., Российская Федерация закупила в 2017 году только в Египте фруктов и овощей. При этом, удельный вес Причерноморского региона в совокупном товарообороте Кубани за эти годы снизился с 5,3% до 4,9%. Прирост же товарооборота между краевыми экспортерами и дальним зарубежьем пришелся на страны Средиземноморья, прежде всего – на Ближний Восток. По данным Государственной службы статистики Украины, в 2017 году она значительно нарастила товарооборот с Россией: Москва вернула себе статус одного из крупнейших торгово-экономических партнеров Киева, поставив товаров на 39,9% больше показателей 2016 года.
В программе «Черноморского трансграничного сотрудничества», через которую перетекают основные финансовые потоки из ЕС в государства Причерноморья, Россия попросту не фигурирует. Эта программа распространяется лишь на Армению, Болгарию, Грецию, Грузию, Молдову, Румынию, Украину. Попытки использовать в своих интересах Черное море предпринимают и внешние тяжеловесы – США, Китай и Япония. И их поползновения очень далеки от черноморской региональной интеграции в том виде, в котором ее желала бы видеть Россия!
Таким образом, совершенно очевидно, что санкции влияют на международную политику и экономику. Однако это влияние не однозначное. Иногда международные экономические санкции наносят больший вред их инициаторам, чем тем целям, на которые они направлены. И тесная интеграция территориальных рынков в современном глобализованном мире дает не только средства негативного воздействия путем разрыва экономических связей, но и создает множество возможностей противодействия такому воздействию путем налаживания новых связей. Не зря же остро ставится вопрос об эффективности международных экономических санкций. С международными экономическими санкциями связаны такие проблемы, как гуманитарный вред ни в чем не повинного населения, а также вред третьих стран от внедрения санкций (специальные экономические проблемы, возникающие из проведения превентивных или принудительных мер). Для решения этих проблем в ООН предпринимаются серьезные усилия. Результатом этих усилий стала концепция целенаправленных (targeted) и разумных (smart) санкций, существом которой является максимально адресное и точечное воздействие непосредственно на объект, то есть политические группы или на конкретных лиц, ответственных прямо за совершенные правонарушения, наличие предельно четких и ясных целей введения санкций, сроков их действия и критериев отмены санкционного режима. Особенно высока эффективность эмбарго на поставки оружия и замораживания финансовых активов.
С 1997-1998 г.г. идет процесс реформирования санкционной политики. Точнее, это несколько взаимосвязанных процессов: Интерлакенский процесс, инициированный правительством Швейцарии, Боннско-Берлинский процесс, инициированный Германией, и инициированный Швецией Стокгольмский процесс. Упомянутые страны профинансировали исследование, проведенное Институтом международных исследований им. Уотсона, который тщательно изучил эту тонкую юридическую проблему и выдвинул интересные предложения в 2006 году.
Оценка эффективности международных экономических санкций производится в двух аспектах: анализ последствий для экономики и безопасности стран, а также анализ эффективности применения санкций как внешнеполитического инструмента.
Общий вывод аналитиков: санкции существенно более эффективны тогда, когда они направлены против дружественных или нейтральных стран: почти 50 % успеха в случае дружественных стран, 33 % в случае нейтральных, и лишь 19 % в случае враждебных. При этом цели прекращения военных действий в случае враждебных стран с помощью санкций не удалось добиться ни разу.
Конечно, ограничения на передачу технологий в долгосрочной перспективе будут отрицательно влиять на состояние экономики России. Ограничение в технологиях разведки и добычи (с учетом того, что в России таких технологий нет и базы для их создания тоже нет) через 5–7 лет негативно скажется на уровнях добычи нефти и газа и ее себестоимости. Но на сегодняшний день эффект от такого ограничения равен нулю. То же можно сказать о военных технологиях — сегодня Россия активно наращивает производство вооружений и удерживает их экспорт на высоком уровне (более $10 млрд в год), и ограничения пока ни на что не влияют. Однако в перспективе невозможность использовать мировые достижения в развитии технологий двойного назначения приведет к тому, что российское вооружение начнет отставать от ближайших конкурентов — США, ЕС, Израиля и, скорее всего, Китая. Уже сегодня позиции России на международном рынке вооружений слабеют — похоже, она потеряет рынок Индии (прежде всего — военные самолеты), Китай, все еще покупающий российские системы ПВО, уже ориентируется в области авиации на свои разработки. Скорее всего, через 10–15 лет, когда фокус в этой области переместится на системы шестого поколения у развитых стран (и, соответственно, пятого — у развивающихся), России нечего будет предложить на рынке.
Контрсанкции, то есть меры самоограничения, касающиеся импорта продовольствия, которые были введены сперва против ряда стран (прежде всего ЕС) и впоследствии против Турции, также не слишком сильно влияют на экономику. «Импортозамещения» запрещенных позиций (то есть пропорционального роста производства точных их аналогов в России) не произошло как минимум потому, что в результате девальвации рубля существенно сократилось потребление — потеря объема запрещенного импорта оказалась по сравнению с этим незначительной. Товары «импортозамещения» подорожали сильнее, чем в среднем товары каждодневного спроса (рост цен на продукты из «санкционного» списка составил от 30 до 100% за последние 18 месяцев). Однако из-за упавшего спроса и тотального снижения качества отечественных аналогов (переход на суррогатные ингредиенты, отказ от выдерживания технологии и пр. с целью снизить себестоимость и ускорить производственный процесс) не появилось ни излишков производства, ни дефицита.
Пожалуй, наибольшее негативное влияние на российскую экономику оказывает непредсказуемое и непоследовательное враждебное поведение России по отношению к иностранным экономическим институтам. Попытка «автономизации» страны в жизненно важных областях (телекоммуникации, платежные системы, транспортные системы, IT, навигация, спонсирование деятельности некоммерческих и благотворительных организаций и другие) часто (но, конечно, не всегда) является результатом лоббистских усилий местных игроков, которые оперируют не очень умело и в ограниченном масштабе, и коррумпированных или недальновидных чиновников. Эта попытка приводит к существенным затратам средств, к тому, что получается продукт, который нельзя полноценно использовать в качестве замены современным технологиям, а иногда — к болезненному отказу от испытанной международной технологии. Это действительно ставит под угрозу безопасность России, но только не из-за вымышленной внешней угрозы, а из-за реальной — нефункциональности продукта-заменителя.
Достаточно трудно определить насколько успешными были меры, направленные на изменение политики стран – объектов (целей) применения санкций. Такие понятия, как престиж, статус, репутация неосязаемы и вряд ли можно обнаружить подходящий эмпирический индикатор их состояния. Более того, санкции применяются вместе с попытками оказания политического давления, угрозы применения силы и достаточно нелегко распознать какая из этих мер привела к результату.
Международные санкции эффективнее всего срабатывают как средство убеждения, а не наказания. Необходимо, чтобы в санкциях присутствовали элементы побуждающие мотивы, стимулирующие их соблюдение. Объект санкций должен понимать, принятие каких шагов от него ожидается. При этом частичное или полное выполнение предъявляемых требований должно вызывать соответствующую реакцию со стороны Совета Безопасности ООН, проявляющуюся, соответственно, в ослаблении режима международных санкций или в их снятии. Важнейшей задачей в настоящее время является обеспечение легитимности международных санкций. Так, поддержание мира и безопасности в значительной мере зависит от общего понимания того, когда применение международно-правовых санкций является легитимным. В этой связи, при принятии решения о введении международных санкций необходимо исходить, прежде всего из того, чтобы санкции содействовали поддержанию международного мира и безопасности и были легитимными с точки зрения положений Устава ООН и иных норм международного права.
Черноморские кейсы
К сожалению, вопросы, связанные с применением санкций, очень политизированы. Практика применения ЮНКЛОС, например, в отношении режима транзитного прохода через проливы, используемые для международного судоходства, несколько отличается от стандартов, заложенных в этой Конвенции. Украина, в свою очередь, не дает возможности внести обеспечение, поскольку задержание судна этого не предполагает. Таким образом, бывает так, что национальные процедуры идут в разрез с конвенционными постулатами международного права.
В портфеле кейсов Interlegal (в результате обращения иностранных P&I клубов) находятся такие громкие дела как:
- дело судна «Механик Погодин» (ІMO:9598397). Более 7 лет судном «Механик Погодин» (ІMO:9598397) владело и пользовалось юридическое лицо, к которому не применены специальные экономические и другие ограничительные меры Украины. Однако по первичным документам, которые были поданы при судозаходе в порт, было выявлено, что к “документальному” собственнику судна применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции), что повлекло за собой незамедлительное блокирование судна.
На сегодняшний день, дело находится на рассмотрении апелляционного суда. Фактические последствия и ареста судна, и его задержания сходные – ограничение в передвижении. В данном случае судно блокировано в порту. Оно задержано капитаном порта во исполнение решения Госпогранслужбы Украины. Дело в том, что судно эксплуатировалось по договору лизинга между ОАО «ВЭБ-лизинг» (лизингодатель) и ООО «В.Ф. Танкер» (лизингополучатель), заключенному в 2011 году. «ВЭБ-лизинг» фигурирует в украинском санкционном списке. Во время стоянки в порту наступил срок последнего лизингового платежа, который был произведен, и право собственности на судно перешло к «В.Ф. Танкер». После этого никаких разумных и законных оснований для дальнейшего задержания судна уже не стало. Незаконность последующего задержания подтверждается и экспертным заключением украинского научно-исследовательского института государства и права им. В. М. Корецкого. Тем не менее, Херсонский окружной административный суд отказал в требовании разблокировать судно. Таким образом, становится ясно, как тонка грань между правовой и политической материями. Дальнейшее задержание судна грозит для нашей страны – Украины значительными убытками, которые причиняет дальнейший простой судна. А судовладелец получит компенсацию своего вреда от страховщиков;
- дело судна SEABREEZE (IMO: 9143312). Суд вынес постановление об аресте одного судна за действия другого судна, у которых, по мнению прокуратуры, общий менеджер, что не соответствует действительности на сегодняшний день, поскольку компания, перестала оперировать судном задолго до введения в действие санкций. Таким образом, информация из устаревших коммерческих источников привела в действие государственные механизмы и фактически остановила абсолютно законный и прозрачный бизнес;
- дело судна KANTON (IMO: 9412311). Суд арестовал судно «Kanton» под флагом Тувалу за нарушение режима захода в порты Крыма. Судозаходом в закрытые порты Крыма судовладельцы, капитаны и экипажи судов совершают преступление, предусмотренное статьей 332-1 Уголовного кодекса Украины;
- дело судна SKY MOON (IMO: 7525334). Судно было задержано за нарушение порядка въезда-выезда на временно оккупированную территорию Крыма в 2016 году, а в 2017 конфисковано в пользу украинского государства.
Учитывая разнообразия кейсов, которые вели специалисты Interlegal, мы четко понимаем алгоритм работы по «санкционным» делам в Украине и можем оказать любую юридическую поддержку нашим клиентам.