Страхование яхт по-английски
10 Квітня, 2015
34
Не секрет, что яхта — это ценное приобретение, которое требует больших затрат на содержание и обслуживание. Вполне естественным представляется желание владельцев защитить столь дорогое имущество от различных рисков. Одним из наиболее целесообразных способов такой защиты является страхование яхты, ставшее полноценным элементом культуры яхтинга.
С 2005 года Interlegal помогает клиентам страховать яхты на европейском рынке в надежных страховых компаниях с высоким рейтингом, например в компании Inter Hannover (International Insurance Company of Hannover)
При страховании нужно обращать внимание на условия страхования, цену услуг и репутацию компании, а также наличие разветвлённой сети представительств по всему миру, чтобы обеспечить страховое покрытие в любом регионе мира. Если яхта куплена в кредит, банк может самостоятельно определить страховщика, хотя может и принять выбор клиента, если у последнего есть особые предпочтения и мотивы.
После выбора страховщика, подаётся заявление и минимальный необходимый пакет документов. Затем страховщик оценивает потенциальный риск (технические характеристики яхты, возраст, стоимость, тип яхты, флаг яхты, районы навигации и пр.), может осмотреть яхту, определяет размер страховой премии и франшизу, составляет проект страхового полиса.
Оплата страховой премии и оформление страхового полиса происходят после согласования сторонами всех условий.
Основными видами страхования являются следующие два:
- Hull&Machinery (H&M) — страхование корпуса и оборудования/материалов, включая двигатель, тендер яхты, но исключая деньги, драгоценности, предметы искусства.
- Third Party Liability (TPL) — страхование гражданской ответственности судовладельца перед третьими лицами.
H&M страхование бывает следующих разновидностей:
- страхование полной гибели (total loss) и повреждений;
- страхование только повреждений;
- страхование только полной гибели.
TPL страхование включает в себя страхование ответственности судовладельца за вред, причиненный третьим лицам и/или их имуществу, окружающей среде, а также жизни или здоровью человека.
TPL является очень важным элементом страхования, так как для захода практически в любой европейский порт требуется наличие TPL покрытия, иначе яхте может быть отказано в судозаходе.
На практике, при страховании прогулочных яхт, оба вида покрытия H&M и TPL, обычно, объединяются в одном полисе и страхуются одним страховщиком.
Бывают случаи, когда выгоднее осуществить H&M страхование у одного страховщика, а TPL страхование — у другого. Например, если страховая компания не имеет представителей в портах определённого региона, где планируется эксплуатация яхты. Это имеет особую важность для страхования ответственности. Такая опция выгодна также в тех случаях, когда ввиду большой стоимости яхты один страховщик не готов взять на себя ответственность за полную стоимость, в этом случае корпус страхуется в одной страховой компании, а ответственность в P&I клубе.
Европейские страховщики зачастую руководствуются английскими правилами страхования — «Оговорки о страховании яхт Института лондонских страховщиков» (Institute Yacht Clauses Cl. 328 (1.11.85). В отдельных случаях страховщики применяют свои специальные исключения/дополнения к базовым правилам.
Рассмотрим подробнее, что и как страхуется по Institute yacht clauses.
ЧТО ЗАСТРАХОВАНО?
Судно (яхта), состоящее из: корпуса, машин и механизмов, шлюпок, устройств и оборудования, являющихся неотъемлемой частью судна.
ГДЕ ЗАСТРАХОВАНО?
Когда яхта на ходу: в открытом море и внутренних водах; в порту, доке, местах стоянки, швартовки; на понтонах; при стоянке на твёрдом или жидком грунте; в месте хранения на берегу, включая подъём и спуск на воду.
Когда яхта в отстое: при подъёме или транспортировке (буксировке) и спуске на воду; при передвижении на верфи или у места стоянки; при демонтаже, разборке, установке оборудования, плановом или капитальном ремонте; при проведении сюрвейерского осмотра (включая постановку и вывод из дока, периоды стоянки на приколе на плаву или при буксировке в другое место, но в границах порта или места отстоя судна).
ОТ ЧЕГО ЗАСТРАХОВАНО?
- Гибель или повреждение застрахованного объекта от:
- опасностей и случайностей в морях, озёрах, реках и других судоходных водах;
- пожара;
- аварийного сброса имущества за борт;
- пиратства;
- при столкновении с доком или портовым оборудованием, наземным транспортом и летательными объектами;
- землетрясения, извержения вулкана и удара молнии.
- Гибель или повреждения произошли не в результате отсутствия должной заботы владельца или менеджера — застраховано от:
- происшествий при погрузке, выгрузке, перемещении оборудования, механизмов, машин и топлива;
- взрывов;
- злоумышленных действий;
- кражи судна или шлюпок, навесных моторов, машинного оборудования.
- Гибель и повреждения, исключая мотор и соединения (кроме стойки, вала или пропеллера):
- скрытых дефектов в корпусе или оборудовании, поломки валов или взрывов котлов (исключая расходы на замену или ремонт дефектных частей, сломанных валов или взорванных котлов);
- небрежности любого лица, за исключением стоимости восстановления повреждения, возникшего в результате небрежности либо нарушения контракта при проводимых за счёт Страхователя ремонта или технического обслуживания.
- Ответственность перед третьими лицами:
- гибель или повреждение другого судна или имущества;
- причинение вреда жизни или здоровью третьих лиц;
- любая попытка или непосредственно подъём, удаление или уничтожение обломков судна;
- законные судебные издержки, понесённые Страхователем.
ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ РИСКОВ, например: падение подвесного мотора за борт; судовых лодок, имеющих проектную скорость свыше 17 узлов, если не оговорено иное; бегучего такелажа, если при этом не повреждены реи или не было контакта с препятствием; личного имущества; штрафных убытков, присужденных в порядке наказания; военные и забастовочные риски (войны, революции, захваты, аресты, брошенные боеприпасы и т.д.); риски воздействия радиоактивных веществ, вызванные ядерным заражением и др.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО к рассмотренным выше рискам, можно застраховать скрытые дефекты корпуса и машины, поломку узлов, взрыв котлов, военные и забастовочные риски, потери и повреждения личного имущества застрахованных лиц, а также униформы команды, являющейся собственностью владельца судна и пр.
Отдельное внимание следует уделить порядку УВЕДОМЛЕНИЯ страховщика о страховом случае/убытке. Такое уведомление должно быть направлено страховщику незамедлительно и до проведения сюрвейерского осмотра, а в случае кражи или умышленного повреждения должна быть извещена полиция.
Основываясь на опыте наших коллег из сервиса аренды яхт Sailica, еще один пункт, который стоит учесть, если Вашей яхте больше 5 лет: наличие сюрвей. Страховая компания может попросить заключение внешнего специалиста о техническом состоянии яхты и её корпуса. Для избежания дополнительных расходов, стоит уточнить о необходимости сюрвея и попросить своего брокера о проведение сюрвея вместе с регулярным осмотром и обслуживанием яхты, когда ее поднимают в верфи.
Страховщик имеет право выбора порта для постановки в док или ремонта яхты (страхователю возмещаются и дополнительные расходы по рейсу, указанному страховщиком).
Страховщик имеет право провести тендер или потребовать проведения дополнительного тендера на ремонт яхты.
Также в страховых полисах обычно детально не прописывается, кто управляет яхтой, где она базируется/хранится. Но страховщики делают специальные гарантийные оговорки (warranties), нарушение которых судовладельцем может повлечь невыплату страхового возмещения при наступлении страхового случая:
- Professional skipper/crew warranty — гарантия судовладельца, что яхтой всегда управляет лицо, которое имеет на то права, то есть профессиональный шкиппер.
- Fire fighting and safety equipment warranty — гарантия судовладельца, что яхта всегда будет должным образом оборудована необходимым противопожарным и иным оборудованием для обеспечения безопасности на яхте.
- Warranty regarding use of the subject-matter insured — гарантия судовладельца, что яхта эксплуатируется только в личных целях.
- Licences, permits and compliance with laws warranty — гарантия судовладельца, что во время эксплуатации на борту яхты есть все документы, требуемые государством флага и международными правилами для данной яхты.
- Change of flag warranty — гарантия судовладельца, что он будет информировать страховщика о смене флага незамедлительно.
- Laid-up warranty — гарантия судовладельца, что яхта базируется в безопасном и охраняемом месте.
Владение яхтой, её использование и обслуживание — это многосторонний процесс, требующий надёжной защиты, которой можно достичь с помощью страхования. При этом следует ответственно отнестись к процессу заключения договора страхования и детально указать все желаемые условия, что вполне реально при наличии современного развитого страхового бизнеса, индивидуального подхода страховщиков к каждому клиенту и их заинтересованности в предоставлении услуг высокого качества.