Страхование груза по CIF-контрактам: на что стоит обратить внимание сторонам договора?
4 Червня, 2021
7
За CIF прочно закрепился статус наиболее популярных и удобных типовых условий, применяемых при заключении международных торговых контрактов, где задействован морской транспорт.
Трейдерам выгодны условиях CIF поскольку:
Риски, связанные с грузом, лежат на продавце только до момента фактической отгрузки груза на судно. А значит, он не обязан контролировать качество и сохранность груза непосредственно в ходе перевозки. Важно только убедиться, что качество и количество груза соответствует договорным на момент отгрузки груза;
Морская перевозка груза организовывается и оплачивается продавцом, то есть покупатель не обременен вопросами логистики;
Продавец обязан застраховать груз, а значит, риск уничтожения/порчи груза будет покрыт страховым платежом, в результате чего обе стороны контракта могут избежать прямых убытков.
Именно о страховании груза на условиях поставки CIF мы и поговорим далее.
Не смотря на то, что обязательство застраховать груз лежит на продавце, очевидно, что избежать рисков, важно и для продавца, и для покупателя. А значит, сторонам контракта необходимо заранее обратить внимание на потенциальные риски.
Риски Продавца
Главная функция договора страхования — страхование какого-либо объекта в течении определенного срока. К сожалению, как показывает практика Interlegal, продавцы по CIF-контракту не всегда помнят о важности срока страхования груза и не уделяют данному вопросу должного внимания, что часто приводит к серьезным убыткам. На практике продавцу важно, и этого бывает достаточно, подтвердить лишь сам факт страховки, то есть формально выполнить одно из обязательств на условиях CIF.
Но нельзя забывать, что страховка должна покрывать, минимум, предусмотренную контрактом стоимость плюс 10%, те. 110% стоимости товара. Также страховка должна покрывать товар от пункта поставки (на условиях CIF это порт отправки) до порта назначения.
Например: в нашей практике был случай, когда срок действия страховки груза по CIF-контракту истекал раньше, чем наступила дата доставки груза в порт назначения. Груз прибыл в точку назначения в ненадлежащем качестве, однако страховая компания отказалась возмещать покупателю связанные с этим убытки, ссылаясь на то, что действие договора страхования не распространялось на весь период действия договора морской перевозки.
Анализ доводов страховой, и условия страхового полиса показали, что отказ страховой является вполне правомерным и существует крайне малая вероятность его оспаривания. Для обоснования требований к страховой компании необходимо было бы доказать, что порча груза произошла в процессе перевозки, но до даты истечения срока действия страхового полиса. С учетом того, что порча груза была выявлена только в порту выгрузки, и в процессе перевозки состояние груза не оценивалось, подтвердить это крайне сложно.
Риски сторон в данном случае очевидны. Покупатель получает некачественный груз и отказ страховой возместить его стоимость. Продавцу, который выполнил свое обязательство по страхованию не в полной мере (груз не был застрахован на весь срок транспортировки груза), следует ожидать поступления требования покупателя о возмещении убытков.
Что делать?
При оформлении страхового полиса — всегда учитывать планируемые сроки доставки груза. Вместе с тем важно помнить, что сроки доставки, указанные, например, на сайтах судоходных линий, являются ориентировочными и могут варьироваться даже в пределах нескольких недель. Надежнее заключить договор страхования с таким сроком действия, который наверняка охватит весь период морской перевозки.
Следует помнить, что оформление страхового полиса, и отгрузка груза, хотя и свидетельствует о выполнении обязательств по поставке, но не нивелирует все риски продавца в полном объеме. Если продавцу становится очевидно, что срок действия страховки истечет до момента доставки груза покупателю, следует заблаговременно предпринять меры для продления действия договора страхования. Безусловно, это потребует дополнительных расходов, однако, они будут значительно ниже, нежели размер потенциальных убытков, которые продавец будет вынужден компенсировать за свой счет.
Риски Покупателя
Покупателям по CIF-контрактов также не следует ожидать, что вопросы страхования находятся исключительно полностью в зоне ответственности продавца, и лучше понимать какие обязательства лежат на нем как на выгодоприобретателе по полису. Игнорирование требований и правил страховой чревато отказом в выплате страхового возмещения.
Так, любой договор страхования/полис всегда предусматривает специальную процедуру, согласно которой выгодоприобретатель обязан уведомлять о наступившем страховом случае в строго определенный срок. Вместе с тем для получения возмещения в страховую компанию должен быть представлен необходимый пакет документов, подтверждающий наступление страхового случая.
Следует помнить, что даже если страховой случай наступит, в случае, если покупатель нарушит, например, срок уведомления страховой компании, это может послужить причиной отказа в выплате страхового возмещения. Такой отказ будет обоснованным, и обжаловать его при отсутствии серьезных оснований, будет крайне непросто.
В дополнение описанной выше истории, когда срок действия полиса завершился раньше, нежели груз достиг пункта назначения, покупатель, обнаружив порчу груза своевременно не уведомил об этом страховую компанию. В оправдание своих действий, покупатель заявил о том, что у него отсутствовали актуальные контакты представителей страховой компании. Помимо истечения срока действия полиса, несвоевременное уведомление о страховом случае стало еще одним аргументом в пользу отказа страховой.
Таким образом, прежде, чем принимать какие-либо решения после выявления груза неконтрактного качества, следует внимательно ознакомиться с условиями договора страхования, и четко следовать предусмотренной процедуре.
Как «перестраховаться»?
Подводя итог, для того чтобы избежать вышеописанных ситуаций сторонам следует заранее согласовывать условия страхования и обоюдно предпринимать действия для соблюдения всех требований, установленных договором страхования.
Продавцу, в первую очередь, необходимо следить за соответствием периода страхования реальному периоду морской перевозки груза и, при необходимости, своевременно продлевать его.
Покупателю же, со своей стороны, мы рекомендуем заранее ознакомиться с алгоритмом действий при наступлении страхового случая (понимать кого, в какие сроки и каким образом уведомлять), а также обращаться за профессиональной юридической помощью для сопровождения процедуры взаимодействия со страховой.
Специально для latifundist.com