ВНЕСУДЕБНЫЕ САНКЦИИ: КАК ПРОВЕРИТЬ КОНТРАГЕНТА
26 Липня, 2021
2
ВНЕСУДЕБНЫЕ САНКЦИИ: КАК ПРОВЕРИТЬ КОНТРАГЕНТА
Римское право предусматривало… или немного теории
В целом претензионно-исковая работа – это процесс, который нужен для того, чтобы защитить материальные интересы компании. Когда компании не платят или не исполняют другие обязательства по сделке, попытаться мирно урегулировать спор поможет претензионно-исковая работа в отношении контрагента-нарушителя.
Согласно статистике Interlegal 80% споров были урегулированы нами на досудебной стадии.
Мы используем множество правовых инструментов для того, чтобы защитить интересы наших клиентов и разрешить конфликт не доводя дело до длительной и сложной процедуры судебного разбирательства
Привычным для нас механизмом являются внесудебные санкции – меры оперативного воздействия на правонарушителя с целью прекращения или предупреждения повторения нарушений обязательств, которые используются сторонами обязательства в одностороннем порядке.
Такие санкции обычно прописаны в самом договоре.
К ним относятся:
– односторонний отказ от исполнения своего обязательства;
– отказ от оплаты по обязательству;
– изменение порядка оплаты – перевод должника на предварительную оплату или на оплату после осуществления проверки;
– отсрочка отгрузки или выполнения работ;
– отказ от принятия дальнейшего выполнения обязательства;
– удержание груза, до момента получения оплаты.
Преимуществами использования внесудебных санкций является то, что санкции применяются независимо от вины субъекта, который нарушил обязательство. Также, санкции могут применяться без предварительного предъявления претензии нарушителю. И самое главное, что санкции могут применяться одновременно с возмещением убытков и взысканием штрафных санкций.
Однако, необходимо помнить о том, что в случае с внесудебными санкциями к контрагенту, нарушившему обязательства, могут быть применены только санкции, предусмотренные договором. Более того, с целью минимизации рисков, в договоре также необходимо прописывать порядок применения сторонами конкретных санкций.
В противном случае ваш контрагент может обратиться в суд с заявлением об отмене такой санкции и возмещении убытков, причиненных ее применением.
Все прошло по плану, только план оказался неудачным
При всем том, что существует множество правовых инструментов, используемых в процессе claims handling, может возникнуть ситуация, при которой претензионно-исковая работа обречена на провал и даже решение суда/арбитража не позволит защитить материальные интересы компании – недобросовестный контрагент.
Компания может резко исчезнуть за выходные либо выезжать из офиса постепенно. На счету, как правило, у нее денег нет, имущества нет, нет даже сформированного полностью уставного капитала, поэтому взыскивать долги не с чего.
Следовательно, можно смело утверждать, что KYC (know your client) — это уже не дань моде, а необходимость.
Проверку контрагента перед заключением сделки (legal due diligence) можно провести с помощью бесплатных ресурсов или получить больше данных, используя платный контент.
При этом, крайне важным является то, что правильная проверка включает не только получение информации/документов, но и ее анализ, с учетом всех потенциальных рисков.
Всемирной истории известны случаи когда «угадал все буквы, но не смог назвать слово». В качестве примера – дефолты ряда аграрных компаний за период 2018-2020 г.
Уже не секрет, что за несколько недель до нашумевшего дефолта одной из аграрных компаний были заменены директора всех принадлежащих компании элеваторах. Для наблюдательных участников рынка такой процесс мог и должен был стать “красным маячком”.
Таким образом, если мы говорим исключительно о получении информации, то за несколько недель до дефолта была возможность получить абсолютно стандартные сведения из реестра по любому элеватору компании – компания зарегистрирована, есть учредители, есть директор, виды деятельности совпадают, некрупные судебные споры.
Но если обратиться к профессиональному анализу полученной информации, то информация о смене директора, может быть тревожным сигналом о снижении благонадежности компании и требует дополнительного внимания.
Дополнительными индикаторами могут быть оффшорные владельцы, негативная судебная практика, большое количество открытых исполнительных производств.
Суммируя вышесказанное и опыт 25 лет Interlegal, во избежание вступления в договорные отношения с недобросовестным контрагентом, мы рекомендуем:
1. Доверить проведение комплексного комплаенса и due diligence контрагента специалистам, которые правильно оценивают риски;
2. При составлении договора – грамотно прописывать внесудебные санкции и порядок их применения;
3. Если контрагент оказался ненадежным и нарушил обязательства, начинать урегулирование с процедуры claims handling.