Сухой порт. Порядок взаимодействия с железной дорогой
2 Лютого, 2021
1
Сухие порты выполняют функции логистических центров по перевалке морских грузов на внутренних направлениях, они также оказывают услуги по хранению и таможенному оформлению товаров. Каковы основные юридические моменты работы терминалов такого формата в Украине?
Сухой порт – это мультимодальный логистический центр с развитой инфраструктурой, которая позволяет владельцу груза пользоваться всеми преимуществами морского порта на суше.
Одним из преимуществ сухих портов является снижение логистических затрат на перемещение грузов от пунктов пересечения границы до мест назначения внутри страны. Для этого сухие порты, как правило, обеспечивают автоперевозки на длинном или коротком плече (так называемая “последняя миля”), а также соединены с морскими портами железной дорогой, обеспечивая доставку на дальние расстояния. В случаях с контейнерными грузами, наиболее эффективно используются контейнерные поезда.
Перед сухим портом стоит задача обеспечить непрерывное и эффективное функционирование инфраструктуры. Для этого нужно корректно выстроить правоотношения по пользованию инфраструктурой (земельные участки, складские и накопительные транзитные площадки, склады и другие сооружения), таможенному оформлению грузов, а также – с автомобильными перевозчиками и железной дорогой.
Вопросы по пользованию инфраструктурой стоит решить еще на этапе создания сухого порта.
Так, владельцу сухого порта нужно организовать взаимоотношения с собственником земельного участка, на котором будет находиться Сухой порт, при необходимости – с владельцами смежных земельных участков для установления сервитутов. Также стоит помнить о соответствии целевого назначения земельного участка планируемой деятельности, и об обязательном нотариальном удостоверении договоров пользования земельным участком на срок более 3 лет.
По другим элементам инфраструктуры сухого порта также должны быть оформлены правоотношения. Владелец сухого порта покупает или арендует уже существующие объекты, или создает их самостоятельно. Строительство инфраструктуры – дорогостоящий процесс, во время которого возникает множество правоотношений, и они должны быть оформлены так, чтобы не увеличивать себестоимость строительства.
Ключевые преимущества сухих портов в том, что они напрямую взаимодействуют с двумя основными видами транспорта – железной дорогой и автомобильным транспортом.
В украинских реалиях взаимоотношения с железной дорогой – это всегда отношения с госпредприятием “Укрзализныця”, а также – с собственниками или владельцами ж/д подъездных путей.
Порядок взаимодействия с “Укрзализныцей”
При эксплуатации железнодорожных подъездных путей, которые непосредственно подходят к сухому порту, возникают договорные отношения между собственником подъездных путей и “Укрзализныцей”.
При этом, собственником подъездных путей может быть сам сухой порт, тогда у него возникают прямые взаимоотношения с “Укрзализныцей”, или третье лицо – в этом случае сухому порту необходимо выстроить отношения с таким владельцем, который, в свою очередь, взаимодействует с “Укрзализныцей”.
Согласно Уставу железных дорог Украины и Правил обслуживания железнодорожных подъездных путей, к железнодорожным подъездным путям относятся пути, соединенные с общей сетью железных дорог непрерывной рельсовой колеей и принадлежащие предприятиям, субъектам предпринимательской деятельности. Как правило, такие пути принадлежат предприятиям различной формы собственности. Этими же документами и предусмотрены два вида типовых договоров в отношении железнодорожных подъездных путей: Договор об эксплуатации железнодорожного подъездного пути и Договор о подаче и уборке вагонов.
Договор об эксплуатации железнодорожных путей
Исходя из названия, можно предположить, что цель Договора об эксплуатации железнодорожных путей – определить отношения собственника путей и лица, которое эти пути эксплуатирует.
Тем не менее, на самом деле это – договор услуг, причем услуг, которые предоставляет “Укрзализныця” собственнику пути, с соответствующими последствиями в виде обязанностей сторон: железная дорога обязуется подавать под погрузку и выгрузки вагоны до границы подъездного пути, а владелец – принимать эти вагоны и сдавать их железной дороги с выполнением учетных операций, осуществлять дальнейшее движение вагонов собственными или арендованными локомотивами, обеспечивать соблюдение определенного сторонами срока нахождения вагонов на подъездном пути и платить железной дороге обусловленную договором плату. В договоре предусматриваются количество, порядок подачи вагонов, сроки оборота вагонов и контейнеров на подъездном пути.
Собственник путей платит “Укрзализныце” за комплекс услуг, при этом несет ответственность за сохранность вагонного парка, который проходит через его пути. Непосредственно за эксплуатацию своего пути собственник пути ничего не получает. Судебная практика идет по пути защиты монополиста и подтверждает требования заключить договор по типовому проекту, а также обязанность собственника путей оплачивать соответствующую плату “Укрзализныце”.
Как правило, в таких договорных отношениях присутствует третье лицо – конечный получатель или отправитель железнодорожных вагонов, подача и уборка которых осуществляется по этим путям.
Таким третьим лицом в нашем случае выступает сухой порт.
Отличительная особенность этого договора в том, что подача и уборка вагонов на подъездных путях осуществляется собственным локомотивом владельца путей. В этом случае вагоны подаются локомотивом железной дороги только до границы подъездного пути, и далее маневровые работы на путях осуществляет сам собственник путей. Конечные получатели, которым эти вагоны подаются, платят непосредственно собственнику путей, а тот рассчитывается с “Укрзализныцей”.
Договор о подаче и уборке вагонов
С Договором о подаче и уборке вагонов ситуация более понятная.
Сторонами договора являются “Укрзализныця” и заказчик – пользователь железнодорожного пути, у которого нет собственного локомотива.
“Укрзализныця” обязуется подавать под погрузку и выгрузку вагоны непосредственно на подъездной путь и расставлять их на местах погрузки и выгрузки, а пользователь – принимать эти вагоны и сдавать их железной дороге, обеспечивать соблюдение определенного сторонами срока нахождения вагонов на подъездном пути и оплачивать “Укрзализныце” обусловленную договором плату.
Этот типовой договор предусматривает, что подача и уборка вагонов осуществляется на подъездном пути, принадлежащем дороге или пользователю.
При этом, маневровую работу, подачу и уборку вагонов на подъездных путях железной дороги осуществляет локомотив железной дороги за плату, определенную тарифом.
Очевидно, что пользователь по Договору подачи и уборки вагонов имеет набор обязательств перед “Укрзализныцей”, схожий с обязательствами собственника пути по Договору эксплуатации.
Гибридный договор с “Укрзализныцей”
Если сравнивать оба договора, то технология работы на подъездном пути определяется принадлежностью локомотива, с помощью которого осуществляется подача и уборка вагонов, и маневровая работа на этом подъездном пути.
При обслуживании подъездного пути локомотивом предприятия вагоны подаются локомотивом железной дороги только до границы подъездного пути.
Если же подъездной путь обслуживается локомотивом железной дороги, вагоны подаются непосредственно в места погрузки и выгрузки на подъездном пути.
Принадлежность локомотива “Укрзализныце” или заказчику услуг (пользователю или собственнику пути) определяет содержание основных условий договора. В частности, при обработке подъездного пути локомотивом заказчика, устанавливаются сроки оборота вагонов на подъездных путях, а при обработке локомотивом “Укрзализныци” – сроки погрузки и выгрузки в вагоны и из вагонов.
Разобравшись в юридических тонкостях, становится очевидным, что оба договора имеют схожую правовую природу, и отношения сторон – “Укрзализныци” и собственника подъездного пути, можно урегулировать в одном договоре. Именно по этому пути пошла практика.
Заключается единый, своего рода “гибридный”, договор между “Укрзализныцей” и пользователем (который является собственником подъездного пути), в котором стороны регламентируют все вопросы, в том числе – чей локомотив будет работать на подъездном пути.
“Гибридность” такого договора подразумевает, прежде всего, объединение обязательств пользователя из двух типовых договоров.
Коммерческий договор между сухим портом и собственником подъездного пути
Когда сухой порт выстраивает отношения с собственником подъездного пути, чтобы организовать подачу и уборку вагонов своих клиентов, ему необходимо получить ответы на ключевые вопросы.
Вопрос 1: Как строятся взаимоотношения собственника пути с “Укрзализныцей”?
Вопрос 2: Какими договорами регулируются их отношения?
Вопрос 3: Чей локомотив будет участвовать в подаче и уборке вагонов на подъездном пути?
В зависимости от формата отношений собственника пути и “Укрзализныци”, в коммерческом договоре необходимо разделить права и обязанности сторон и определить их ответственность – при наступлении определенных рисков или в случае нарушения обязательств.
Так, например, собственник пути должен взять на себя обязательства по содержанию путей в исправном состоянии, их обслуживанию, поддержанию железнодорожного переезда в надлежащем для эксплуатации порядке, поскольку именно за это он отвечает перед “Укрзализныцей” по соответствующему договору.
Материал специально подготовлен для портала “ЦЕНТР ТРАНСПОРТНЫХ СТРАТЕГИЙ”