Suum cuique — “Каждому – своё”
21 Липня, 2011
1
Во всех мифологиях мира мы находим рассказы о борьбе сил добра и зла: войны между богами и титанами в греческой мифологии, войну между восставшими ангелами и Богом в Библии подобное. Так и у нас сложилась целая мифология вокруг экспорта из Украины сельхозпродукции вообще и зерна в частности.
Часть первая: мифология
Коротко сюжет новой украинской мифологии выглядит так: идет война не на жизнь, а на смерть между силами добра (правительство, Президент, Верховная Рада, Генеральная прокуратура) и зла (зернотрейдеры).Зернотрейдеры пытаются обокрасть весь украинский народ, лишить всех граждан страны права на пайку хлеба, вывезя зерно за бесценок, и устроить новый голодомор в Украине. Но на защите украинского народа от этого “бесовского семени”, как тот архангел Гавриил с огненным мечом, стоят народные избранники, наши слуги народа.
Чтобы окончательно добить этих “аспидов” и врагов рода человеческого, Верховная Рада приняла Налоговый кодекс, которым отменила возврат НДС при экспорте зерна трейдерам (которые и так тщетно годами ждали его возвращения, но все же имели по крайней мере хоть какую призрачную надежду). Одновременно – как “контрольный выстрел” – ряд борцов за счастье народа предложила законопроект № 8163, которым разрешение на экспорт зерна предоставляется только производителям зерна, трейдерам, которые профинансируют посевную на 50%, и так называемому “государственному оператору” (точнее, таким не менее мифическим ребятам с острова, на котором в далекие мифические времена родилась из пены морской богиня красоты и любви Афродита), который, как те птицы небесные, только собирать с “житницы” и вывозить прибыль – как дар богине – на этот самый остров.
Флаг вам в руки, попутного ветра в паруса и девять граммов … (Извините, как-то оно так спонтанно вырвалось), то есть семь футов под килем!
Ага, вот я как раз и хотел поговорить об этих “парусах” и “килях”.
В нашей аграрной прессе экспортно-импортные операции вспоминаются на уровне не далее порта : загрузили/разгрузили товар на борт/с борта и забыли – дальше все происходит автоматически. А в действительности – все только начинается. И вот об этом “все” шла речь на Седьмой международной конференции под названием “ПРАКТИКА МОРСКОГО БИЗНЕСА: Делимся опытом”, которую провела в Одессе в начале июня Международная юридическая служба. В этом году в конференции приняли участие более 130 участников из Великобритании, Испании, Италии, Латвии, России, Кипра.
Главный вывод: подавляющему большинству производителей зерна вообще надо выбросить из головы эту ерунду о его экспорте. Дай им, Боже, ума, заключить хотя бы нормальный договор о продаже зерна элеватору, не затрагивая уже внешнеэкономический контракт со всеми этими CIF, DDU и т.д. А случись что с грузом? Ну, например, судно захватили пираты, или треснул корпус, и морская вода испортила груз, или где-то в Ла-Манше, судно столкнулось с какой субмариной. Ну и так далее …
А арбитраж в Лондоне? Ибо только человек не в себе может доверить рассмотрение дела в “самом справедливом и гуманном в мире” украинском суде. Владеете свободно английским и знаете морское торговое законодательство?
Не ставя своей целью полностью раскрыть весь круг вопросов, я только широкими мазками обозначу проблему.
Часть вторая: реальность
1. Риски
Об этом на конференции рассказали Артур Ницевич и Николай Мельников с Международной юридической службы.
Следовательно, на владельцев и перевозчиков груза подстерегают риски: утрата груза, его недостача, порча, задержание груза государственными органами (таможня и “зеленые фуражки” не дают “добро”), простой судна сверх установленные сроки.
Как взыскать долги с нерезидента, если окажется, что агент застраховал груз в такой страховой компании на острове Вануату, владельцем которой является туземец, который даже до десяти не умеет считать? Следовательно, нужно уметь оценивать контрагентов не только за рекламными буклетами.
Хозяйственный суд в Украине ежегодно рассматривает около 100 000 (сто тысяч!) дел в год. Исполнение постановлений суда – в лучшем случае! – 30%. Следовательно, без обращения к Лондонской ассоциации морских арбитров (LMAA) здесь не обойдешься. Но опять же – лучше иметь дело с отечественной юридической компанией, являющейся членом LMAA.
Есть ли форс-мажором введения квот на экспорт зерна украинским правительством? Ответ на этот простой вопрос различен с точки зрения украинского и английского законодательства.
2. Перевалку груза
Перед тем, как судно отчалит, товар надо на него загрузить. Называется этот процесс “перевалка” (или английском – “стивидоринг”). О проблемах с перевалкой грузов в Украине на конференции рассказал Андрей Кузьменко из компании “Трансинвестсервис” (ТИС).
Несмотря на то, что 45% перевалки грузов в Украине осуществляют частные стивидоровы, правительство упорно “вплотную” не рассматривает их как операторов.
В Украине возникли новые модели портов. Например, в государственном порту в Николаеве есть частные терминалы, которые неподконтрольны порту, вследствие чего между ними все время возникают конфликты.
В Одессе все частные терминалы контролируются портом. По этому поводу возникает куча проблем, связанная с отсутствием процедуры перехода груза между государственными портами и частными терминалами. Ну, и добавим к этому коммерческие функции портов, которые “ставят палки в колеса” частным конкурентам. Министерство транспорта заинтересовано в положительных показателях работы государственных портов, как только могут мешают работать частным операторам. Порты монополизировали все дополнительные услуги, такие как работа буксиров и тому подобное.
Решит эти проблемы приватизация портов? Скорее всего, – нет: приватизация выгодна только чиновникам при власти, которая позволит им “прихватизировать” государственные порты.
Административная реформа вроде предусматривала разделение регуляторных и коммерческих функций между министерствами и соответствующими службами. “Хотели, как лучше, получилось как всегда”, как говорил покойный Виктор Черномырдин: Министерство транспорта сохранило как регуляторные функции, так и ответственность за прибыльность работы государственных портов.
3. Налоги
Новый Налоговый кодекс, разработанный “командой профессионалов”, разрушает не только сельское хозяйство Украины, но и транспортную отрасль. Например, предполагаются перевозки грузов по единым международным перевозочным документом. Однако определения, что такое “единый международный перевозочный документ”, – нет! К тому же, в каждой транспортной отрасли (авиационный, железнодорожный, автомобильный, морской транспорт) пользуются различными документами.
Если поставщиком услуг при экспорте (в данном случае транспортных) является резидент, он имеет право на возмещение НДС, если нерезидент – нет. “Профессионалы” додумались даже взимать НДС с компенсаций за простой судов (в том числе по вине государства).
4. Страхование
О том, как правильно застраховать груз и как правильно действовать в случае наступления страхового случая, рассказал Сергей Деревянкин с российской страховой компании “Согласие”.
Следовательно, задачей страховой компании являются: оперативное рассмотрение заявления о выплате страховки, установления факта и причин страхового события, оформление и выплата страховой компенсации и суброгация (т.е. переход к страховщику на основании соответствующего акта права требования, которое страхователь имеет относительно лица, виновного в нанесении ему убытков).
Я вот подумал: наши сельхозпроизводители не очень-то спешат застраховать свой урожай от всяческих бед египетских, а во время самостоятельного экспорта собственной продукции им нужно будет морочить голову еще и страхованием продукции на транспорте.
5. Мастер-классы
На конференции организаторы провели несколько мастер-классов, на которых приводили примеры различных конфликтных ситуаций и “разбор полетов” на тему “кто виноват”: продавец, перевозчик, покупатель? Отвечали на вопрос, как действовать при определенных обстоятельствах; что было предусмотрено в контрактах подобное.
Интересным было то, что приводили примеры контрактов, заключенных ведущими мировыми зернотрейдерами, в которых содержались элементарные ошибки. И это фирмы, в которых работают высокооплачиваемые юристы! Насколько реальны ведение внешнеэкономической деятельности рядовым сельхозпроизводителем? Ответ напрашивается сам собой.
В завершение
Результат экспорта на уровне 877 тыс. тонн, о котором отчитался Хлебинвестбуд, нужно воспринимать с принципиальным предостережением: большая часть этого объема была продана в украинском порту зернотрейдерам на условиях FOB.
Рекордные для первого года работы результаты экспорта Хлебинвестбуду не означают, что компания сумела выйти на мировой рынок зерна. Большая часть зерна, которое экспортировала компания “Хлебинвестбуд”, была реализована на условиях FOB традиционным покупателям сельхозпродукции в Украине – транснациональным зернотрейдерам.
“По условиям продажи FOB (Free On Board) продавец обязан доставить товар в порт и погрузить на указанное покупателем судно; расходы по доставке товара на борт судна ложатся на продавца. Риск случайной порчи имущества или его повреждения возлагается на продавца – до момента пересечения товаром борта судна – и на покупателя – с указанного момента. Право собственности на товар переходит от продавца к покупателю одновременно с переходом риска.
При этом экспорт все равно считается осуществленным компанией-продавцом, хотя фактически зерно еще не оставило территории Украины. Поэтому представленные компанией данные об экспорте 877 тыс. тонн зерна вполне корректны. Однако при этом большая часть этого объема ушла не конечному покупателю, а посредникам-зернотрейдерам, против которых так рьяно выступало правительство.
Современные мифы у нас какие-то неправильные. Кажется, что у них все перевернуто вверх ногами: силы зла называются силами добра, и наоборот. Как бы было хорошо, если бы все занимались тем, на чем они разбираются. Например, чтобы трейдеры были сосредоточены на операциях купли/продажи и логистике, а не заворачивались форвардным финансированием выращивания зерна. Чтобы доктор геолого-минералогических наук Николай Азаров занимался геологическими исследованиями, а не экспериментировал экономикой Украины. Чтобы инженер-металлург Сергей Тигипко плавил чугун и сталь, а не пытался реформировать экономику, и не разрабатывал Налоговый кодекс и Пенсионной реформе. И чтобы сельхозпроизводители занимались производством сельхозпродукции, а не изучали в отчаянии английское морское торговое законодательство.