Виды И СОДЕРЖАНИЕ договоров между яхт-клубом и клиентами
21 Липня, 2005
8
Основной деятельностью яхт-клубов является оказание различных услуг владельцам яхт и катеров. Эти услуги можно разделить на два направления:
- специальные услуги, присущие только яхт-клубам (такие, как стоянка у причала, зимнее хранение плавсредств, оформление прихода/отхода);
- сервисные услуги (такие, как снабжение и ремонт яхт, береговое размещение яхтсменов и гостей, общепит, услуги связи и т.д.);
Одним из видов таких взаимоотношений является договор хранения (статья 936 Гражданского кодекса Украины – далее ГКУ), согласно которому одна сторона (хранитель) обязывается хранить вещь, которая передана ей второй стороной (поклажедателем), и вернуть ее поклажедателю в сохранности, т.е. в том же состоянии, что и принял, за исключением естественного изменения ее свойств. Главная особенность этого вида договора – обязательная передача вещи (в нашем случае судна) хранителю, а также соответствующая ответственность хранителя за утрату или повреждение вещи, принятой за хранение. В связи с вышесказанным процесс принятия и передачи вещи, во избежание дальнейших взаимных претензий, связанных с повреждением имущества или пропажи как судна, так и размещенного на ней имущества, требует тщательного контроля со стороны обеих сторон. Именно эта ответственность зачастую и является тем нежелательным фактором, которого хотят избежать яхт-клубы, поскольку обеспечить эту процедуру при каждой швартовке судна затруднительно.
Необходимо отметить, что по договору хранения Хранитель имеет право требовать с владельца вещи компенсации дополнительных (чрезвычайных) расходов, которые стороны не могли предусмотреть при заключении договора.
Существует в договоре хранения и еще один инструмент, который отличает его от иных видов взаимоотношений рассматриваемых субъектов. Согласно ст.594 ГКУ Кредитор, который правомерно владеет вещью, что подлежит передаче должнику или лицу, указанному должником, в случае невыполнения должником в срок обязательства относительно возмещения кредитору связанных с вещью расходов и других убытков, имеет право удерживать вещь у себя до выполнения должником обязательства. Таким образом, яхт-клуб имеет возможность влияния на недобросовестного судовладельца с помощью удержания его судна, а в случае длительной просрочки даже может погасить свои расходы, реализовав судно.
Еще одним подходящим для оговариваемых взаимоотношений видом договора, является договор аренды (найма). Согласно статьи 759 ГКУ наймодатель передает или обязуется передать нанимателю имущество в пользование за плату на определенный срок.
Как и договор хранения, договор найма (аренды) также предполагает передачу определенного имущества, однако в данном случае уже яхт-клуб передает имущество клиенту. Таким имуществом может выступать часть пристани или причала, эллинг и т.д. Эта процедура влечет за собой обязательную индивидуализацию такого имущества, с обязательной фиксацией факта передачи (акт приема-передачи).
Наниматель приобретает ряд существенных прав:
- при изменении собственника вещи, переданной в наем, к новому собственнику переходят права и обязанности наймодателя (если стороны не оговорят иного в договоре);
- наниматель имеет преимущественное право на повторное заключение договора найма;
А также обязанностей:
- наниматель обязан содержать арендуемое имущество в должном состоянии, производить его текущий ремонт (в соответствии с нормами законодательства и Правилами, принятыми в данном яхт-клубе);
- риск случайной гибели имущества возложен на нанимателя;
- наниматель несет ответственность перед третьими лицами за ущерб, причиненный в связи с пользованием имуществом.
Также стоит обратить внимание на длительный период просрочки платежа, необходимый для расторжения договора по инициативе наймодателя в случае несвоевременного вноса нанимателем платы, он составляет 3 месяца.
Новый Гражданский кодекс Украины 2003 года закрепил такой вид договора как договор услуг (ст. 901 ГКУ), согласно которого одна сторона (исполнитель) обязывается по заданию второй стороны (заказчика) предоставить услугу, которая потребляется в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязуется оплатить исполнителю указанную услугу, если иное не установлено договором.
При этом законодатель лишь определил, что услуги должны потребляться в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности. То есть, если стороны договорились, что за определенные действия Исполнителя Заказчик согласен уплатить вознаграждение, а в результате этих действий не остается результата, стало быть мы имеем дело с услугами. Таким образом, яхт-клуб, по нашему мнению, вполне может взимать плату за возможность стоянки возле принадлежащих ему причалов и пристаней, формализуя отношения со своими клиентами договором услуг без указанных в предыдущих видах обременений, передачи имущества и соответствующей такой передаче ответственности.
Сроки, качество и количество услуг (в указанный договор кроме платы за стоянку можно включить любые сопутствующие услуги), форму и порядок расчетов (наличные или безналичные, предоплата или оплата по факту оказания услуг), ответственность сторон за нарушение обязательств – стороны избирают самостоятельно и фиксируют все это в договоре. По факту оказания услуг стороны подписывают соответствующий акт, на основании которого и выставляется счет судовладельцу.
Теперь, когда с видом взаимоотношений есть определенность, остановимся на условиях, которые необходимо оговорить сторонам в тексте договора.
При подписании договора судовладельцу, прежде всего, необходимо убедиться в правомерности осуществления яхт-клубом деятельности по оказанию необходимых услуг, а яхт-клубу в правомерности владения судном. Для этого первому необходимо ознакомиться с уставом яхт-клуба и соответствующими разрешительными документами, а второму с сертификатом о праве собственности на судно.
Также обеим сторонам необходимо удостовериться в полномочиях лиц, подписывающих договор. В нашем случае это приобретает особую актуальность, так как лицо, управляющее судном, и собственник судна зачастую разные лица. Если это действительно так, то яхт-клубу необходимо потребовать у судоводителя документы, подтверждающие его право выступать от имени собственника (доверенность). Полномочия же представителя яхт-клуба требуют подтверждения только в случае, если договор подписывает не директор юридического лица (или частный предприниматель, оказывающий услуги), а доверенное лицо.
Заключая письменный договор, сторонам, кроме указанных в законодательстве обязательных условий (предмет договора и срок исполнения), желательно закрепить в договоре и иные условия и обязательства, которые при дальнейшем исполнении договора помогут сторонам избежать конфликтов.
Прежде всего, необходимо оговорить такие характерные нюансы как правила входа и выхода судна из акватории яхт-клуба, скорость и правила маневрирования, срок уведомления яхт-клуба собственником судна о выходе в море и отчетность последнего.
Для справки: п.5.5 Приказа Минтранссвязи Украины «Об утверждении Правил безопасной эксплуатации баз для стоянки маломерных (малых) судов» от 16 июля 2004 года N 642 содержит требование о фиксации выхода и возвращения судна в специальном «Журнале выпуска судов в плавание» с указанием обязательных данных (номер судна, фамилия и инициалы судовладельца; состав экипажа и пассажиров; маршрут плавания; время выхода судна; ориентировочное и фактическое время прихода судна) с подтверждением подписью судовладельца (судоводителя).
Следующее, что можно оговорить сторонам, это необходимость страхования взаимной ответственности друг перед другом и третьими лицами в случае причинения ущерба, а также лимиты такой ответственности. Яхты – дорогое удовольствие в самом прямом смысле, поэтому страхование является наилучшим выходом для обеих сторон.
Возможные разногласия могут возникнуть у сторон и в случае необходимости спустить судно на воду и/или обеспечить возможность судовладельцу выхода из акватории клуба в зимний период. Яхт-клуб не может воспрепятствовать желанию судовладельца распорядиться своим имуществом, однако сторонам желательно заранее оговорить такое понятие как «ненавигационный период» и связанные с ним условия: срок упреждения яхт-клуба собственником о желании выйти в море в указанный период, принадлежность расходов за перемещение судов третьих лиц, связанных со спуском и выходом в море судовладельца и прочее.
Исходя из возможной необходимости перемещения яхт-клубом нескольких судов, в договоре желательно оговорить обязанности и права сторон при возникновении необходимости перешвартовать судно в отсутствии собственника и, в случае предоставления яхт-клубу возможности самостоятельно осуществлять указанные действия, принадлежность ответственности за причинение ущерба судну и имуществу третьих лиц, в случае возникновения такового.
Также стороны могут оговорить, выделяется ли судовладельцу определенное место стоянки (причал) либо предоставляется любое свободное. В первом случае также можно оговорить возможность эксплуатации яхт-клубом места стоянки судна в отсутствие владельца, необходимость и размеры компенсации такой эксплуатации.
В случае, если в процессе исполнения договора яхт-клуб собирается привлекать 3х лиц для оказания услуг судовладельцу, в договоре обязательно указать такое право яхт-клуба, иначе, в соответствии с законодательством, последний вынужден будет оказывать все услуги лично. И в том, и в другом случае яхт-клуб за нарушение договора остается ответственным перед заказчиком в полном объеме.
Необходимо обратить внимание, что новый Гражданский кодекс 2003г. предоставил сторонам возможность закрепить в договоре право исполнителя в одностороннем порядке изменять стоимость услуг (ст. 632 ГКУ). В случае, если такая норма присутствует в договоре, сторонам следует оговорить за какой срок и каким способом яхт-клуб обязан предупредить судовладельца о таких изменениях.
Вопросы ответственности сторон в договоре прежде всего зависят от вида договора, избранного сторонами, так как именно в зависимости от вида договора определяется в чьем владении находится имущество во время стоянки у причала, и соответственно, кто понесет ответственность в случае повреждения или гибели данного имущества. Не стоит, однако, забывать, что рычагами, обеспечивающими выполнение сторонами своих обязательств, являются штрафные санкции за нарушение условий договора.
Касательно вопросов ответственности стороны могут также оговорить, несет ли яхт-клуб ответственность за сохранность судна и/или принадлежащего судну имущества (в случае заключения договора хранения яхт-клуб принимает на себя ответственность согласно акта приема- передачи). В договоре хранения стороны могут оговорить дополнительные условия касательно удержания судна и реализации его в случае невыполнения судовладельцем своевременных расчетов по договору.
Говоря о форме договора, стоит остановиться на проблеме, с которой достаточно часто сталкиваются яхт-клубы. Отдельные виды сервисных услуг (например мойка и уборка судна), а также прочие разовые услуги яхт-клуб может предоставлять судовладельцу, используя устную форму договора.
Однако услуги, связанные с такими рискованными операциями, как маневрирование по марине, спуск, подъем, буксировка и стоянка (хранение в эллинге) судна, на наш взгляд, требуют обязательной детальной регламентации, а соответственно письменной формы договора. Тут и возникает проблема, связанная с большим объемом самого договора. Действительно, собственники яхт и катеров крайне неохотно подписывают договоры с большим объемом информации, и их можно понять. Не разбираясь в юридических аспектах такого договора, они боятся быть обманутыми. Однако отсутствие четкого и ясного закрепления сторонами условий договора в случае возникновения в дальнейшем конфликтных ситуаций либо причинения ущерба имуществу может привести к значительному количеству проблем и финансовым потерям как у одной, так и у второй стороны.
Проанализировав данную проблему, мы можем рекомендовать договор, в основной массе случаев устраивающий обе стороны, хоть и не являющийся таким надежным вариантом, как подписание подробного договора. Яхт-клуб разрабатывает так называемые «Правила клуба», которые утверждаются высшим органом предприятия и детально регламентируют условия предоставления услуг клубом, правила входа в марину клуба и выхода из нее, права и обязанности сторон, форму и порядок расчетов, ответственность и прочие необходимые условия взаимоотношений яхт-клуба и собственников судов, о которых мы говорили выше. Судовладельцу же, желающему получить услуги клуба, предлагается подписать небольшой договор, выполненный в «боксовой» форме, в котором клиент указывает информацию о характеристиках и принадлежности судна, реквизитах клиента, индивидуальные условия (если клуб допускает отхождение от базовых условий), условия о страховании своей ответственности, а главное – письменно соглашается исполнять «Правила клуба». Текст Правил мелким шрифтом можно напечатать на оборотной стороне договора, а также разместить в доступном месте на территории яхт-клуба.
Взаимоотношения яхт-клубов и судовладельцев в настоящий момент еще только зарождаются, в дальнейшем они наверняка обретут четко устоявшиеся стандарты и обычаи, рожденные практикой, и привычка оставлять яхту у первого попавшегося причала столь же небрежно как сегодня автомобиль на стоянке, станет распространенной практикой.
Однако не стоит забывать, что независимо от сферы отношений возможность, как возникновения конфликтов, так и нанесения ущерба являются вечными проблемами, наиболее рациональный выход их которых – письменный договор, составленный профессиональным юристом.