Страхование груза и ответственности при экспорте аграрной продукции
26 Жовтня, 2013
1
Если грузовладелец попросит страховщика застраховать разницу в количестве груза (недостачу) или ухудшение его качества (повреждение, порчу) при транспортировке, то неопытный страховщик немедленно согласится, поднимет франшизу, и в зависимости от количества ограничений в договоре пойдет молиться или спокойно спать. Опытный страховщик откажется, но посоветует хорошего профильного юриста, а очень опытный отправит к страховому брокеру, у которого есть профессиональная команда и партнеры во всех юрисдикциях вашего бизнеса.
Страхование груза
По условиям страхования «от всех рисков» риск, связанный с повреждением или порчей груза, застрахован, однако только в том случае, если такие изменения груза при транспортировке были вызваны воздействием рисков извне и только в процессе грузоперевозки или транзитного хранения. К примеру, качество груза изменилось в результате попадания морской или пресной воды, смешивания с другим продуктом, различных загрязнений/засорений, попадания примесей/отходов и т.д. Для того чтобы страховка работала полноценно, чрезвычайно важно страховать груз с самого начала его перевозки, а не только с момента его погрузки на судно, так как риски загрязнения, смешивания и пр., которые могут привести к ухудшению качества, скорее всего, происходят именно в процессе транзитных перегрузок и хранения.
Как упоминалось выше, застраховать можно только те убытки, которые возникли из-за воздействия внешних факторов. Застраховать убытки, которые относятся к свойствам самого груза, как, например, нагревание из-за недостаточной подготовки (повышенная влажность и т.д.), очистки, сепарации, нельзя. Впрочем, возможно, применяя некоторые, специализированные условия, обеспечить страхование от таких рисков, как внезапный взрыв, нагревание или отпотевание груза (товара). Остальные риски висят на плечах самого грузовладельца.
Другое дело, когда в договоре грузовладельца с терминалом/экспедитором или складом на обеспечение очистки, сепарации, сушки зерна содержатся качественно выписанные положения об ответственности за качество предоставляемых услуг. В этом случае у вас появятся дополнительные, причем существенно более дешевые, варианты обеспечения страхования. Особое влияние на страховку и её цену окажет и тот факт, что нанятый субконтрактор (например, терминал) не только отвечает за качество предоставляемых услуг по переработке и/или хранению, но и имеет соответствующую страховку ответственности от рейтингового страховщика.
К тому же заказчики услуг украинских терминалов подписывают договоры без какой-либо существенной и обеспеченной ответственности терминалов как за качество услуг, так и за недостачу хранимого и переваливаемого груза. Даже в случае если в договоре перевалки и присутствуют положения об ответственности, то, не имея реальной возможности или не пытаясь оценить платежеспособность и финансовую стабильность терминала, грузовладелец не может быть уверен, что он защищен от рисков потери товара (его части), а также претензий конечных покупателей, связанных с несоответствием контрактных показателей качества и/или количества товара.
Совершенно очевидно, что в агропромышленном бизнесе убыток, размер которого значителен для грузовладельца, значителен и для оператора терминала. Кроме того, даже при наличии ответственности терминала и достаточных для погашения вашего убытка активов ваша претензия к терминалу вполне может лечь в стопку требований других кредиторов. Клиент всегда будет вторым после банка, который кредитует вашего субподрядчика, а кредитами обременены практически все портовые операторы.
Если же, по утверждению терминала, его ответственность застрахована, то крайне важно, чтобы грузовладелец – а еще лучше опытный страховой брокер – ознакомился со всеми условиями полиса, так как в Украине, к сожалению, страховка ответственности зачастую приобретается по принципу «главное, чтобы было дешевле, а платить не обязательно». Такой подход подразумевает либо совершенно ненадежную страховую компанию, либо большое количество исключений, к примеру, невозмещение убытков, возникших в результате халатности страхователя или его работников. В таком случае практически любое действие, которое привело к наступлению ответственности, страховщик сможет подвести под ошибку работника или менеджера терминала, чем обоснует отказ от выплаты возмещения.
Распространенным заблуждением является уверенность, что страхование имущества является альтернативой страхованию ответственности экспедитора или терминала и что страхования товара на период его хранения на складе/терминале путём приобретения имущественного полиса складом/терминалом достаточно, чтобы исключить все существующие риски. Правда в том, что полис имущественного страхования покрывает убытки по рискам извне, такие как: природные стихии, пожар, действия или бездействие третьих лиц и т.д., и исключает убытки, возникшие в результате халатности и грубой небрежности страхователя (в данном случае терминала/склада), а также убытки, возникшие или связанные с обработкой/переработкой груза. Таким образом, убытки по вине терминала, который приобрёл имущественное страхование, по большей части не застрахованы.
При страховании остатков товара терминалом/складом по имущественному полису имеются и другие нюансы. Например, если на терминале присутствуют грузы других клиентов и они не застрахованы, то при частичном повреждении локальные страховщики имущества при расчёте возмещения по страховому случаю часто применяют принцип пропорционального возмещения, так как относят убыток ко всему товару, находящемуся на терминале.
В результате, если на терминале на момент страхового случая находилось 100 тыс. тонн груза, а застраховано было только 50 тыс. тонн, т.е. 50% от хранимого груза страховщик может выплатить лишь 50% от убытка.
Самый надежный и наименее убыточный вариант, когда грузовладелец страхует груз на весь период транспортировки, включая временное хранение в процессе транзита или в местах перегрузки (в крайнем случае, сам страхует остатки товара как имущество при нахождении на складах/терминалах), а терминал страхует свою ответственность, что, кроме всего прочего, обеспечивает ответственность за повреждения, причиненные грузу.
Страхование ответственности терминалов
Есть несколько факторов, которые влияют на недостаточную распространенность страхования ответственности терминалов.
Во-первых, требование о страховании ответственности традиционно редко заявляется заказчиками услуг – грузовладельцами, которые работают в Украине, в т.ч. международными трейдерами.
Во-вторых, порочная многолетняя практика СНГ-страхования приучила потребителей страхования к тому, что при любом страховом случае страхователь самостоятельно и за свой счет вынужден не только разбираться со стороной, которая выставила претензию, но и: а) доказывать своему страховщику, что случай является страховым; б) обосновывать размер возмещения; в) запрашивать у государственных органов массу документов и даже после подтверждения выплаты г) месяцами выбивать свои деньги у страховщика.
При этом нормальное международное страхование предоставляет менеджменту и собственникам бизнеса по перевалке агропродукции совершенно ощутимые возможности, а в связке с правильным страховым брокером, который специализируется на морских и логистических рисках, еще и существенно облегчает связанные с возможными претензиями процедуры.
Правильное страхование:
– основано на принципе защиты бизнеса, в том числе и от убытков по вине работников страхователя (халатность/недобросовестность и/или грубая неосторожность). Это крайне важное условие страхования, которое, как правило, не может быть предоставлено украинскими страховыми компаниями в силу особенностей локального законодательства;
– покрывает ответственность за весь груз, причём без применения пропорционального страхования – убыток возмещается в полном объёме до лимита, установленного в полисе;
– покрывает ответственность перед судовладельцами за повреждение судна, в том числе простой судна (демередж, детеншен) и прочие расходы;
– покрывает ответственность за загрязнение окружающей среды, что для Украины особенно актуально;
– покрывает ответственность перед третьими лицами, в том числе: владельцами имущества, находящегося рядом с терминалом, физическими лицами, владельцами вагонов, машин и прочего имущества. Сюда же входит ответственность за убытки, понесённые грузополучателем или терминалом, в котором будет выгружаться груз, в случае если убыток вызван виной терминала;
– при необходимости покрывает убытки, возникшие/обнаруженные при проведении инвентаризации (важно для сыпучих и/или наливных грузов).
При этом правильный страховщик:
– оперативно предоставляет гарантии, которые принимаются любыми контрагентами, включая грузовладельцев, судовладельцев, фрахтователей и их страховщиков;
– оперативно консультирует страхователя обо всех действиях и процедурах, которых необходимо придерживаться в случае наступления убытка;
– берёт на себя и покрывает все расходы по выяснению обстоятельств происшествия и защиты интересов страхователя при переговорах с контрагентами, государственными органами, а также в суде;
– самостоятельно нанимает и оплачивает расходы по защите от претензий, включая гонорары юристов, сюрвейеров и прочих лиц.
И все это за те же деньги, в которые оценивают полис страхования ответственности терминала местные украинские страховщики. Собственникам и топ-менеджерам стоит крайне взвешенно подходить к предложениям страховщиков, которые пытаются совмещать страхование ответственности оператора терминала по перевалке аграрных грузов в порту с автокаско, ОСАГО и страхованием владельцев ресторанов и отелей. В штате таких компаний вряд ли есть хотя бы один специалист, который сможет оперативно понять ситуацию и он-лайн предоставить вам рекомендации о рациональности задержания балкера с суточным простоем $25-40 тыс. Не менее сомнительно, что такой страховщик сможет вступить вместо вас в переговоры по сложному транспортному спору, оперативно предоставить приемлемую P&I гарантию и оплатить услуги высококлассных юристов. А ведь еще надо быть готовым к выплатам…
© А.Скоробогатов, 2013
skorobogatov@interlegal.com.ua
Ассоциированный партнер
Interlegal
© А.Радионовс, 2013
Генеральный директор, старший брокер
Marine Insurance Service, Латвия
Эксклюзивно для портала АПК-Информ