Транспортный договор – юридическая экскурсия
19 Вересня, 2001
26
Транспорт всецело обслуживает потребность человека в пространственных перемещениях на значительные расстояния различных предметов, однако мы не задумываемся о правовой стороне таких перемещений. А ведь в современном обществе всякая сколько-нибудь общественно-значимая деятельность организуется с помощью правил, закрепленных правовыми нормами. Таким образом, перемещение в физическом пространстве и живого человека и разнообразных предметов регулируется правовыми нормами, если это перемещение имеет общественное значение. В самом общем плане деятельность человека по перемещению в физическом пространстве различных предметов получила название транспортировки. Если перемещение предмета, который и сам представляет собой только замкнутую часть физического пространства, связано с перемещением некоторого транспортного средства, деятельность, обеспечивающая такой процесс, называется перевозкой.
На чем ездим мы
В 1994 году был принят Закон Украины “О транспорте”, часть 1 статьи 21 которого предусматривает такие виды транспорта общего пользования: городской электротранспорт, в том числе метрополитен, авиационный, автомобильный, речной, морской, железнодорожный.
Промышленный железнодорожный транспорт, ведомственный транспорт, трубопроводный транспорт, пути сообщения общего пользования, которые отнесены к единой транспортной системе Украины, не являются предметом регулирования собственно транспортного права как института гражданского права. Вместе с тем, транспортное право представляет собой не только институт гражданского права, но и комплексный институт, к которому относятся нормы, происходящие из других отраслей права и сохраняющие природу, свойственную нормам этих отраслей, в частности, административного, трудового, уголовного права. Гражданское право также регулирует отношения, складывающиеся в этой сфере в транспортной системе, но соответствующие правовые нормы не относятся к собственно транспортному праву как институту гражданского права, а относятся к совершенно иным институтам. Так, например, на трубопроводном транспорте действует Закон Украины “О трубопроводном транспорте” от 15 мая 1996 года, который содержит нормы земельного, экологического, административного, гражданского права. Общественные отношения, складывающиеся при транспортировке трубопроводным транспортом по трубопроводам нефти, газа, воды и тому подобных вещей, регулируются договорами поставки или договорами снабжения энергетическими ресурсами через присоединенную сеть, являются институтами гражданского права.
Перевозка – это основная функция транспорта. Транспортные предприятия могут предоставлять и другие вспомогательные транспортные услуги (например, экспедиция, подача транспортных средств, перевалка грузов). Перевозки можно классифицировать в зависимости от вида транспорта, которым они осуществляются.
Перевозка несколькими транспортными организациями одного вида транспорта называется перевозкой в прямом сообщении; перевозка организациями различных видов транспорта по единому транспортному документу называется перевозкой в прямом смешанном сообщении; перевозка в пределах территории одного предприятия называется технологической перевозкой.
Перевозка в пределах государственной границы одного и того же государства называется внутренней перевозкой; перевозка, осуществляемая в пределах государственных границ нескольких государств, называется международной перевозкой. На морском транспорте международные перевозки осуществляются между портами различных государств, а перевозки, осуществляемые между портами одного и того же государства, называются каботажными, причем каботажные перевозки, осуществляемые с пересечением государственной границы, называются большим каботажем. На автомобильном транспорте различаются городские, пригородные, междугородные внутриобластные и междугородные межобластные перевозки.
Кроме того, перевозки делятся на перевозку грузов и перевозку пассажиров.
Кто ездит на нас
Перевозки в целом регулируются статьями 358 – 368 Гражданского кодекса УССР. Кроме того, каждый вид транспорта в отдельности удостоился чести принятия отдельного нормативного документа (уставов и кодексов, и, кроме того, правил перевозок), который обуславливает правовую регламентацию функционирования данного вида транспорта. Так, например, на железнодорожном транспорте действует Устав железных дорог Украины, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 6 апреля 1998 года, деятельность речного транспорте регламентирует Устав внутреннего водного транспорта СССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 года. Деятельность морского транспорта регулирует Кодекс торгового мореплавания Украины, принятый 23 мая 1995 года, а воздушного – Воздушный кодекс Украины от 4 мая 1993 года. На автомобильном транспорте действует недавно принятый Закон Украины “Об автомобильном транспорте” от 5 апреля 2001 года.
Где встречаются интересы сторон
Транспортный договор – это договор, который опосредствует перемещение в физическом пространстве живых людей (пассажиров) и грузов транспортом общего пользования, а также оказание иных услуг, связанных с организацией такого перемещения. Транспортные договоры подразделяются на договоры перевозки – основной вид транспортного договора – и вспомогательные договоры, т. е. договоры, которые опосредствуют предоставление других услуг, содействующих организации перевозок. Понятие договора перевозки излагается в частях 1 и 2 статьи 358 ГК.
По договору перевозки груза транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа – также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа.
В результате заключения договора перевозки груза гражданские права и обязанности возникают не только у сторон договора перевозки (перевозчика и отправителя), но и у получателя. Если отправитель и получатель – одно и то же лицо, то это договор в пользу контрагента, а если получатель и отправитель не тождественны, тогда договор перевозки груза становится договором в пользу третьего лица.
Договоры о перевозке пассажира заключаются устно. Доказательством заключения такого договора является пассажирский билет. Договор перевозки пассажира может заключаться путем конклюдентных действий и осуществляется железнодорожным, речным, морским, воздушным, автомобильным транспортом, а в городах – городским электротранспортом. Близким к договору перевозки пассажира является договор морского круиза.
Если перевозка груза осуществляется в прямом или прямом смешанном сообщении, то участниками перевозки на стороне перевозчика выступают несколько лиц – транспортных организаций одного или нескольких видов транспорта. Договор перевозки с отправителем заключает лицо, принимающее груз к перевозке в пункте отправления. Все следующие лица, участвующие в перевозке на стороне перевозчика, относительно начального перевозчика являются третьими лицами, на которые по действующим на транспорте правилам возлагается выполнение обязательства по перевозке, что предусмотрено в статье 164 ГК.
С каждым отправителем, систематически отправляющим груз, транспортное предприятие-перевозчик может заключать договоры об организации перевозок, так называемые организационные договоры. При перевозках в прямом смешанном сообщении возникает потребность в перевалке груза с одного на другой вид транспорта. Такая перевалка грузов осуществляется в транспортных узлах. Условия работы перевалочных пунктов определяются так называемыми узловыми договорами, заключаемыми между транспортными предприятиями, передающими и принимающими грузы в транспортных узлах. Организационные и узловые договоры могут служить примерами вспомогательных транспортных договоров.
Или сталкиваются
В типичной ситуации в выполнении договора перевозки груза принимают участие три субъекта: перевозчик, отправитель и получатель. Все участники правоотношения обладают не только правами, но и обязанностями, определенными в императивном порядке в транспортных уставах, кодексах, а также обязанностями, вытекающими из договора. Эти обязанности сводятся к принятию груза, прибывшего в адрес получателя. Даже если прибыл груз, не предусмотренный договором поставки или другим договором, получатель должен принять груз на ответственное хранение от транспортной организации – перевозчика. Получатель может отказаться от принятия груза только в случае, если его качество вследствие порчи или повреждения изменилась настолько, что исключается возможность его использования по назначению.
Надлежащее выполнение договора перевозчиком – это перевозка с соблюдением всех условий и требований, содержащихся в договоре перевозки. Эти условия и требования могут вытекать из императивных нормативных актов, регулирующих отношения по поводу перевозки. При международных перевозках количество этих условий и требований значительно увеличивается, поскольку для выполнения договора перевозки необходимо соблюдать значительно большее количество правил, чем при внутренних перевозках.
Перевозчик должен обеспечить исправность транспортных средств. Различают исправность транспортных средств в коммерческом и техническом отношениях. Исправность в техническом отношении – это пригодность транспортного средства для перевозки вообще. Исправность в коммерческом отношении – это пригодность подвижного состава к перевозке конкретного груза, при которой обеспечивается его сохранность. Кроме того, перевозчик должен своевременно выполнить перевозку, т.е. доставить груз в пункт назначения и выдать его получателю в срок, обусловленный договором перевозки. Срок доставки груза определяется, как правило, транспортными уставами и кодексами, а если он в императивном порядке не определен, стороны могут его определить по своему усмотрению (часть 1 статьи 364 ГК).
Груз считается доставленным в срок, если в пункте назначения он разгружен средствами перевозчика или подан под разгрузку средствами получателя к окончанию срока доставки. На морском транспорте срок доставки, не определенный в императивном или диспозитивном порядке, определяется в соответствии со сроками, принятыми в морской практике (статья 160 Кодекса торгового мореплавания Украины).
К обязанностям отправителя относится целый комплекс мероприятий, проведение и исполнение которых является обязательным. Так, например, отправитель должен предъявить груз к перевозке в надлежащем состоянии, в исправной таре и упаковке; предоставить перевозчику одновременно с предъявлением груза к перевозке необходимое количество правильно заполненных транспортных документов; полностью, эффективно и своевременно загрузить транспортные средства; уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
Что бывает, если не уберегли, и как быть дальше
Перевозчик должен обеспечить сохранность груза. Нарушение этой обязанности выражается в утрате, недостаче, повреждении и порче груза.
Утрата груза – это невыдача груза по требованию получателя в течение установленного срока после окончания срока доставки, а при перевозке в прямом смешанном сообщении – после 4 месяцев со дня принятия груза к перевозке первоначальным транспортным предприятием.
Недостача – это выдача получателю груза в меньшем количестве, чем было принято от отправителя по одному транспортному документу.
Повреждение – это механические или физические изменения груза (поломка, разрушение), которые повлекли за собой снижение ценности груза вследствие уменьшения эффективности использования его по прямому назначению.
Порча – это химическое или биологическое повреждение груза.
Кроме того, часть 2 статьи 362 ГК предусматривает, что в транспортных уставах (кодексах) могут быть предусмотрены случаи, когда доказывание вины перевозчика в утрате, недостаче или повреждении груза возлагается на отправителя (получателя). Это исключение из общего правила, предусмотренного статьей 209 ГК, согласно которой отсутствие вины досказывается лицом, нарушившим обязательства. Это исключение, касающееся ответственности перевозчика за несохранность груза, предусматривается частью 1 статьи 362 ГК. Презумпция вины перевозчика может быть опровергнута, если перевозчик докажет свою невиновность. В частности, в транспортных уставах (кодексах) приводится перечень обстоятельств, наличие которых свидетельствует об отсутствии вины перевозчика.
Размер ответственности перевозчика за несохранную перевозку груза ограничивается транспортными уставами (кодексами). Убытки в виде неполученных доходов, причиненные несохранной перевозкой груза, возмещению перевозчиком не подлежат.
Ответственность перевозчика за вред, причиненный смертью или повреждением здоровья пассажира, определяется по правилам, регулирующим обязательства из причинения вреда (глава 40 ГК), то есть внедоговорные обязательства. Это предусмотрено статьей 368 ГК. Правовые нормы, закрепленные в транспортных кодексах, могут определять другие правила ответственности перевозчика за причинение вреда смертью или повреждением здоровья пассажира.