24/7

Таможенный досмотр контейнерных грузов в портах

10 апреля 2017 г.: ru 3 25 марта 2017 г.: ru 2 3 апреля 2017 г.: ru 2 всего: 98827.10.09

Транспортные потоки, транспортные реки. Эти устойчивые выражения уже плотно вошли в лексикон логистов. Однако нельзя забывать, что эти слова неразрывно связаны с водой, а одним из свойств воды является постоянный поиск пути наименьшего сопротивления.

Через любые скалы, плотины и шлюзы вода рано или поздно пробьет себе путь, если только путь по соседней долине не окажется короче. В таком случае река обязательно покинет старое русло, чтобы никогда не вернуться в него вновь.

Всем известно, что формула эффективной логистики, кроме прочего, обязательно содержит такие параметры как стоимость и скорость.

Даже обладая уникальным географическим положением, множеством портов и разветвленной транспортной системой, что подразумевает сокращение расстояний в движении грузов, страна должна обладать рядом иных преимуществ перед соседями, чтобы транспортные потоки «растеклись» по ее территории.

nПриобретение таких преимуществ не требует от государства с вышеуказанным списком достоинств существенных вложений (желающих инвестировать в транспорт всегда хватало). Необходимо лишь как можно меньше мешать движению воды, и она сама пробьет себе дорогу.

Естественно полное отсутствие контроля повлечет к засорению потока таким «мусором» как запрещенные грузы (оружие, наркотики, нелегальные мигранты и пр.), что может привести к изоляции транспортной системы данной страны.

Разумный компромисс между государственным контролем и свободой движения груза и есть тот фактор, который позволяет одной стране «купаться» в транспортных реках, а соседней - вздыхать над усыхающими руслами ручьев.


На протяжении первой половины 2009 года новостные ленты Украины пестрели информацией о том, что экспедиторы, перевозчики и грузовладельцы, кроме объективных факторов, связанных с мировым кризисом, серьезно страдают от локальных проблем. Среди последних неизменно назывался повальный таможенный досмотр контейнерных грузов в портах Украины. По словам всех участников транспортного процесса, действия государственной таможенной службы Украины (ГТСУ) существенно увеличивали время и стоимость транзита грузов. Данные обстоятельства заставили многих грузовладельцев и иностранных логистов задуматься о целесообразности осуществления транспортировки через территорию Украины, а то и вовсе перенаправить свои потоки через иные порты, что в условиях кризиса серьезно ударило как по отдельным участникам транспортных отношений, так и по Украине в целом.

Чтобы снизить напряжение, ряд государственных деятелей выступили с заявлениями, что ситуация вот-вот разрешится, и вот, в июне 2009 вступило в силу небезызвестное Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении порядка перемещения товаров в пунктах пропуска через государственную границу, расположенных на территории морских портов Украины, во время контейнерных перевозок в прямом смешанном сообщении» № 320 от 02.04.2009 г. (далее – Постановление №320). Данным документом было провозглашено внедрение свободной практики в портах Украины, закреплен принцип «единого офиса» при оформлении товаров, установлена обязанность компенсировать лицам, перемещающим товар через таможенную границу Украины расходы, связанные с необоснованным досмотров контейнерных грузов и пр.

С учетом того, что практика безосновательных таможенных досмотров контейнерных грузов в морских портах Украины продолжалась, украинские экспедиторы от имени профессиональных ассоциаций попросили ряд государственных органов Украины разъяснить механизмы компенсации денежных средств, связанных с необоснованными досмотрами в портах. К сожалению конкретных ответов ни от таможенных, ни от иных государственных органов транспортники не получили до сих пор. Таможня настаивает на праве досматривать любые грузы по собственному усмотрению, игнорируя требования о компенсации расходов в случае, если в результате осмотра не выявлены нарушения.

В связи с этим существенным противоречием заявлений о свободе и поддержке транзита и реальной действительности стоит разобраться, что такое таможенный досмотр грузов и каким образом этот вид контроля регламентируется законодательством Украины.

В соответствии с требованиями таможенного законодательства Украины, таможенному контролю действительно подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Украины. Такой контроль должен осуществляться по принципу проведения минимума таможенных процедур, необходимых для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Украины по вопросам таможенного дела.

Объем таких процедур и порядок их применения определяются в соответствии с таможенным законодательством Украины, иными нормативно-правовыми актами, а также международными договорами Украины.

При осуществлении таможенного контроля таможенные органы самостоятельно определяют форму и объем контроля, достаточные для обеспечения соблюдения законодательства Украины, в том числе с целью проверки законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины таможенный орган имеет право на проведение досмотра этих товаров и транспортных средств.

Однако, необходимо помнить, что в соответствии со статьей 19 Конституции Украины, любые органы государственной власти и их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией Украины и законами Украины, а согласно статье 41 Таможенного кодекса Украины (ТКУ), порядок осуществления таможенного контроля определяется, в соответствии с нормами Таможенного кодекса Украины, Кабинетом Министров Украины.

Процедура проведения таможенного досмотра товаров, которые перемещаются по грузовой таможенной декларации (ГТД) регламентирована п.25 Порядка осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров с применением грузовой таможенной декларации, утвержденного приказом ГТСУ от 20 апреля 2005 года N314.

В частности, инициирование таможенным органом проведения таможенного досмотра предусмотрено в случае:

• если документов, поданных декларантом недостаточно для принятия решения о полноте и/или достоверности сведений, которые проверяются, или
• результаты проверки правильности классификации и кодировки товаров, определение страны происхождения и пр. требуют проведения такого досмотра.

Оформление результатов такого досмотра осуществляется либо путем составления Акта о проведении таможенного досмотра товаров, которые перемещаются по ГТД в случае выявления нарушений, либо внесения записи о соответствии товаров сведениям, заявленным в ГТД, в раздел IV Информационного листа, в случае отсутствия нарушений.

Установленные формы
Информационного листа и Акта содержатся в Приложении №1 и 2 Порядка соответственно, и отклонение от таких форм является неправомерным.

Стоит обратить внимание, что исходя из наименования и смысла указанного постановления, содержащаяся в данном акте процедура таможенного касается исключительно грузов, заявленных к таможенному оформлению с подачей соответствующей грузовой таможенной декларацией.

Стоит обратить внимание, что порядок осуществления таможенного контроля товаров и транспортных средств, ввозимых на территорию Украины с применением книжки МДП, регулируется «Таможенной Конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП» (далее «Конвенция МДП») и Порядком реализации положений Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с примечанием книжки МДП, утвержденного Приказом Государственной таможенной службы Украины № 771 от 08.12.1998 г.

Таможенный досмотр контейнерных грузов и транспортных средств, которые перевозятся на условиях конвенции МДП, осуществляется в следующих случаях:

• при наличии оперативной информации таможен, подразделений по борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил, правоохранительных органов о том, что в транспортном средстве содержатся предметы контрабанды или предметы, которые непосредственно являются объектами нарушения таможенных правил и запрещены к ввозу на таможенную территорию Украины;
• если товаротранспортные документы содержат противоречивые данные о товарах;
• если возникает расхождение между данными, указанными в товаротранспортных документах, и результатами взвешивания транспортного средства;
• при необходимости уточнения кодирования товаров при ввозе их на таможенную территорию Украины, если это уточнение может повлиять на порядок пропуска этих товаров через государственную границу Украины;
• если в процессе таможенного осмотра транспортного средства кинологической службой возникает подозрение в наличии в грузовом отделении транспортного средства наркотических веществ.

По результатам таможенного досмотра всегда составляется акт о проведении таможенного досмотра товаров в соответствии с формой, утвержденной приказом ГТСУ «Об утверждении Порядка осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров с применением грузовой таможенной декларации.

Стоит отметить, что ни упомянутое ранее Постановление №320, ни Закон Украины «О транзите грузов» от 20.10.1999г. N 1172-XIV, ни иные нормативные документы не содержат какого либо иного порядка оформления таможенного досмотра контейнерных грузов в портах Украины.

В совокупности с отсутствием в законодательстве Украины механизмов принятия решения о таком досмотре должностными лицами, а также порядка возмещения расходов связанных с безосновательными досмотрами, осуществление должностными лицами таможни действий по проведению и/или оформлению таможенного досмотра без должной нормативной регламентации является неправомерным и должно влечь ответственность, предусмотренную законодательством Украины.

Остается надеяться, что Кабинет Министров Украины и ГТСУ скорейшим образом завершат начатые реформы и приведут работу украинской таможни в соответствие с провозглашенными принципами свободной практики и поддержки транзита.

Несомненно, этому будет способствовать активная позиция всех участников транспортного процесса, в том числе руководства портов, неоднократно выступавших за усовершенствование всех видов контроля и ускорение процедур в портах Украины.

В результате, по иссушенным руслам хлынут, наконец, нескончаемые транспортные потоки, наполняющие живительной силой экономику Украины.

Автор: