Земли водного фонда и морского транспорта: правовой режим использования

17 Червня, 2005

14

Практика применения норм Земельного кодекса свидетельствует о том, что ряд положений, регулирующих земельные отношения, нуждается в разъяснении, ведь кодекс фактически является “рамочным” законом, заложившим базу для дальнейшего формирования земельного законодательства.

Сегодня, несмотря на то, что Земельный кодекс (п. 2 ст. 3) установил свой приоритет в регулировании земельных отношений, урегулировал правовой режим использования земель и закрепил порядок действия правовых норм (п. 3 раздела IX), актуальным остается вопрос использования земель с «размещенными» на них природными ресурсами: недрами, лесами, водами, растительным и животным миром и др.

На первый взгляд, при таком «регулировании» не должно возникать проблем с применением правовых норм по использованию земель с природными ресурсами (что также касается земель водного фонда и земель морского транспорта). Однако, непосредственное применение норм Земельного кодекса (далее – ЗКУ) свидетельствует о том, что положения, регулирующие механизм отвода и режим пользования землями водного фонда и землями морского транспорта, нуждаются в доработке и уточнении.

Проблема вызвана тем, что указанные земли частично имеют одинаковый состав и в то же время относятся к разным категориям земель. Это означает определенный механизм предоставления указанных земель и особый правовой режим их использования (ст. 18 и 19 ЗКУ). Механизм предоставления земель установлен ст. 83 и п. 12 переходных положений ЗКУ и зависит от полномочий по распоряжению землями. Распоряжаются землями в пределах населенных пунктов (кроме земель, переданных в частную собственность) сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов – соответствующие органы исполнительной власти. Кроме того, полномочия по распоряжению землями зависят от разграничения земель государственной и коммунальной собственности.

Для урегулирования процесса разграничения было принято постановление Кабинета Министров №1100 от 01.08.02г. «О временном порядке разграничения земель права государственной и коммунальной собственности», согласно которому земли водных объектов общегосударственного значения:

  • внутренние морские воды и территориальное море;
  • подземные воды, которые являются источником централизованного водоснабжения;
  • поверхностные воды (озера, водохранилища, реки, каналы), что находятся и используются
  • на территории более как одной области, а также их притоки всех порядков;
  • водные объекты в пределах территорий природно-заповедного фонда общегосударственного значения, а также отнесенные категории лечебных; являются государственной собственностью, а земли водных объектов местного значения:
  • поверхностные воды, которые находятся и используются в пределах одной области и какие не отнесены к водным объектам общегосударственного значения;
  • подземные воды, которые не могут быть источником централизованного водоснабжения;

являются коммунальной собственностью.

В данном порядке закреплен перечень земель, занятых водными объектами. Однако, при таком размежевании государственной и коммунальной собственности сложность вызывает отсутствие и в Водном, и в Земельном кодексах определений и конкретного состава таких земель. Остается либо догадываться, либо руководствоваться нормативными актами, регулирующими другие общественные отношения, что соответственно влияет на механизм предоставления в пользование и использования земель водного фонда и земель морского транспорта. Перечень водных объектов местного значения закреплен в «Перечне рек и водоемов, которые отнесены к водным объектам местного значения» (Приказ N 41 от 03.06.97 Государственного комитета Украины по водному хозяйству), а вот нормы, которые содержат определение водных объектов общегосударственного значения частично можно найти в других нормативных актах. Например, в Законе Украины “О государственной границе Украины” от 04.11.1991 г. N 1777-XII, в “Правилах охраны внутренних морских вод и территориального моря от загрязнения и засорения” (постановление Кабмина от 29 февраля 1996 г. N 269) и в постановлении Кабмина “О пограничном режиме” от 27.07.1998 N 1147.

Согласно этим нормативным актам к внутренним морским водам Украины отнесены:

– морские воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря Украины; – воды портов Украины, ограниченные линией, которая проходит через постоянные портовые сооружения, которые более всего выступают в сторону моря; – воды заливов, бухт, губ и лиманов, гаваней и рейдов, берега которых полностью принадлежат Украине, к прямой линии, проведенной от берега до берега в месте, где со стороны моря впервые образовывается один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; – воды заливов, бухт, губ и лиманов, морей и протоков, которые исторически принадлежат Украине. К территориальному морю Украины отнесены: прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, которые принадлежат Украине, или от прямых исходных линий, которые соединяют соответствующие точки.

В данном случае Земельный и Водный кодексы, представляющие собой специальное законодательство, не содержат конкретного определения и состава “внутренних морских вод”, поэтому применение в таком случае нормативных актов, которые регулируют другие общественные отношения, приводит к правовым коллизиям.

Одна из таких коллизий связана с разграничением состава и целевым использованием земель водного фонда и земель морского транспорта. Наглядным примером может служить территория морского порта, которая включает (ст. 74 Кодекса торгового мореплавания Украины, далее – КТМ) отведенные порту земли (суша) и отведенные порту водные пространства (акватория). Согласно положениям этой статьи территория и акватория морского порта является государственной собственностью и предоставляется порту в пользование, а отвод земельных и водных участков для морского порта и изъятие этих участков осуществляются в порядке, установленном действующим законодательством Украины.

Правовой статус морского порта определен статьей 73 КТМ Украины, согласно которой морской порт – государственное транспортное предприятие, предназначенное для обслуживания судов, пассажиров и грузов на отведенных порту территории и акватории, а также перевозки грузов и пассажиров на судах, которые принадлежат порту. Существование морского порта связано с наличием у порта территории и акватории, а их целевое использование зависит от разграничения земель водного фонда и земель морского порта.

ЗКУ к землям морского транспорта (ст. 69) относит земли под морскими портами с набережными, площадками, причалами, вокзалами, зданиями, сооружениями, оборудованием, объектами общепортового и комплексного обслуживания флота; гидротехническими сооружениями и средствами навигационной обстановки, судоремонтными заводами, мастерскими, базами, составами, радиоцентрами, служебными и культурно-бытовыми зданиями и другими сооружениями, которые обслуживают морской транспорт.

К землям водного фонда относятся земли, занятые морями, речками, озерами, водохранилищами, другими водными объектами, болотами, а также островами; прибрежными защитными полосами вдоль морей, рек и вокруг водоемов; гидротехническими, другими водохозяйственными сооружениями и каналами, а также земли, выделенные под полосы отвода для них; береговыми полосами водных путей (ст. 58 ЗКУ).

Как видно, разные по своей сути категории земель имеют в своем составе гидротехнические сооружения, что порождает коллизию в разграничении состава земель водного фонда и земель морского транспорта.

Если обратиться к определению гидротехнического сооружения, то в положении «Об организации и порядке осуществления государственного технического надзора за судоходными гидротехническими сооружениями и гидротехническими сооружениями портов, судостроительных и судоремонтных заводов, которые находятся в эксплуатации», утвержденном приказом Минтранса N 906 от 20.11.2003, под ним понимаются:

  • гидротехническое сооружение (ГТС) – сооружение для использования водных ресурсов, а также для борьбы с вредным влиянием вод;
  • судоходное ГТС (далее – СГТС) – ГТС на водном пути для обеспечения осуществления судоходства, в том числе суднопропускные сооружения (судоходные шлюзы);
  • ГТС портов, судостроительных и судоремонтных заводов – ГТС на морских и внутренних водных путях, которые используются с целью обеспечения перевозок грузов и пассажиров, а также построения, ремонта, утилизации, обслуживание и обзора судов.

Вот и получается, что земли под гидротехническими, другими водохозяйственными сооружениями отнесены к разным категориям – землям водного фонда и землям морского транспорта. Это ставит в тупик при разграничении земель водного фонда и земель морского транспорта не только юристов, но и уполномоченные органы государства.

Сложность в разграничении этих земель вызвана еще и тем, что земли морского транспорта могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности (ст. 67 ЗКУ) без каких-либо ограничений. Земельный кодекс на этот счет не содержит ограничений в обретении права частной собственности на земли морского транспорта. Кроме того, постановлением Кабинета Министров от 12 октября 2000 г. N 1544 “О портовых сборах” и приказом Минтранса от 27.06.1996г. № 214 “Об утверждении Сборника и плат за услуги, которые предоставляются судам в морских торговых портах Украины” предусмотрено существование негосударственных гидротехнических сооружений.

Безусловно, отсутствие ограничений в обретении права частной собственности на земли морского транспорта – это положительный фактор для развития морского транспорта, а вот отсутствие механизма предоставления земель – отрицательный. С землями водного фонда немного сложнее. Ведь в частную собственность из земель водного фонда могут передаваться только замкнутые естественные водоемы (общей площадью до 3 гектаров) и только для целей, предусмотренных в законе, что компенсируется возможностью получения земель водного фонда в аренду.

Ввиду отсутствия механизма предоставления земельных участков с «размещенными» на них водными объектами из земель транспорта и для целей транспорта нами проанализирована практика отвода земельных участков из земель водного фонда для потребностей транспорта. Прежде всего, необходимо отметить, что механизм отвода земель водного фонда не лишен недостатков, и для украинского законодательства предоставление в аренду (отвод) водных объектов является новацией, по законодательству бывшего СССР такие соглашения не допускались.

Аренда земель водного фонда толкуется разными специалистами по-разному. Некоторые специалисты утверждают, что для аренды земель водного фонда необходимо заключать два договора: один с государственной администрацией (районной или областной) об аренде водного объекта, а другой – с местным (сельским или поселковой) советом об аренде земель водного фонда. На наш взгляд, для аренды земель водного фонда, что подтверждено и действующим Земельным кодексом Украины, и ст. 4 Закона Украины “Об аренде земли”, и “Порядком пользования землями водного фонда”, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 13 мая 1996 г. N 502, необходимо заключать только договор аренды земельного участка.

Нормами Водного кодекса Украины (ст. 51) такое право декларировано, указаны арендодатели, установлены обязанности сторон, однако специальных подзаконных актов, регламентирующих форму договора и порядок его заключения, издано не было, Водный кодекс (ст. 85) отсылает к земельному законодательству. Нормами Земельного Кодекса (ст. 59 п. 4) предусмотрено, что гражданам и юридическим лицам органами исполнительной власти или органами местного самоуправления из земель водного фонда могут передаваться на условиях аренды земельные участки прибрежных защитных полос, полос отвода и береговых полос водных путей, а также озера, водохранилища, другие водоемы, болота и острова для сенокошения, рыбохозяйственных потребностей, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей, проведение научно-исследовательских работ и т.п.

Дело в том, что этот механизм отвода земель водного фонда содержит два положения, которые могут трактоваться по-разному. Первое – это словосочетание «другие водоемы». Не понятно, что имели в виду законодатели под словосочетанием «другие водоемы»: речку или море. Второе – это целевое использование. Неясно, расширено ли в данном случае целевое использование водных объектов присутствием слов «т.п.».

Водный кодекс объясняет слово «водоем» как поверхностный водный объект с бессточным или с замедленным стоком воды. Еще одно определение водоема – это сформированные природой или созданные искусственно объекты ландшафта или геологические структуры, где сосредоточены воды (речка, озеро, море, водохранилище, канал, водоносный горизонт), содержится в постановлении Кабинета Министров “Об утверждении Порядка осуществления любительского и спортивного рыболовства” от 18.07.1998 N 1126.

Что касается целевого использования водных объектов для нужд морского транспорта, то, к сожалению, наше законодательство отличается тем, что каждое следующее разъяснение также нуждается в разъяснениях.

Государственной комитет Украины по земельным ресурсам в письме N 2-П1010/3991 от 31.07.2002г. выразил свою позицию относительно использования водных объектов: “Согласно статье 51 Водного кодекса Украины в пользование на условиях аренды водные объекты (их части) местного значения и ставки, которые находятся в бассейнах рек общегосударственного значения, могут предоставляться водопользователям лишь для рыборазведения производства сельскохозяйственной и промышленной продукции, а также в лечебных и оздоровительных целях”.

На наш взгляд, Комитет не учел существования специальных статей Водного кодекса, в которых установленные особенности целевого пользования водными объектами либо его разъяснение касались конкретного дела. Так, статьей 67 Водного кодекса, установлены особенности пользования водными объектами для нужд водного транспорта: речки, озера, водохранилища, каналы, другие водоемы, а также внутренние морские воды и территориальное море являются внутренними водными путями общего пользования, за исключением случаев, когда согласно законодательству Украины их использование с этой целью полностью или частично запрещено.

Перечень внутренних водных путей, отнесенных категории судоходных, утвержден постановлением N 640 от 12 июня 1996 г. Кабинета Министров Украины. Это положение предоставляет определенную свободу в пользовании водными объектами, т.к. не требует наличия соответствующих решений компетентных органов государства и дает право всем физическим и юридическим лицам использовать такие водные объекты.

В то же время, статья 86 Водного кодекса определяет, что на земельных участках дна рек, озер, водохранилищ, морей и других водных объектов могут проводиться работы, связанные со строительством гидротехнических сооружений, углублением дна для судоходства, добычей полезных ископаемых (кроме песка, гальки и гравия в руслах малых и горных рек), прокладыванием кабелей, трубопроводов, других коммуникаций, а также буровые и геологоразведочные работы. Фактически существование морского транспорта, в том числе, и порта, невозможно без земель, занятых гидротехническими сооружениями, и без использования для этих целей акватории водного объекта. Однако, следует помнить, что при реализации какого-либо инвестиционного проекта необходимо детально анализировать месторасположение земельного участка, т.к. он может относиться как к землям водного фонда, так и к землям морского транспорта, что влечет соответствующий механизм их предоставления (отвод) и особый правовой режим их использования.

В заключение хотелось бы отметить, несмотря на то, что действующее нормативные акты не являются достаточной правовой основой для разрешения всех возникающих при этом вопросов, тем не менее в их рамках возможна достаточно стабильная и успешная реализация проектов по развитию морского транспорта. Об этом свидетельствует и наш опыт в Николаевском и Одесском регионах, Крыму как юристов, сопровождающих такие проекты. Возникшая практика и выявляемые при этом проблемы применения законодательных и подзаконных нормативных актов дают толчок дальнейшему развитию законодательства в этой области.

Автор
Артур Ніцевич
Партнер
Консультація
Щоб постійно отримувати важливу інформацію, а головне швидко - підписуйтеся на новини з сайту
Підпишіться на новини

Публікації з цієї категорії

Цей запис не має тегів.

Інші публікації

Ship arrest and Decarbonization: is the 1952 Brussels Convention still actual?

10 Лютого, 2025

0.012k

Морське право

АРЕШТИ СУДЕН – STRANGER THINGS ПО-УКРАЇНСЬКИ

26 Грудня, 2024

0.279k

INTERLEGAL SHIPPING DIGEST Q4

20 Грудня, 2024

0.049k

Дія правил КІК в Україні: перші підсумки та вплив на бізнес

10 Грудня, 2024

0.069k

Що важливо знати при укладанні додаткової угоди до контракту

9 Грудня, 2024

0.067k

Як Interlegal допомогли найбільшому трейдеру з Казахстану 

2 Грудня, 2024

0.051k

Safe Port Warranty та розподіл воєнних ризиків за версією LMAA 

28 Листопада, 2024

0.143k

Нові правила трансфертного ціноутворення на Кіпрі: глобальна прозорість та нові виклики 

7 Листопада, 2024

0.064k

Податкове резидентство – що це таке і та як його визначати? 

6 Листопада, 2024

0.052k

Морське право

Виклики та рішення морської галузі 2024

0.089k

Юридична підтримка агротрейдерів: інтерв’ю з партнером юридичної компанії

28 Жовтня, 2024

0.176k

Реєстрація яхти під прапором Співдружності Домініки – швидко, просто та економічно вигідно 

22 Жовтня, 2024

0.047k

Не бажаєте платити демередж? А прийдеться…

20 Вересня, 2024

0.045k

Битва на Чорному морі

27 Серпня, 2024

0.068k

Гамбурзька справа: Чому Антимонопольний комітет України зацікавився німецьким портом

24 Серпня, 2024

0.059k

ЧИ Є У ІНШОГО ПОДРУЖЖЯ ПРАВА НА ВАШУ ЧАСТКУ В ТОВ?

21 Серпня, 2024

0.05k

Реєстрація яхти під прапором Кіпру: переваги та умови

16 Серпня, 2024

0.049k

Lien on cargo on board the vessel in Ukraine

3 Серпня, 2024

0.055k

Дефолт в торговом контракте: объявляем по-английски

2 Серпня, 2024

0.048k

Демередж – такий звичний, але такий важливий

1 Серпня, 2024

0.034k

Шипінг в умовах війни: відповіді на найпоширеніші запитання

26 Липня, 2024

0.023k

Апдейт процедури та свіжий погляд на арешт суден в Одеському регіоні під час війни

25 Липня, 2024

0.021k

Страхування інвестицій

1 Липня, 2024

0.02k

Що таке новація в англійському праві?

28 Червня, 2024

0.027k

Пост-релиз вебинара “Международная торговля и перевозка товара”

26 Червня, 2024

0.021k

Maritime Days in Odesa 2024

22 Червня, 2024

0.023k

Круглий стіл «Юридичні питання контейнерних перевезень зернових та олійних»

20 Червня, 2024

0.017k

Шануйтеся (страхуйтеся), панове!

27 Травня, 2024

0.021k

Пост-реліз: EBA Odesa Business Talks: Recovery Ukraine. Проєкти відновлення на Півдні України

24 Травня, 2024

0.015k

Interlegal Yachting Digest Q1 2024

4 Квітня, 2024

0.019k

Псування наливних вантажів: морські вимоги та особливості арешту

24 Січня, 2024

0.02k

Як уникнути проблем в міжнародній торгівлі?

11 Січня, 2024

0.016k

Помилки яких варто уникати під час укладання CIF контрактів

15 Грудня, 2023

0.027k

Certificate is final as to quality…

13 Грудня, 2023

0.022k

Що потрібно знати для організації чартерної діяльності?

12 Грудня, 2023

0.026k

Anticipatory breach. Відповіді на найактуальніші питання

17 Листопада, 2023

0.022k

Чи вартий демередж арбітражу: як краще вирішити спір з невеликою сумою?

31 Жовтня, 2023

0.017k

А Ви вже налагодили бізнес-процеси своєї компанії у Польщі?

3 Жовтня, 2023

0.014k

Яхтинг

На що звертати увагу при укладанні брокерської угоди

10 Вересня, 2023

0.032k

Чартерний бізнес у Чорногорії: рішення є!

0.029k

Бізнес-колаборації та партнерські угоди під час війни

3 Серпня, 2023

0.022k

Звіт Паризького Меморандуму за 2022 рік

5 Липня, 2023

0.023k

Судно підходить до порту призначення, а фрахт ще не надійшов: що робити?

4 Липня, 2023

0.025k

Прапор Чорногорії: переваги юрисдикції

30 Червня, 2023

0.018k

Неуважність вартістю в мільйони

25 Травня, 2023

0.015k

Знижка в ціні згідно “extension clause” GAFTA 48

15 Травня, 2023

0.023k

Фінпідтримка й фінпартнерство: як стати банком першого вибору для експортерів

10 Квітня, 2023

0.021k

Як співпраця Укрексімбанку зі Світовим банком відкриває доступ бізнесу до довгострокового фінансування

7 Квітня, 2023

0.012k

Чартерний бізнес у Чорногорії: рішення є!

27 Березня, 2023

0.011k

Зник вантаж. Відповідальність директора складу.

23 Березня, 2023

0.018k

Compliance банку та визначення якими він лякав

6 Березня, 2023

0.019k

На що звертати увагу при укладанні брокерської угоди

24 Лютого, 2023

0.019k

Коносамент чи морська накладна: вибір за Вами

23 Лютого, 2023

0.083k

Конвенція ООН Про Міжнародні Наслідки купівлі-продажу суден у судовому порядку – вже скоро

3 Лютого, 2023

0.012k

ОПОДАТКУВАННЯ ФРАХТУ

0.094k

Що робити, якщо Ваш іноземний контрагент не виконує зобов’язання за угодою?

1 Лютого, 2023

0.022k

Як продовжити строк поставки за правилами Gafta та Fosfa?

20 Січня, 2023

0.02k

Interlegal Trade digest Q4 2022

16 Січня, 2023

0.019k

Створення та функціонування спільного підприємства в Україні

10 Січня, 2023

0.141k

Що робити у разі втрати коносаменту?

16 Грудня, 2022

0.02k

Електронна печатка FOSFA для сертифікатів аналізів

15 Грудня, 2022

0.018k

Interlegal Shipping digest Q4 2022

9 Грудня, 2022

0.016k

Особливості іноземного арбітражного рішення в Китаї

2 Грудня, 2022

0.016k

СТРАХУВАННЯ ЯХТ ПО-АНГЛІЙСЬКІ

31 Жовтня, 2022

0.025k

З чим зіткнувся шипінг та трейд під час блокади морських портів України

11 Жовтня, 2022

0.021k

Санкції проти РФ та Білорусі. Вплив на бізнес.

3 Жовтня, 2022

0.016k

Нововведення Греції: що потрібно враховувати

28 Вересня, 2022

0.015k

Interlegal Trade digest Q3 2022

22 Вересня, 2022

0.014k

Купівля яхти у складчину

30 Серпня, 2022

0.015k

Смарт-контракти: як сторонам убезпечити себе

29 Серпня, 2022

0.016k

НОВИНИ КОРПОРАТИВНОГО СВІТУ

18 Серпня, 2022

0.014k

Бізнес з Китаєм: розбір практичних кейсів

25 Липня, 2022

0.012k

Постійне проживання на борту: ризики для яхт у тимчасовому ввезенні до ЄС

21 Липня, 2022

0.018k

Опубликован отчет Парижского Меморандума за 2021 год

12 Липня, 2022

0.017k

Денонсация соглашения между правительствами Украины и российской федерации

14 Червня, 2022

0.009k

ВІДКРИТТЯ БІЗНЕСУ В КИТАЇ: ОБИРАЄМО ФОРМУ ОРГАНІЗАЦІЇ

11 Червня, 2022

0.022k

Порядок использования паспорта моряка при пересечении границ ЕС

30 Травня, 2022

0.427k

План Маршалла для України: відкриті питання

23 Травня, 2022

0.016k

ИЗМЕНЕНИЯ В АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

28 Квітня, 2022

0.018k

Проведение регистрационных действий в условиях военного времени

22 Квітня, 2022

0.018k

Про припинення заходів державного нагляду (контролю) і державного ринкового нагляду в умовах воєнного стану

19 Квітня, 2022

0.011k

Форс-мажор: взгляд под другим углом

23 Березня, 2022

0.015k

Робота морських лінійних перевізників на території України після 24.02.2022

22 Березня, 2022

0.022k

Alert: Принудительное изъятие имущества при военном положении

21 Березня, 2022

0.017k

Программы Yacht Engaged in Trade. Где существуют и для чего использовать?

10 Лютого, 2022

0.018k

Interlegal digest – TRADE

0.019k

В Украине меняется ведение документации, а в мире – налоговые ставки: новости корпоративного мира за январь

2 Лютого, 2022

0.012k

Регистрация яхты и выбор флага

24 Січня, 2022

0.023k

China Check – проверяем китайских контрагентов

13 Січня, 2022

0.356k

Изменения в Налоговый кодекс, “Дія City” и реформа на Кипре

10 Січня, 2022

0.019k

Кипр завлекает бизнес налоговыми льготами, Британия вводит реестр бенефициаров: новости корпоративного мира за ноябрь

6 Грудня, 2021

0.015k

Временный ввоз яхты в ЕС: коротко о главном

29 Листопада, 2021

0.038k

Привлечь любой ценой…

0.019k

Регистрация яхты с с выплаченным НДС в ЕС

18 Листопада, 2021

0.015k

Interlegal Trade Newsletter Q3

12 Листопада, 2021

0.017k

Чергова пеня за порушення граничних строків для Експортера

11 Листопада, 2021

0.009k

Тренды уходящего года в шиппинге

0.039k

ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ С КИТАЙСКИМИ ПАРТНЕРАМИ

10 Листопада, 2021

0.01k

Pandora Papers касается каждого: новости корпоративного мира за октябрь

2 Листопада, 2021

0.009k

Третье лицо в судебном процессе. К чему готовиться Истцу.

28 Жовтня, 2021

0.016k

Новое уголовное дело против экоинспекции, или Почему отсутствовать нарушение не может

20 Жовтня, 2021

0.015k

КУПЛЯ-ПРОДАЖА ЯХТ

13 Жовтня, 2021

0.012k

Уроки Бейрута: морские и торговые аспекты

8 Жовтня, 2021

0.019k

Соевые бобы: риски и рекомендации по предотвращению потерь

7 Жовтня, 2021

0.019k

Закон о виртуальных активах и GDPR: новости корпоративного мира за сентябрь

4 Жовтня, 2021

0.025k

«Water toys» на прогулочных яхтах. Правила использования средств для развлечений на воде

29 Вересня, 2021

0.01k

Земельная реформа 2021 в деталях

23 Вересня, 2021

0.014k

Закон о мультимодальных перевозках. В чем риски?

17 Вересня, 2021

0.019k

Прецедент с яхтой Insieme в Грузии: правовые выводы

14 Вересня, 2021

0.025k

Paperless, отмывание денег и налоговая амнистия: новости корпоративного мира за август

2 Вересня, 2021

0.016k

Возможно ли расторгнуть брак в Украине, если он был заключен в другой стране, да и еще с нерезидентом?

0.009k

INTERLEGAL QUARTERLY TRADE NEWSLETTER 02 2021

4 Серпня, 2021

0.018k

О чем нужно позаботиться экспортерам и трейдерам, поставляющим сельхозпродукцию в Египет?

3 Серпня, 2021

0.011k

Сухой порт. Особенности и организация работы

2 Серпня, 2021

0.016k

Дія City, деолигархизация и прожиточный минимум: новости корпоративного мира за июль

0.012k

Чек-лист по обыскам на судне

27 Липня, 2021

0.01k

ВНЕСУДЕБНЫЕ САНКЦИИ: КАК ПРОВЕРИТЬ КОНТРАГЕНТА

26 Липня, 2021

0.015k

О развитии яхтенной индустрии в Испании

15 Липня, 2021

0.011k

Ограничение конкуренции на услуги в морских портах будет снято

13 Липня, 2021

0.011k

Оптимизм минус чиновники

8 Липня, 2021

0.015k

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ БИЗНЕСА ОТ МОШЕННИЧЕСКИХ СХЕМ

7 Липня, 2021

0.017k

Искать точки соприкосновения, договариваться с конкурентами и объединяться для лоббирования интересов отрасли

0.012k

Выбраться из старой колеи. Мысли по поводу законопроекта «О государственном экологическом контроле»

5 Липня, 2021

0.009k

Что делать продавцу, когда покупатель не платит за товар?

2 Липня, 2021

0.024k

Налог на Google и налоговая амнистия: новости корпоративного мира за июнь

0.017k

«Дождались!» – раскрытие информации о структуре владения компаниями

1 Липня, 2021

0.014k

Министерство транспорта Турции выступило с инициативой по увеличению торгового флота Турции!

0.015k

Безопасные реквизиты: как работает комплаенс при открытии банковского счета

29 Червня, 2021

0.014k

Interlegal предотвратил получение мошенниками груза Клиента

0.015k

Опубликован новый отчет Парижского Меморандума

25 Червня, 2021

0.014k

Судостроение в Украине поддерживать некому, – Артур Ницевич

11 Червня, 2021

0.021k

“ЗАЛЕЖАЛІ” ВАНТАЖІ: ПРИЧИНИ ВИНИКНЕННЯ Й АЛГОРИТМ ДІЙ

8 Червня, 2021

0.028k

Страхование груза по CIF-контрактам: на что стоит обратить внимание сторонам договора?

4 Червня, 2021

0.019k

О запрете однокорпусных нефтяных танкеров

3 Червня, 2021

0.011k

Создание БЭБ и старт для крупных инвестиций: новости корпоративного мира за май

0.016k

Приостановка выдачи каботажной лицензии в Хорватии

0.015k

Як визнати в Україні рішення іноземних судів та арбітражів? 5 цікавих питань

2 Червня, 2021

0.015k

Развитие зернового рынка Украины – мнение юриста

20 Травня, 2021

0.019k

Преимущества и особенности Черногории для регистрации яхт

19 Травня, 2021

0.016k

Бюро экономической безопасности. Чего ждать украинскому бизнесу?

0.01k

Основы страхования яхт – что нужно знать начинающему яхтсмену

18 Травня, 2021

0.017k

Дія.City, санкции и трансграничные схемы: новости корпоративного мира за апрель

11 Травня, 2021

0.021k

Арбитражное соглашение: базовые принципы английского права и современный подход английских судов

0.009k

Альтернатива для судовладельца. Чем заменить углеводородное судовое топливо?

5 Травня, 2021

0.014k

Государство не помогает морскому бизнесу Украины, но он адаптируется и не сдается. За счет чего

29 Квітня, 2021

0.011k

Безопасная эксплуатация прогулочных яхт. На что обратить внимание?

0.009k

Як експедитору захистити себе?

28 Квітня, 2021

0.017k

Новые правила Лондонской ассоциации морских арбитров

0.032k

Хто з нерезидентів повинен стати на облік в ДПСУ?

15 Квітня, 2021

0.012k

Чек-лист при ведении чартерной деятельности в ЕС

0.016k

Учёт нерезидентов и налоговая амнистия: новости корпоративного мира за март

7 Квітня, 2021

0.015k

ДОМАШНИЙ КОНОСАМЕНТ ДЛЯ NVOCC: В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВО?

6 Квітня, 2021

0.02k

INTERLEGAL QUARTERLY TRADE NEWSLETTER

30 Березня, 2021

0.018k

Как выбрать флаг для яхты?

26 Березня, 2021

0.102k

Таможенные войны или как поставить товар в срок

22 Березня, 2021

0.016k

Нерезиденты обязаны стать на учет в налоговой Украины

18 Березня, 2021

0.013k

ЛОНДОНСКИЙ АРБИТРАЖ – ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

11 Березня, 2021

0.019k

Открытие данных о бенефициарах и амнистия: новости корпоративного мира за февраль

5 Березня, 2021

0.014k

Регистрация прогулочных яхт под флагом Великобритании

26 Лютого, 2021

0.014k

Я же перевалил, или Как взыскать убытки по договору перевалки

25 Лютого, 2021

0.016k

Почему международные консультанты теряют интерес к работе в Украине?

18 Лютого, 2021

0.016k

Как не стать жертвой проводимой в государстве антикоррупционной реформы?

17 Лютого, 2021

0.015k

Brexit: как повлиял на эксплуатацию яхт

12 Лютого, 2021

0.017k

Welcome to the jungle або що може піти не так в Україні?

0.019k

Конечному бенефициарному собственнику приготовиться

5 Лютого, 2021

0.013k

На что обратить внимание украинскому IT-бизнесу в 2021 году? Советы юриста

0.019k

Налоговые проверки и правила работы с нерезидентами: новости корпоративного мира за январь

0.009k

Качество vs предназначение товара: позиция английского права

3 Лютого, 2021

0.012k

Сухой порт. Порядок взаимодействия с железной дорогой

2 Лютого, 2021

0.015k

О чем писали морские СМИ в декабре 2020

28 Січня, 2021

0.029k

Коментар Interlegal до проекту Закону “Про внесення змін до Закону України “Про зовнішньоекономічну діяльність»

25 Січня, 2021

0.014k

Упрощена процедура получения освобождения от НДС для коммерческих яхт, осуществляющих навигацию в открытом море

22 Січня, 2021

0.012k

Рейдерство в 2021: чего ждать бизнесу?

15 Січня, 2021

0.019k

Операционный лизинг яхты на Мальте

0.013k

Закон «О внутреннем водном транспорте» для яхтинга

4 Січня, 2021

0.014k

О чём писали морские СМИ в ноябре

30 Грудня, 2020

0.014k

Внимание: Что не так с голландской упрощенной регистрацией яхт?

23 Грудня, 2020

0.015k

На что обратить внимание при ликвидации компании за границей

17 Грудня, 2020

0.017k

Депозит по договору купли-продажи. Где кроется подвох?

9 Грудня, 2020

0.01k

Новый регламент МКАС при ТПП Украины

3 Грудня, 2020

0.016k

11 лучших книг по международной торговле на выходные

0.021k

Как (не) нужно объявлять дефолт по контрактам

30 Листопада, 2020

0.021k

Обзор мирового шиппинга за Ноябрь

24 Листопада, 2020

0.015k

Как не стать жертвой мошенников?

23 Листопада, 2020

0.023k

Качество финальное в месте погрузки – английский подход

19 Листопада, 2020

0.03k

Как частному бизнесу оперировать землями водного фонда на законных основаниях?

16 Листопада, 2020

0.017k

Где зарегистрировать компанию и создать реальный офис? Сравниваем юрисдикции

5 Листопада, 2020

0.015k

Введены в действие изменения к Регламентам МКАС и МАК при ТПП Украины

2 Листопада, 2020

0.015k

На что обратить внимание при взыскании сумм в порядке регресса и суброгации в Украине

30 Жовтня, 2020

0.077k

Регистрация прогулочной яхты под европейским флагом на иностранца

21 Жовтня, 2020

0.019k

Обзор мирового шиппинга за октябрь

20 Жовтня, 2020

0.033k

Открытие счета в платежной системе 3s.money

15 Жовтня, 2020

0.015k

Руководство по инвестированию для собственников

13 Жовтня, 2020

0.016k

Поставка товара без риска на условиях FOB

0.028k

Международные поставки: CPT в украинском исполнении — каких рисков остерегаться?

9 Жовтня, 2020

0.031k

Новости законодательства Мальты. Что нового для владельцев яхт?

28 Вересня, 2020

0.014k

Виртуализация рынка морских перевозок ІІ – Киберриски для портов и судоходства

23 Вересня, 2020

0.014k

Не форс-мажором единым прекращается контракт…

22 Вересня, 2020

0.018k

НЕрезидент: разбираемся в тонкостях для временного ввоза яхт

16 Вересня, 2020

0.014k

Третий лишний? Брокерская комиссия: почему важно грамотно составить договор

11 Вересня, 2020

0.021k

Панамский паспорт моряка: какие преимущества для яхтсмена?

7 Вересня, 2020

0.054k

Преимущества Кипра для яхтинга

20 Серпня, 2020

0.016k

Независимому регулированию на транспорте быть!

0.013k

Виртуализация рынка морских перевозок

4 Серпня, 2020

0.015k

Современные правовые инструменты для агробизнеса

31 Липня, 2020

0.016k

Актуальный вопрос. Временный ввоз иностранных прогулочных яхт в Грецию

0.012k

Новая жизнь портов

23 Липня, 2020

0.013k

Парижский меморандум: история вопроса

17 Липня, 2020

0.015k

Совет юриста трейдеру, или Как НЕ потерять права по договору

7 Липня, 2020

0.014k

Режим временного ввоза. Пример Турции

2 Липня, 2020

0.017k

Что такое демередж и как им правильно пользоваться

29 Червня, 2020

0.022k

Ситуация с поднятием танкера “Делфи”

0.014k

Привлекательная для бизнеса: как открыть компанию в Грузии

26 Червня, 2020

0.023k

COVID-19. Оговорка BIMCO о смене экипажей для тайм-чартеров

25 Червня, 2020

0.014k

Покупка яхты: юридические тонкости при оценке технического состояния

24 Червня, 2020

0.018k

Ликвидация компаний в ЕС: время принимать решения

22 Червня, 2020

0.012k

Нові підходи до арешту суден в Україні

18 Червня, 2020

0.018k

Режимы ограничений на судозаходы яхт (по состоянию на 16 июня)

16 Червня, 2020

0.02k

Через признание к исполнению

15 Червня, 2020

0.014k

Бизнес и кризис – что происходит в морской отрасли

0.013k

Риск – дело благородное. Но не в бизнесе

9 Червня, 2020

0.016k

Деньги, бизнес и водные пути

8 Червня, 2020

0.013k

Как возместить расходы на юристов в арбитраже GAFTA

5 Червня, 2020

0.024k

Новые правила игры для компаний-нерезидентов

0.011k

Руководство для владельцев яхт при наступлении страхового случая

4 Червня, 2020

0.285k

Законопроект 1182-1-д «О внутреннем водном транспорте»: важные аспекты для яхтинга

28 Травня, 2020

0.013k

Бенефициарный собственник: когда вносить данные в реестр

26 Травня, 2020

0.016k

По косточкам: разбираем проект о портовых сборах

25 Травня, 2020

0.014k

Оформление иностранной яхты в режим временного ввоза в Украине при перевозке ее автотранспортом

22 Травня, 2020

0.008k

Аграрные расписки: украинский опыт

0.013k

Своды обычаев и аресты судов: что нового в законе о ВВТ

0.014k

Закон 1210 подписан – BEPSу в Украине быть!

0.02k

О Порядке оформления прихода судов в морской порт

21 Травня, 2020

0.016k

Как открыть постоянное представительство в Украине? Пошаговый гид

20 Травня, 2020

0.014k

Режим IP-Box в Польше: как воспользоваться

17 Травня, 2020

0.024k

Выгодный тренд: ship management судна из Грузии

0.017k

Упрощённая процедура смены британского флага

7 Травня, 2020

0.014k

Защита торговой марки на таможне

4 Травня, 2020

0.018k

Как защитить себя от действий недобросовестного судовладельца по бербоут-чартеру

0.018k

Почему 64 доли в яхте?

24 Квітня, 2020

0.011k

Работа платежных систем во время пандемии COVID-19

17 Квітня, 2020

0.016k

Ограничения на судозаходы яхт (по состоянию на 17 апреля)

0.021k

Есть ли жизнь после СOVID?

16 Квітня, 2020

0.016k

Проект Методики портовых сборов нуждается в доработке

0.016k

Форс-мажор: проверка, уведомление и подтверждение

10 Квітня, 2020

0.016k

Рынок земли: всё что вы хотели спросить

9 Квітня, 2020

0.014k

Временный ввоз яхт Vs пандемия COVID-19

0.017k

В Панаме создается Реестр бенефициарных собственников

8 Квітня, 2020

0.016k

Взыскание бункерного долга – когда срочность важна

7 Квітня, 2020

0.014k

Регистрация прогулочных яхт в Делавэре: что изменилось?

3 Квітня, 2020

0.013k

Interlegal отмечает растущие риски невыполнения экспортных контрактов

0.012k

Импорт яхты в Украину набирает популярность

31 Березня, 2020

0.015k

Alert: Работа сотрудников на время карантина

27 Березня, 2020

0.019k

Мировой карантин уже влияет на международную торговлю и морское судоходство в Черноморском регионе