Занять, заложить, застраховать.
16 Жовтня, 2006
19
Стандартные условия финансовых документов в сфере международного торгового судоходства
В любом денежном обязательстве Дебитор хочет использовать деньги Кредитора и вести дела без помех, а Кредитор хочет знать, что его деньги защищены и их возврат гарантирован, что он получит своевременное уведомление о любых проблемах и в случае затруднений реализует свои права и получит удовлетворение в первую очередь.
Соответствующие права, которые Кредиторы стремятся получить в финансовых документах в сфере судоходства, могут конфликтовать с желанием Дебитора вести дела по своему выбору.
Все эти предметы переговоров зависят от устойчивости рынка и от качества обязательства или обещания Дебитора заплатить.
В настоящей публикации мы рассмотрим различные стандартные условия, которые Кредиторы навязывают Дебиторам в финансовых операциях в сфере международного торгового судоходства.
- Стандартный пакет финансовых гарантий по судну состоит из следующих документов:
- договор займа, регулирующий отношения между Дебитором – Заемщиком и Кредитором – Заимодавцем;
- закладная, регулирующая отношения между Кредитором и Дебитором по поводу судна, которая является надлежащим документом в случае, если Кредитор вынужден предпринять меры для покрытия займа путем взыскания против судна;
- переуступка страховки и сумм доходов по судну, дающие Кредитору приоритет перед фрахтом/арендной платой, доходами страховщиков по страховым полисам и требованиями P. & I. Клуба к Дебитору;
- гарантии и/или другое обеспечение исполнения обязательств.
Закладные
Закладные делятся на два основных вида.
В соответствии с регистром Великобритании и рядом других регистров, закладная является относительно простым документом, который прилагается к договору займа и соглашению об обязательствах, но не устанавливает условия закладной в подробностях.
В случае использования такой формы закладной в ней повторяются отдельные обязательства, содержащиеся в договоре займа, и она используется для регулирования отношений между Кредитором и Дебитором по поводу ипотеки судна.
Другая форма закладной является соглашением, подобным договору займа, то есть в ней взаимные права и обязанности Кредитора и Дебитора по поводу ипотеки судна устанавливаются полностью, во всех деталях.
Договор займа
- Договор займа определяет условия займа, включая, в частности:
- сумму займа;
- ставку процента (включая ставку в случае несвоевременной уплаты платежей по возврату займа и процентов);
- дату возвращения займа;
- обеспечение обязательств по возврату займа;
- предварительные условия;
- требования и гарантии;
- обязательства или обещания, которые содержатся в закладной и регулируют ипотеку судна.
Сумма займа, как правило, составляет 70 – 80 % цены судна. nПроцент обычно устанавливается как превышение над ставкой, по которой доллар США (типичная валюта, в которой выражается цена судна) котируется на межбанковском рынке.
На Лондонском межбанковском рынке имеется ставка, известная как «ЛИБОР», которая является ценой предложения на Лондонском межбанковском рынке и ставкой, по которой банки одалживают друг другу доллар.
Кредитор может оговорить ставку сверх ЛИБОР как процентную ставку для своего займа с последующей ставкой, которая предлагается как ставка в случае неуплаты или просрочки платежа, который Дебитор обязан уплатить для возвращения займа. Ставка на случай неуплаты или просрочки очередного платежа по возврату займа и процентов, разумеется, выше, чем основная процентная ставка.
В случае обвала межбанковского рынка Кредитор имеет возможность установить процентную ставку, основываясь на стоимости для него заемных средств на другом (альтернативном) рынке, а если этот рынок окажется недоступным для него, договор займа в общем случае предусматривает, что заем должен быть возвращен досрочно, если не получена вся его сумма, например, в случае предоставления займа в виде кредитной линии.
Требования и гарантии – это положения, относящиеся к статусу Дебитора, на которые Заемщик полагается в предоставлении займа. В случае, если хотя бы одно из них окажется неверным или неправдивым, Кредитор имеет право требовать возврата займа досрочно.
- Обычно требования и гарантии включают:
- Подтверждение инкорпорации и «good standing» Дебитора. Корпоративный реестр места, в котором зарегистрирован Дебитор, обычно выдает «Гудстэндинг Сертификат», подтверждающий, что компания надлежащим образом зарегистрирована и уплачивает ежегодные обязательные платежи и налоги. Очевидно, Кредитору нужно знать, что Дебитор существует и платежеспособен, иначе возбуждение дела о взыскании денег не будет возможно, либо не будет перспективы получить удовлетворение требований.
- Дебитор должен также представить доказательства своей корпоративной правоспособности, то есть, то, что он предпринял все необходимые меры, чтобы вступить в сделку и что документы, которые будут оформлены, будут действительными и юридически обязательными.
- Кредиторы часто также требуют подтверждение от Дебиторов, что они не изменят общую природу своего бизнеса, поскольку кредитование может основываться на бизнес плане, или не вступят в сделки, которые создадут конкуренцию интересов.
- Кредиторы могут также требовать гарантий относительно ликвидности Дебитора. С этой целью Кредиторы, как правило, оговаривают, что Дебиторы должны представлять регулярно в течение разумного периода после окончания финансового года отчеты.
- Договор займа содержит требования к страховке корпуса и машины судна и чтобы она была размещена у приемлемого Страховщика или чтобы оно было введено в P & I Клуб, приемлемый для Кредитора. Заемщик может также оговорить, что суммы страховок должны превышать сумму Займа, и что покрытие, относящееся к загрязнению нефтью, должно быть наивысшим, которое может предоставить P & I Клуб. Более того, Кредитор может требовать, чтобы его интерес как выгодоприобретателя был доведен до сведения страховщика или P & I Клуба. Обязательства относятся к собственнику судна и обычно повторяются как в договоре займа, так и в закладной.
- Обыкновенно условия обязательств таковы:
- судно будет зарегистрировано под согласованным флагом;
- судно будет классифицировано по наивысшему уровню, имеющемуся у классификационного общества, приемлемого для Кредитора;
- Кредитор будет иметь право время от времени инспектировать судно, чтобы удостовериться в отношении его состояния и стоимости;
- в случае возникшего морского требования, права удержания, или залога, который предшествует закладной, Дебитор должен обеспечить освобождение от ответственности немедленно и, в случае ареста судна, должен известить Кредитора. Это крайне важное положение, поскольку Кредитор может пожелать сам добиться освобождения судна путем внесения обеспечения, дающего право требования, преимущественное над правом требования по закладной;
- должно иметь место соответствие Кодексам: МКУБ и ОСПС. Это, как правило, включает представление в копиях документации, свидетельствующей, что судно соответствуют МКУБ и ОСПС;
- Дебитор должен извещать Кредитора об определенных событиях, например, авария или арест, либо даже постановка в сухой док, если введение в сухой док предполагает право на удержание судна;
- запрет сдачи судна в бербоут-чартер без согласия Кредитора, что означает ограничения права собственности на судно и владения судном для Дебитора. Предварительные условия – это условия, которые оговариваются Кредитором как такие, которые должны быть выполнены до получения займа. Они, как правило, включают в себя:
- подготовка всех документов;
- доказательство того, что Дебитор надлежащим образом зарегистрирован и может исполнять свои обязанности, а также что документы будут юридически обязывать, когда будут оформлены;
- корпоративные полномочия от Дебитора, разрешающие заключить договор займа и назначающие лиц, уполномоченных оформлять документы. Эти полномочия, как правило, удостоверяются нотариально, и нотариальный документ заверяется апостилем или путем легализации;
- доказательство того, что судно и закладная зарегистрированы. Это часто выполняется одновременно с выдачей займа, и означает, что заключение договора займа юридически обязательно для сторон, и документы должны быть переданы, платежи должны быть сделаны, и должны быть произведены все иные действия, окончательно оформляющие договор займа, например, его регистрация.
Случаи отказа от платежа
Кредитор имеет право потребовать возврата кредита в случае отказа от выплаты долга (дефолта), поэтому это условие часто требует проведения обстоятельных переговоров.
- Случай дефолта включает следующее: r
- неуплата тела кредита или процентов;
- нарушение хотя бы одного условия любого из обеспечивающих исполнение обязательства документов;
- несостоятельность Дебитора, то есть его неспособность исполнять свои долги;
- банкротство Дебитора;
- любой иной случай, который Кредитор сочтет ставящим в опасность его интересы (часто весьма широкий набор условий).
Доходы от судна
Кредиторы обычно добиваются переуступки доходов от судна.
Они часто уплачиваются на счет Кредитора, посредством чего у Кредитора появляется возможность наблюдать, как минимум, способность Дебитора обеспечить следующий платеж по возврату капитала и выплате процентов на него. В зависимости от результатов такого наблюдения деньги будут в распоряжении Дебитора для управления судном. Кредиторы обычно не разрешают выплату дивидендов акционерам пока имеется невыплаченный заем.
Страховка
Кредитор получает переуступку страховки корпуса и машины судна так же, как и членства в P & I Клубе Дебитора.
Извещение о такой переуступке должно быть дано Страховщику для уплаты этого обеспечения непосредственно Кредитору.
Часто для выдачи кредита создается банковский консорциум – временное объединение банков со специальной целью. Такой целью является финансирование выдачи кредита по кредитному договору, контроль за порядком погашения кредита и получение прибыли от операции. «Международная юридическая служба» сопровождала выдачу кредита на покупку двух судов и рефинансирование задолженности по третьему судну, купленному в кредит. С целью предоставления кредита был создан консорциум двумя банками из Люксембурга. Кредит выдавался трем компаниям, зарегистрированным на Мальте. Суда приобретались у Мальтийских судовладельцев. Была образована единая кредитная линия, потому что все компании-покупатели судов, а также компания, у которой была задолженность по кредиту на покупку морского судна, находились под контролем одной и той же Либерийской компании. Общая сумма кредита составляла USD 3 000 000.
Кредиторы требовали заложить как суда, так и акции компаний-заемщиков. Нами были проверены сертификаты о регистрации всех компаний, участвующих в качестве получателей кредита в кредитном договоре, их статьи об инкорпорации, полномочия представителей на подписание кредитного договора, закладные на суда и договора залога как судов, так и акций компаний-заемщиков, а также сертификаты акций, тщательно изучены положения кредитного договора. Кредит выдавался путем открытия счета одной из компаний-заемщиков в одном из банков-кредиторов. Конечно, мы представили здесь это дело схематично, поскольку в нем фигурировали также многочисленные представители интересов как кредиторов, так и заемщиков, физических лиц, заинтересованных в получении кредита, покупке и продаже судов, акционеров компаний-заемщиков и т.д. и т. п. Представляя интересы Либерийской судоходной компании, мы не обнаружили никаких угроз ее интересам и нарушений порядка кредитования покупки судов, которые впоследствии могли бы создать такую угрозу, и рекомендовали не возражать против условий кредитования. В ходе подготовки заключения нами было исследовано более полутора сотен документов.
Мы надеемся, что вы найдете это краткое введение в финансирование судов интересным. Вы наверняка поняли необходимость пользоваться услугами хорошего адвоката, который проведет вас сквозь трудности с документацией и вселит в вас уверенность в том, что вы не утратите почву под ногами в море бумаг.