Страхование яхт: разбираемся в видах на примерах из практики
21 Березня, 2020
1
Страхование яхты является практической необходимостью в жизни каждого яхтсмена. Ниже мы коротко остановимся на основных видах страхового покрытия для яхт и приведём типичные страховые случаи, с которым мы не раз сталкивались в нашей юридической практике.
Основными видами страхового покрытия являются:
– Hull&Machinery (H&M) – страхование корпуса и оборудования/материалов, включая двигатель, тендер яхты, но исключая деньги, драгоценности, предметы искусства.
Различают H&M страхование повреждений, страхование полной гибели (total loss), а также страхование полной гибели и повреждений.
Как правило, страхование корпуса и механизмов по-прежнему является добровольным, и используется преимущественно опытными яхтсменами, понимающими ощутимую разницу между стоимостью годовой премии по страховке и, к примеру, ремонтом/заменой мачты после морского происшествия.
– Third Party Liability (TPL) – страхование гражданской ответственности судовладельца перед третьими лицами, включающее страхование ответственности судовладельца за вред, причиненный третьим лицам и/или их имуществу, окружающей среде, а также жизни или здоровью человека.
TPL является ключевым элементом страхования и давно закреплен на законодательном уровне. Без такого полиса яхте могут отказать при заходе практически в любой европейский порт.
Обзор страховых случаев
На практике, при страховании прогулочных яхт, оба вида покрытия H&M и TPL, обычно, объединяются в одном полисе и страхуются одним страховщиком. Но иногда выгоднее осуществить H&M страхование у одного страховщика, а TPL страхование – у другого. Например, если страховая компания не имеет представителей в портах определённого региона, где планируется эксплуатация яхты. Это имеет особую важность для страхования ответственности. Такая опция также выгодна в тех случаях, когда ввиду большой стоимости яхты один страховщик не готов взять на себя ответственность за полную стоимость, в этом случае корпус страхуется в одной страховой компании, а ответственность в P&I клубе.
За долгие годы яхтенной практики, мы видели массу неприятных случаев, которые существенно осложняли жизнь владельцам яхт.
1. Столкновения.
Едва ли не самым распространенным страховым случаем является столкновение яхт между собой, с причалом либо с иным объектом, находящимся в воде или у воды . Хотя столкновение с другой яхтой всегда «усложнено» наличием второй стороны, на практике, происходит обмен контактами страховых компаний сторон, которые проводят все необходимые формальности, рассматривают обстоятельства дела и координируют организацию страховых выплат.
В случае происшествия, необходимо сразу уведомить страховую компанию, зафиксировать повреждения и все обстоятельства (фото, видео, пояснения свидетелей), а также, если это возможно, получить информацию о страховой компании второй стороны. При этом, страховая компания определяет, подпадает ли происшествие под условия страхового покрытия. В случае возникновения спорной ситуации, она рассматривается отдельно в претензионном или судебном порядке.
Примеры из практики:
Одна из яхт при швартовке задела борт другой, и обе яхты получили значительные видимые повреждения. Обе яхты были застрахованы, и страховая компания яхты-виновницы выплатила компенсацию за ремонт второй яхты в рамках покрытия TPL. Размер компенсации (около 5000 евро) полностью покрыл ремонтные работы.
При этом, важно отметить интересный нюанс: владелец яхты мог подать заявку на выплату расходов за ремонт обеих яхт (и своей, и пострадавшей) в рамках покрытия H&M и TPL соответственно. Однако в таком случае следует обратить внимание на франшизу, установленную для покрытий. Так, франшиза – это зафиксированный в страховом полисе размер убытка, который не возмещается страховщиком и вычитается при расчете подлежащей выплате компенсации. Т.е., в случае, если убыток меньше франшизы – он не возмещается страховщиком. В вышеупомянутом примере ко всему страховому случаю применялась бы ставка франшизы, которая больше (а для TPL и H&M они, как правило, разные ). Поэтому, после анализа ремонтных смет и условий страхового полиса, было принято решение заявлять на выплату только ремонт пострадавшей яхты в рамках покрытия TPL.
В другом случае, мега-яхта задела другую яхту при выходе из марины и также нанесла ей повреждения, но менее значительные. В результате – страховая компания выплатила чуть более 2 000 евро.
2. Погодные катаклизмы.
К таким можно отнести ураганы, порывы ветры, попадание молнии. Ввиду непредсказуемости и спонтанности таких природных явлений, предупредить и пресечь их наступление для собственника яхты не представляется возможным.
Примеры из практики:
Во время урагана в пришвартованную к причалу яхту ударила молния, что повлекло ущерб электрическому оборудованию на борту. Страховая компания выплатила полную сумму компенсации за убытки, что составило порядка 10 000 евро.
В другом случае, во время сильного шторма, мега-яхта нанесла значительные повреждения яхте-соседке в результате навала на неё, а также была сама сильно повреждена. Здесь владелец заявлял на выплату ремонт и своей, и пострадавшей яхты. В результате успешного урегулирования, сумма выплаты составила более 100 000 евро.
3. Участие в гонках и регатах.
При активном участии в спортивных яхтенных состязаниях, собственник несет риск повреждений яхты, вызванных большой скоростью, маневрами и действиями других участников. При регатах и гонках возможен разрыв парусов, поломка мачты, потеря якоря и прочие существенные повреждения корпуса. Высокий риск такой активности вынуждает страховые компании исключать регаты из стандартного покрытия на яхту, предлагая отдельные опции с повышенными лимитами и франшизами на период участия.
Примеры из практики:
Во время регаты на яхте сломалась мачта. Так как регата была предварительно заявлена и включена в дополнительное страховое покрытие – страховая компания возместила расходы на ремонт, общая сумма которого составила порядка 15 тысяч евро.
4. Травмы на борту.
Эксплуатация яхты сопряжена с повышенной травматичностью людей, находящихся на борту. Хотя большие риски несет экипаж, осуществляющий управление яхтой, гости на борту также могут получить травмы или повреждения. Страховые компании предлагают дополнительное покрытие медицинских расходов, которые будут понесены при травматизации на борту.
Пример из практики:
Член экипажа получил повреждение глаза во время нахождения на борту. Была проведена госпитализация, консультация врача, проведен курс лечения. Страховая компания подтвердила компенсацию расходов, в рамках медицинского дополнения к покрытию, и произвела выплату в размере 1 000 евро.
Оговорки
Всегда следует учитывать, что страховщики делают специальные гарантийные оговорки (warranties), нарушение которых владельцем яхты может повлечь невыплату страхового возмещения при наступлении страхового случая. Примеры некоторых из них изложены ниже:
a. Professional skipper/crew warranty – гарантия, что яхтой всегда управляет лицо, которое имеет на то право, то есть профессиональный шкиппер.
b. Fire fighting and safety equipment warranty – гарантия, что яхта всегда будет должным образом оборудована необходимым противопожарным и иным оборудованием для обеспечения безопасности на борту.
c. Warranty regarding use of the subject-matter insured – гарантия, что яхта эксплуатируется только в личных целя х.
d. Licences, permits and compliance with laws warranty – гарантия, что во время эксплуатации на борту яхты есть все документы, требуемые государством флага и международными правилами для данной яхты.
e. Change of flag warranty – гарантия, что судовладелец будет информировать страховщика о смене флага незамедлительно.
f. Laid-up warranty – гарантия судовладельца, что яхта базируется в безопасном и охраняемом месте.
Предложение по страховому покрытию формируется на основе ряда факторов, основными из которых являются:
1) Возраст яхты. В частности, для яхт возрастом от 10 лет, страховые компании могут требовать предоставление сюрвейерского отчета, оформленного по итогам осмотра ее технического состояния.
2) Страховая история. Под ней подразумевается статистика страховых случаев с яхтой и выплат в рамках страхового покрытия за предыдущие периоды страхования. Страховую компанию может насторожить частота наступления определенных страховых случаев, к примеру, столкновений, что может служить признаком неблагонадёжности или беспечности судовладельца.
3) Тип эксплуатации (прогулочная, коммерческая). Так, при рассмотрении заявки на страхование коммерческой яхты, страховая компания может потребовать предоставить шаблон чартерного контракта, по которому яхта фрахтуется, трудовые контракты экипажа, точный ареал эксплуатации, количество планируемых пассажиров.
4) Участие или неучастие в гонках. Страховые компании, как правило, запрашивают четкий перечень планируемых регат, которые фиксируются в самом полисе, либо его дополнении.
Отдельно следует учитывать, что осуществление страховой выплаты по конкретному страховому полису принимается во внимание страховщиком при расчете страховой премии на следующий год в сторону увеличения. Interlegal на постоянной основе сотрудничает с европейскими страховыми компаниями и поможет подобрать для Вас идеальное сочетание цены и качества страхового покрытия для Вашей яхты. Страхование – точно не требует экономии.
Специально для портала itboat