В защиту прав судовладельца
13 Жовтня, 2005
2
Основные проблемы судовладельцев сегодня — высокие налоги, проблемы с таможенным оформлением судов и грузов, административные препятствия. Хотя, по большому счёту, это давно уже проблемы бизнеса в целом. Отечественному судоходному бизнесу еще далеко до организации судоходных компаний в соответствии с международными стандартами. Прозрачные бюджет и налогообложение— пока только цели. Судовладельцы, желающие работать легально, не могут показать свои реальные финансы — в этом случае их бизнес потеряет смысл.
Среди актуальных вопросов шиппинга — уход судов «под флаг». Это вызвано естественным желанием построить бизнес так, чтобы снизить налогообложение и оптимизировать финансы. Двадцатипроцентный НДС в случае приобретения судов и оборудования за границей развитию судоходства в Украине точно не способствует. Суда, как правило, приобретаются (или строятся) под банковский кредит. Какой же банк предоставит кредит для судна, если оно зарегистрировано в украинском реестре? В таком случае для банка риски защиты его интересов как кредитора слишком велики.
Судоходным компаниям необходимы значительные инвестиции для обновления и развития флота. В Украине сегодня нет реальных финансовых институтов, работающих в данной области. Это еще одна причина, по которой судовладельцы получают деньги для развития флота за рубежом. Большинство отечественного флота изношено — проблема старения флота, кроме того, существует объективно. В связи с этим очень актуальна правильная позиция банков и страховых компаний.
В последние годы вопросы работы «под флагом» стали вызывать особый интерес с точки зрения соблюдения прав моряков, социальных гарантий и своевременной выплаты зарплаты. От неурегулированности в этой сфере объективно страдают не только моряки, но и судовладельцы. Подобные споры рассматриваются в судебном порядке, причем, несмотря на юридические обстоятельства, суды выносят решения, как правило, в пользу моряков, что позволяет обеспечить права моряков, но наносит убытки судовладельцу.
Специалисты «Международной Юридической службы» занимаются вопросами Международного морского права более десяти лет и накопили определенный опыт в области правового обеспечения судоходства, создания судоходных компаний, приобретения и регистрации судов, разработки и реализации инвестиционных проектов, налоговой оптимизации работы судоходных компаний. Судовладельцам приходится работать не только в Украине.
А поскольку каждое государство имеет собственные законы и особенности регулирования шиппинга, знать все тонкости может лишь специалист. Практика показывает, что неграмотные с точки зрения закона решения могут принести судовладельцам прямые убытки в миллионы долларов.
Учитывая указанные выше причины, а также тот факт, что в Украине круглых столов и дискуссий профессионалов шиппинга практически не проводится, юридические фирмы «Международная Юридическая служба» (Украина) и «Ремеди» (Россия) решили объединить усилия и обсудить вопросы защиты интересов судовладельцев на Международной специализированной конференции «Защита интересов судовладельцев в аспектах национального и международного права». В конференции, которая прошла 17 июня 2005 г. в Одессе в комплексе «Аркадия Плаза», приняли участие более 80 представителей судоходных, страховых, сюрвейерских, агентских компаний, морских портов, средств массовой информации и т.д.
Директор юридической фирмы «Ремеди» Андрей Супруненко сделал доклад о Росморпорте (аналогичная структура в Украине — Укрморпорт), партнер «Международной Юридической службы» Артур Ницевич представил схему создания негосударственных грузовых терминалов в украинских портах, Николай Мельников («Международная Юридическая служба») рассказал участникам о процессе приобретения и регистрации судов и яхт.
Отдельный блок вопросов был посвящен практике ареста судов в России (Андрей Космачевский, «Ремеди»), в Украине (Наталья Шпак, «Международная Юридическая служба»), в Англии (Тони Свиннертон) и Испании (Альберто Бадиа).
Огромный интерес вызвали выступления Евгения Кузнецова («Бюро Веритас») об особенностях надзора за маломерными судами и судами ограниченного района плавания и Алексея Свиба («Балтик Контор», Латвия) о вступлении Латвии в ЕС и его последствиях для судоходного бизнеса.
Также на конференции обсуждались вопросы организации судоремонта, профессиональной ответственности страховых компаний и брокеров, сроков исковой давности и т.д.
Конечно, тематика конференции ориентирована главным образом на судовладельцев. Однако рассматриваемые темы и вопросы, связанные в основном с юридическими и страховыми аспектами транспортного бизнеса, представляют интерес и для остальных участников судоходного и транспортного бизнеса, в частности, фрахтователей, экспедиторов, агентов и судовых менеджеров.
Мировая практика показывает, что юридические фирмы делятся на тех, которые занимаются защитой прав в суде, и тех, которые пытаются предотвратить неблагоприятные случаи. Организаторы конференции предложили участникам совместно поработать над недопущением таких ситуаций: ведь благо даря своевременному анализу и совету, многих проблем можно было бы избежать.