24/7

Актуальные вопросы и комментарии специалистов о страховании яхт

25 апреля 2017 г.: ru 2 21 ноября 2017 г.: ru 2 20 ноября 2019 г.: ru 2 всего: 6027.10.14

Обладая большим опытом в сфере обслуживания шиппинга  и международной торговли, в 2004 году Международная юридическая служба Interlegal первой среди украинских юридических фирм открыла практику, связанную с яхтингом. На сегодняшний день Interlegal остается, пожалуй, единственной компанией, предлагающей полный спектр юридических и консалтинговых услуг в этой сфере.

Особое направление яхтенной практики Interlegal – страхование яхт.

Не будет новым, если мы отметим увеличение спроса на существенно дорогие и высокотехничные яхты в Украине за последние годы. Наши соотечественники стали более сведущими и в вопросах страховых отношений. Теперь страхование – это не только признак профессионализма и хорошего тона, но и реальная необходимость.

О том, как и где яхтсменам качественно разместить свои риски, связанные с владением и эксплуатацией яхты, отвечают юристы Interlegal Юлия Старова и Кирина Ряшенцева.

 

Где страховать яхту?

К. Ряшенцева: Страхование – неотъемлемый элемент культуры яхтинга, о чем свидетельствует несомненный рост предложений страхового рынка, как в Украине, так и за рубежом.

На рынке появляются новые продукты. Многие страховщики предлагают страхование маломерных судов практически от любых рисков. Однако достаточно ёмкий профессиональный рынок морского страхования в Украине так и не сформировался.

Ю. Старова: Кроме того, порой очень важно иметь дело с крупными страховщиками, располагающими разветвленной корреспондентской сетью по всему миру и специализирующимися и разбирающимися в нюансах именно яхтенного страхования. К сожалению, такой специализированный украинский рынок страховых услуг остаётся неразвитым, поэтому мы, зачастую, рекомендуем нашим клиентам страховать яхты в иностранных страховых компаниях.

 

Как на практике страхуются яхты, и как клиентам обеспечивается страховое покрытие, которое действует по всему миру?

Ю. Старова: Мы работаем с признанными иностранными страховыми брокерами, чей опыт в страховании яхт исчисляется десятилетиями. Потребности клиента в страховании конкретных рисков не подстраиваются под правила определенного страховщика. Все происходит наоборот. В сотрудничестве с брокерами мы подбираем клиенту наиболее оптимальные условия страхования, выгодные ему как с финансовой точки зрения, так и со стороны максимальной защиты своих рисков.

К. Ряшенцева: В отношении же действия полиса по всему миру все очень просто: каждый полис покрывает риски в определенном регионе эксплуатации яхты, заявленном клиентом страховщику на первоначальном этапе переговоров. На практике это означает, что если убыток произойдет в районе, не указанном в полисе, такой убыток покрываться не будет. Поэтому клиенту важно при оформлении полиса максимально полно сообщить не только все основные сведения о самой яхте, но и о характере и районе её эксплуатации.

Конечно же, это не ограничивает клиента в эксплуатации яхты только в определенном регионе, указанном в полисе. Если клиенту необходимо выйти за пределы района плавания, покрытого полисом, он сообщает об этом страховщику, и в полис вносятся необходимые дополнения. Не исключено, что такие изменения могут отразиться и на размере премии. В основном такое возможно, если, к примеру, изначально предполагалась эксплуатация только в Средиземноморье, а клиент планирует переход через Атлантику.

Ю. Старова: Страховое покрытие действует в любой точке мира, ввиду не только определения регионов эксплуатации яхты, но и работы налаженной системы урегулирования убытков, по которой клиент может получить квалифицированную помощь в любом порту мира. Каждый полис содержит контактные данные для круглосуточной связи со специалистами для урегулирования любых вопросов. 

 

Есть ли разница в страховании иностранными страховщиками парусных и моторных яхт?

Ю. Старова: При котировке яхты страховщики обращают внимание не только на ее технические характеристики, возраст и стоимость. Тип яхты также учитывается. Это вопрос риска самого страховщика: парусные яхты менее аварийные, а значит – менее убыточные для страховщика. Повышается стоимость страхования парусной яхты в том случае, если планируется участие в переходе через Атлантику или в регате. Хотим подчеркнуть, что любой случай индивидуален, и риски оцениваются самими страховщиками.

К. Ряшенцева: Существенно повышает стоимость страховки определенный материал корпуса яхты (например, если яхта деревянная). Довольно часто многие страховщики отказываются брать на риск такие яхты.

Страховщики также уделяют отдельное внимание флагу яхты. В определённых случаях, например, когда яхта зарегистрирована под флагом США, страховщики могут отказаться страховать такую яхту.

 

Каким образом в принципе рассчитывается стоимость страхования?

Ю. Старова: Стоимость страхования, в основном, зависит от стоимости яхты. Однако немаловажную роль, как мы уже упомянули, играет и район эксплуатации, и условия эксплуатации, и тип яхты, и место постройки, и материал корпуса в совокупности. Также учитывается квалификация и стаж шкипера.

У страховщиков установлен базовый уровень тарифов, и поправочные коэффициенты применяются уже в зависимости от данных, указанных в заявлении на страхование.

 

Какие документы должны быть предоставлены клиентом для подтверждения информации?

К. Ряшенцева: Для страхования достаточно предоставить копию регистрационного документа на яхту (патент или свидетельство о регистрации), а если таковой на данный момент отсутствует – копию договора купли-продажи. Также необходимы копии квалификационных документов шкипера и информация о собственнике яхты. Как видите, комплект документов минимален, что достаточно упрощает процесс оформления полиса.

 

Есть ли отдельные оговорки полисов, на которые клиентам стоит обращать особое внимание?

К. Ряшенцева: Все знают, что необходимо непременно обращать внимание на исключения из покрытия. И мы с этим полностью согласны. Особое же внимание стоит уделять и «гарантиям» («warranties») или «предварительным условиям» («condition precedents»), потому как нарушение этих условий может иметь серьезные последствия. Гарантия – по сути, обещание, что определенные факты действительны и/или будут являться действительными, или что страхователь будет или не будет осуществлять определенные действия.

На практике страхователь обязуется использовать яхту в пределах района и способа эксплуатации (коммерческого или некоммерческого), а также гарантирует постоянное присутствие на борту компетентного шкипера.

Ю. Старова: Нарушение «предварительных условий» может препятствовать страхователю в предъявлении требований по возмещению определенного убытка (если страхователь нарушил обязанность уведомить страховщика об изменении, к примеру, района эксплуатации), или же может прерывать действие полиса (когда в установленный срок не оплачена премия).

Важно помнить, что даже самое обоснованное требование клиента на возмещение убытка может быть отклонено страховщиком, если информация о возникновении такого убытка, предоставленная страхователем, не достоверна. 

Правда, только абсолютная правда и ничего, кроме правды, - вот лучшее основание для любого требования.

 

Какой характер носят убытки страхователей за последние годы? Как на практике  были урегулированы претензии?

 

К. Ряшенцева: В разгар сезона большинство претензий связано с авариями или механическими повреждениями в процессе навигации. Преобладают случаи столкновения, повреждений из-за неблагоприятных погодных условий, убытков, связанных с наездом на подводные препятствия.  Так, в 2012 году в связи с навалом на буй одной из яхт, застрахованной в иностранной страховой компании, было выплачено возмещение в размере порядка 10 000 евро. И это не единичный случай. В 2013 году яхта одного из наших клиентов, двигаясь задним ходом, столкнулась с бревном вследствие чего был поврежден винт. В ходе переговоров со страховщиками клиенту была возмещена стоимость ремонта винта в размере 6000 евро.

Ю. Старова: Были и претензии, связанные с ответственностью перед третьими лицами и их имуществом. В одном из яхт-клубов Болгарии из-за сильного ветра оторвалось крепление правого борта яхты нашего клиента. Ввиду этого были нанесены повреждения, как самой яхте клиента, так и рядом стоящей яхте. В итоге страховщики возместили расходы нашего клиента на ремонт обеих яхт. Многие считают, что при заключении договора на хранение, яхт-клуб несет ответственность за любые повреждения яхты, и страховка ответственности яхт-клуба возместит все убытки. Но немногие знают, что, как правило, договоры яхт-клубов о хранении яхт содержат положение о том, что полную ответственность за сохранность яхты несет собственник.

 

Спасибо всем! Читайте наш блог на сайте журнала Фарватер. Мы всегда рады  вопросам, которые могут стать темами наших новых статей.

Авторы: