24/7

По косточкам: разбираем проект о портовых сборах

28 мая 2020 г.: ru 4 27 мая 2020 г.: ru 3 4 июня 2020 г.: ru 2 всего: 50626.05.20

10 апреля 2020 года Мининфраструктуры разместило на своем официальном веб-сайте проект Методики расчёта размеров ставок портовых сборов, взимаемых в морских портах (далее – проект Методики) и Порядка взимания, учета и использования средств от портовых сборов, кроме использования средств от уплаты административного сбора (далее – проект Порядок).

Эксперты Interlegal отмечают, что вопрос портовых сборов необходимо рассматривать с учётом интересов бизнеса и портовой отрасли и, проанализировав проект Методики и Порядка, предоставляют своё концептуальное видение.

1. Предложенные проекты нормативно-правовых актов не содержат перечня услуг, оказываемых за счёт каждого из видов портовых сборов. Существенными условиями договора об оказании услуг являются предмет и цена договора. В данном случае определена цена услуги. Однако отсутствует соответствующая обязанность получателя портовых сборов по оказанию определённого вида услуг или совершения действий, создающих положительный эффект, который может быть потреблён плательщиком портовых сборов, и, соответственно, право требовать оказания данной услуги (спектра услуг) надлежащим образом и в установленном объёме. 

Таким образом, не определён «предмет услуги». Это приводит к неопределённости данного вопроса и к возможным злоупотреблению со стороны Государственного предприятия «Администрация морских портов Украины» (ГП «АМПУ»), как-то: навязывание платы за несуществующие (беспредметные) якобы оказываемые услуги, в то время как это уже входит в состав соответствующего сбора.

Отсутствие перечня услуг в предложенных проектах, как видно, оказало воздействие на формирование расходной части, заложенной при расчёте ставок портовых сборов, путём включения расходов, не связанных с объектом услуги. При отсутствии «предмета услуги» невозможно «обеспечить соответствие цены на товар расходам на его производство (содержание)».

2. Проект Методики не отображает специфики и основной концепции «портовых сборов», которые должны устанавливаться в размере, необходимом и достаточном для выполнения обязательств по международным договорам Украины, в частности, по обеспечению безопасности судоходства, предотвращению загрязнения с судов, охране человеческой жизни на море. 

Эта позиция базируется на том, что в основу услуг, оказываемых в портах Украины, входит затратная составляющая, направленная на обеспечение конвенционных обязательств. Вышеуказанные обязательства, принятые Украиной, должны покрываться соответствующими портовыми сборами. Поэтому в тексте проекта Методики следует определить, что портовые сборы не должны покрывать вышеуказанные расходы на неприбыльных началах.

3. Неравное положение ГП «АМПУ» при оказании услуг в порту, по отношению к другим субъектам, оказывающим аналогичные услуги. 
ГП «АМПУ» имеет доминирующее положение по сравнению с другими субъектами, что нарушает основной принцип функционирования морского порта, закреплённый в ст. 4 Закона Украины «О морских портах Украины». В некоторых случаях предусмотрены льготы для судов ГП «АМПУ» и судов, оказывающих услуги по заказу ГП «АМПУ» (портофлот), что указывает на закрепление за ГП «АМПУ» несвойственного ему статуса «генподрядчика в услугах», таких как буксирное сопровождение, кантовка, швартовка, доставка комиссий, доставка фумигаторов и других операций судов портофлота.

4. Проект Порядка позволяет использование одного вида портовых сборов в целях, предусмотренных для другого портового сбора. Это приведёт к дисбалансу и нарушению принципов, заложенных в проекте Методики, поскольку ставки портовых сборов рассчитываются из расчёта потребностей именно тех гидросооружений и действий, которые обеспечивает данный вид портовых сборов

5. Предложенный проект Методики содержит общий для всех сборов недостаток, который заключается в принятии для каждого порта показателя тоннажа предыдущего периода за основу (базу распределения) для определения удельных расходов и конечной стоимости единицы сбора.

Следовательно, уменьшение грузооборота в предыдущих периодах будет предопределять дальнейший рост портовых сборов и постепенное усиление конкурентных разрывов между портами в дальнейшем.

6. Отсутствует механизм, который будет обеспечивать сопоставление портовых сборов в морских портах Украины с морскими портами других государств, где обрабатываются аналогичные виды грузов, по применению их при формировании ставок портовых сборов на конкретный период времени.

7. В проекте Методики не определена численность работников и предельный размер фонда оплаты труда для работников, используемый при расчёте ставок портовых сборов. В противном случае формирование размера ставок портовых сборов может быть неоправданно увеличенным из-за непомерной величины фонда оплаты труда.

Также не определен исчерпывающий перечень расходов, учитываемых при расчёте портовых сборов. Предложенный проект Методики не даёт возможность бизнесу определить размер дисбурсментских расходов судна, поскольку перечень расходов, учитываемых при определении ставок портовых сборов, фактически является неконтролируемым и позволяет бесконтрольно увеличивать ту или иную часть расходов, их объём.

8. Методика предусматривает установление размера портовых сборов для каждого портового сбора отдельно, что предусматривает отличие ставок портовых сборов, в зависимости от порта захода судна (только по корабельному, причальному и санитарному сбору).

9. Проектом Методики предусмотрено направление канального сбора на «поддержание габаритов судового хода на внутренних водных путях».
Вышеуказанные положения проекта Методики не соответствуют положениям статьи 22 Закона Украины «О морских портах Украины». В то же время такое положение дел позитивно встретит бизнес, который оперирует судами на реках.

10. Непонятным является указание следующих косвенных расходов получателей портовых сборов, а также их воздействия на содержание гидротехнических сооружений:
- расходы на консалтинговые и страховые услуги;
- расходы на обеспечение деятельности предприятия, которые не могут быть компенсированы за счёт других доходов предприятия, в частности обеспечение связи и радионавигации, координация деятельности предприятия, связанная с постановкой флота, завозом/вывозом груза, обеспечение безопасности мореплавания, энергообеспечение, пожарная и техногенная безопасность, экологическая и природоохранная безопасность, обеспечение материально-технического снабжения, транспортное обеспечение, мобилизационная работа и защитные сооружения, обеспечение выполнения ремонтных работ и т.д.;
- расходы на содержание объектов портового флота, которые не включены в состав прямых расходов за счёт портовых сборов и не могут быть компенсированы за счёт других видов деятельности предприятия.

11. В проекте Методики также указано, что расчёт сборов осуществляется с учётом «запланированных объёмов перевозки грузов, экономически обоснованных операционных расходов и капитальных инвестиций». Но не указан период планирования таких расходов.

Кроме того, проектом Методики и Порядка не урегулировано следующее:

1. Не определена экономически обоснованная дифференциация ставок портовых сборов для судов в заграничном и каботажном плавании;

2. Нарушены права территориально обособленных морских терминалов, в собственности которых находятся операционная акватория и подходной канал, которые теряют право на взыскание корабельного, канального и причального сбора, за счёт которых содержались данные объекты, а вместо этого суда, заходящие в такие терминалы, должны дополнительно оплачивать администрации морского порта административный и санитарный сбор без факта захода в этот порт;

3. Освобождение от взимания канального сбора судов, имеющих, согласно мерительному свидетельству, осадку с полным грузом не более 4,0 метра, осуществляющих каботажное плавание под Государственным Флагом Украины по внутренним водным путям в пределах территории Украины, которые фактически не используют глубоководный судоходный канал как гидротехническое сооружение;

4. Не определён основной принцип взимания корабельного сбора, в частности то, что корабельный сбор взимается с судна в случае выполнения им грузовых операций в акватории морского порта. Во всех других случаях корабельный сбор не взимается. Наоборот, были включены судна под флагом Украины, проходящие по р. Днепр и р. Южный Буг транзитом, без захода в морские порты, направляясь по внутренним водным путям Украины общего пользования к речным терминалам. А также нарушены требования ст. 26, 127 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, согласно которой транзитное движение не подлежит обложению никакими пошлинами и налогами или другими сборами, за исключением сборов, взимаемых за конкретные услуги, оказанные в связи с таким движением;

5. Не предусмотрено ограничение предельных издержек субъектов хозяйствования государственной формы собственности, прежде всего, подлежащих возмещению за счёт портовых сборов, что создаёт предпосылки к неконтролируемому повышению размера портовых сборов вследствие увеличения величины расходов и их неэффективного использования государственным сектором экономики;

6. Не урегулирован вопрос освобождения от уплаты корабельного, канального, санитарного и административного сборов судов вспомогательного флота (буксиры, баржи, плавкраны и т. д.), задействованных для транспортировки грузов и выполнения погрузочно-разгрузочных работ в акватории морских портов, что вызвано спецификой конкретного порта и недостаточностью уровня глубин для полной загрузки морского транспортного судна;

7. Не предусмотрен экономически обоснованный механизм определения и применения скидок к установленным ставкам портовых сборов;

8. Увеличено количество случаев, в которых уплачиваются портовые сборы: так, маячный сбор предлагается платить за вход и выход из акватории порта (2 ставки), в то время как сегодня судно платит за вход в порт (т.е. 1 ставку). На транзитное судно (без захода в порт) возложена оплата административного сбора, в то время как сегодня данное судно не является плательщиком административного сбора;

9. Проект Методики и Порядка содержит перечень судов, с которых не взимается корабельный сбор, в состав которого входят «суда, заходящие в морской порт, внесённый в Реестр морских портов Украины, с целью постановки на якорь, без выполнения в акватории этого морского порта грузовых и/или пассажирских операций в связи с ожиданием прохода к другому морскому порту, внесённому в Реестр морских портов Украины», что исключает возможность применения данного пункта к судам, следующим по направлению к морским терминалам, не включённых в пределы морского порта, а также к речным терминалам, речным портам.

10. Проект Методики не содержит в себе прямых положений о предоставлении скидок отдельным портам и/или субъектам хозяйствования морской отрасли. Вышеуказанное положение может привести к возникновению антимонопольного риска в виде предоставления преимуществ отдельным портам.

Относительно операционных акваторий причала (причалов) вне акваторий морских портов.
Пунктом проекта Методики не предусмотрен расчёт ставок корабельного сбора для операционных акваторий, находящихся за пределами акватории морского порта.

Относительно дифференциации сборов от видов плавания.
Пунктом 1.2 проекта Методики предусмотрена отмена ныне действующей дифференциации размера ставок портовых сборов в зависимости от вида судоходства и флага.
Такой подход может привести к существенному подорожанию каботажных перевозок внутренними водными путями, что представляет угрозу для их дальнейшего развития.

Относительно корабельного сбора.
За счёт корабельного сбора предусмотрено покрытие плановых операционных расходов на содержание портовой инфраструктуры. Однако с учётом того, что получателем корабельного сбора является пользователь акватории (операционной акватории) и оплачивается за «вход в акваторию порта», соответственно, предметом является акватория порта и, соответственно, корабельный сбор должен покрывать расходы на содержание акватории (операционной акватории). В то же время «объекты портовой инфраструктуры» содержат значительно более широкий перечень объектов, чем те, которые имеют отношение к акватории.

Относительно санитарного сбора.
Безосновательно включено в перечень субъектов, с которых взимается санитарный сбор, судно, осуществляющее транзитное движение без факта захода в порт. 

Относительно административного сбора.
Механизм расчёта ставок административного сбора в текущей редакции проекта Методики не является экономически обоснованным и требует дополнительного пересмотра и надлежащего обоснования, например, за счёт административного сбора предложено проводить расходы на содержание лиц, которые на сегодня не входят в перечень лиц, финансируемых за счёт административного сбора.

Специально для издания: Морские бизнес-новости Украины

Автор: