24/7

Долг за судоремонт: Как избежать проблем?

11 апреля : ru 8 en 512 апреля : ru 5 en 14 апреля : ru 2 en 2 всего: 19004.04.18

Практически все прибрежные страны  Азово-Черноморского бассейна развивают такие морские отрасли как судостроение и судоремонт. Но основными продолжают  оставаться Турция, Румыния, Россия. Украина также владеет мощной базой, позволяющей строить крупнотоннажные суда и авианосцы, но при этом загруженность работой на этих предприятиях составляет не более 15% процентов. 
Безусловно, за последние несколько лет мы видим положительные сдвиги в этой отрасли. Судостроительные заводы начинают реализовывать проекты по постройке судов, судоремонтные заводы получают контракты от крупных судовладельцев, чего не было уже продолжительное время.
В связи с этим, по-прежнему большим остается и количество хозяйственных споров, финансовых и юридических проблем, в основном вызванных конфликтами между исполнителями работ (судоремонтными заводами) и заказчиками (судовладельцами). Зачастую эти конфликты вызваны  упрощенным пониманием сторонами некоторых аспектов отношений в связи с судоремонтом. 
Очевидно, что если бы еще на стадии переговоров стороны обсудили весь спектр условий будущих отношений между ними и процедуры их реализации, а также закрепили достигнутые договоренности в соглашении, то многих проблем удалось бы избежать.
 
Почему важен договор
Авторитетнейшей неправительственной организацией судовладельцев и морских брокеров, Балтийским и Международным Морским Советом (BIMCO), разработаны и рекомендованы для широкого использования две проформы договоров: Стандартный договор на судоремонт (REPAIRCON) и Стандартный договор на незначительные ремонтные работы (MINREPCON). Данные проформы, как и все проформы договоров, рекомендованные или разработанные BIMCO, носят рекомендательный характер и являются замечательной основой для будущего договора, но только основой. Практический профессионально разрабатываемый договор требует существенных дополнений и адаптации для каждого конкретного случая. В большинстве случаев судоремонтные предприятия готовят свои «стандартные» формы. Однако, мы как никто, знаем, что «стандартные» договоры не отражают все ожидания сторон при реализации проекта. 
Итак, приближается время ремонта судна, и судовладелец, либо назначенное им лицо, начинает искать базу ремонта. Составляется предварительная ремонтная ведомость, и рассылаются запросы на судоремонтные предприятия. После анализа ответов от потенциальных исполнителей судовладелец делает свой выбор и вступает в предварительные переговоры.
Итоги таких переговоров рекомендуем закрепить в Протоколе намерений. Речь идет не о декларативном документе неконкретного содержания, а о протоколе, описывающем процесс проведенных переговоров и закрепляющем их результат. В Протоколе намерений целесообразно отразить, как минимум:
- Стороны будущего договора и рассматриваемое судно;
- Предполагаемые дату начала ремонта, его продолжительность и стоимость;
- Комплект документов, который должен быть предоставлен Заказчиком Исполнителю для подписания договора.
Последний пункт имеет особое значение, поскольку для Исполнителя крайне важно проверить статус компании, с которой будет заключен Договор, проверить статус судна и заранее узнать его основные характеристики. Также важно уяснить связь между стороной по договору и собственником судна, если они не совпадают, определить плательщика и ответственное лицо. В современных условиях, когда судовладельцами в подавляющем большинстве являются оффшорные компании, единственной гарантией исполнения обязательств судовладельца может быть лишь само судно. Вынудить компанию, у которой отсутствует имущество, выполнить обязательство достаточно проблематично.  
 
Чек-лист Договора о судоремонте
Итак - краткое описание структуры Договора о судоремонте, его основные разделы и их содержание.
Здесь хочется отметить, что не надо бояться писать объемный договор. Чем детальнее прописаны действия сторон и особенно последствия этих действий - тем лучше. При этом необходимо избегать громоздких и вычурных формулировок, а также положений, которые можно неоднозначно трактовать. 
Договор должен точно и полно отобразить достигнутые договоренности. Нельзя оставлять что-то "между строк" или что-то подразумевать, при этом отображая на бумаге иное. 
1. В преамбуле договора необходимо полно и точно указать наименования сторон, их юрисдикции, имена и полномочия лиц, действующих от имени сторон.
2. В первом разделе договора рекомендуем определить трактовку терминов и понятий, используемых в договоре. От их точного определения и единообразного понимания сторонами во многом зависит точность исполнения ими условий договора. Разногласия могут возникнуть и по самым простым (с первого взгляда) положениям, ведь даже что такое сам "ремонт" стороны могут понимать по-разному.
3. Во втором разделе договора целесообразно отразить порядок выполнения работ, их продолжительность, нормативно-правовое и техническое регулирование их производства, вопросы поставки и использования материалов и запчастей, выполнение работ с привлечением субподрядчиков. 
4. Можно выделить в отдельный раздел или оговорить в этом же разделе возможность и порядок осуществления каких-либо работ Судовладельцем самостоятельно, а также его право по контролю выполнения работ Исполнителем. 
5. Немаловажными являются условия по привлечению классификационного общества для надзора за проведением ремонта, а также порядок испытания и предъявления отремонтированных узлов классификационному обществу.
6. Необходимо детально описать процедуры передачи Судовладельцем и принятия Исполнителем судна в ремонт, а также возврата Исполнителем и принятия Судовладельцем судна из ремонта, с указанием составляемых при этом документов. Здесь же целесообразно предусмотреть возможность аннуляции договора каждой из сторон еще до передачи/принятия судна в ремонт. 
7. Должен быть также детализирован порядок уточнения характера и объема работ, составления промежуточных ремонтных ведомостей.
8. Следующий раздел - финансовые условия. Первое, что необходимо определить - это цена и общая сумма договора, а точнее: порядок определения начальной и конечной стоимости ремонта, их согласования и изменения. Необходимо детально определить порядок осуществления платежей - сколько, когда и на какой счет. Как правило, судоремонтные договоры содержат определенный график, например 60% от первоначальной стоимости ремонта - авансом, и полный расчет - по окончании работ. Одни из наиболее частых споров – это споры, связанные с изменением стоимости ремонта (вследствие изменения объема требуемых работ, стоимости материалов и т.д.) Поэтому порядок согласования проведения дополнительных работ или основания для изменения цен необходимо четко отразить в договоре. 
9. В следующем разделе необходимо оговорить взаимную ответственность сторон: за утрату или повреждение имущества, за смерть или ущерб здоровью людей и т.п. Здесь же можно оговорить договорное ограничение размера ответственности и компенсационные выплаты, возможную ответственность перед третьими лицами. В этот же раздел логично включить условия по форс-мажору. Отдельно должна быть отражена ответственность сторон за несоблюдение правил пожарной безопасности.
10. Далее в договоре следует отразить:
- гарантии, предоставляемые Исполнителем на выполненные работы, критерии оценки качества работ, а также порядок выявления и устранения дефектов в гарантийный период;
- возможность, порядок и последствия расторжения договора после начала, но до окончания выполнения работ;
- страхование рисков;
- порядок разрешения споров между сторонами. Здесь необходимо указать применяемое право и подсудность, место рассмотрения спора и состав суда, язык и процедуру судебного разбирательства, порядок исполнения и обжалования решений суда (арбитража).
Следует отметить, что споры связанные с неоплатой ремонтных работ по судну относятся к морским требованиям и в подобных ситуациях не исключен арест судна. 
 
Арест, как крайняя мера
В настоящее время в действующем законодательстве Украины произошли достаточно серьезные изменения в указанной процедуре. Из положительных моментов можно выделить, что в настоящее время устранены некоторые противоречия между КТМ Украины и процессуальными кодексами, появилась возможность обращаться в государственные суды с заявлением об аресте судна,  если судно планирует зайти в порт Украины, исключили такое понятие как «соразмерность» требования.  
 
В данной статье мы постарались дать общую характеристику Договора о судоремонте. Следствием недооценки важности юридической помощи на стадии заключения договора могут стать непредвиденные споры, которых можно было избежать при проявлении сторонами должной тщательности при заключении договора.
 
Чек-лист договора о судоремонте
Аресты судов в Украине
 
Журнал Судоходство

Авторы: Андрей Перепелица, Виталий Толстик