24/7

Под юрисдикцией океана. Четыре пятилетки Interlegal.

20 февраля : ru 1 6 апреля : ru 1 всего: 231.07.15

Международной юридической службе “Interlegal” в этом году исполнилось 20 лет. Фирма давно уже является неотъемлемой частью морского бизнес-сообщества Украины, хотя формально относится к совершенно другой категории - юристов. Поэтому какие-то детали из «другой» жизни могут стать откровением. Например: мои собеседники, основатели и руководители Interlegal Артур Ницевич и Николай Мельников, частые авторы журнала «Порты Украины», подписывают свои статьи как «партнеры». С дилетантского взгляда, речь идет о форме собственности.  Но у юристов это означает должность, ее высокий уровень, сопоставимый с «профессором».

Но больше у Interlegal того, что роднит с морским сообществом и отличает от компаний коллег. Это «что-то» не только в специализации работы, но и в организации общественно значимых для морского бизнес-собщества мероприятий, таких как, например, ежегодная конференция Maritime Days in Odessa, включающая в себя целый ряд ивентов. 

“Море чье? – задал  неожиданный вопрос Николай Мельников и ответил. -  Ничье. С этим глупо спорить. И тот, кто пытается наложить лапу на морской бизнес, т.е. привязать его к кому-то на берегу, тот терпит фиаско.  Тому в истории масса примеров. Надо понимать, что этот бизнес в буквальном смысле интернациональный. Он привязан к мировому океану. Поэтому мы строили свою фирму не в соответствии с украинскими реалиями, а с тем, что видели за рубежом».

Есть еще важное обстоятельство. Законы мореплавания по «ничейному» океану пишутся столетиями с одной  целью – обеспечить безопасность людей, судов и грузов. В центре «морской юрисдикции» априори – человек. Это, бывает, очень отличается от береговых правил, но это позволяет действовать вопреки местным правилам. Дает свободу, раскрепощает дух...  

Спасительные повороты

Без них идти по пути процветания не получается. Если завязнуть в болоте текучки, можно незаметно подойти к закату своего бизнеса, говорят специалисты, как раз в течение 20 лет. Interlegal, к счастью,  избежал спокойной судьбы. За годы существования кардинально менялся несколько раз. Сейчас он в начале своей пятой «пятилетки». 

Встреча двух нынешних руководителей фирмы, определившая будущее, случилась задолго до появления Interlegal.  В 1992-м они, тогда еще студенты, начали прирабатывать в одной из первых частных юридических фирм в Одессе (в основном, сопровождение  предпринимательской деятельности). Платили им даже по меркам того времени совсем небольшие деньги – $6 в месяц. Но и за такие плодотворные годы ученичества иногда стоит доплачивать работодателю. 

«В Одесском университете нас учили по советским учебникам, как оно недавно было. А как оно есть на самом деле, предстояло узнавать практически. В  то время в независимой Украине новые законы издавались пачками».
Потом дороги друзей разошлись и увели их от профессии. Николай много лет провел в круизном, позже в судоходном бизнесе. Артур работал в торговых компаниях. 

Артур, попробовав  «бизнес на зуб», понял, как можно в качестве юриста реально помогать предпринимателям. Созданная компания изначально позиционировала себя исключительно как предприятие коммерческих юристов.

Николай с юношеским максимализмом провозгласил лозунг: «Нельзя заниматься юриспруденцией в стране, где юриспруденция отсутствует» и упорно следовал ему.  В 2001 году опроверг свой лозунг, осознав, что все зависит не от обстоятельств, а от позиции человека, и перешел в Interlegal. 
Практический опыт тех лет и опыт личностного становления помог сформулировать постулаты-якоря, на которых сегодня держится фирма. 
«Мы знаем бизнес изнутри» - главная фишка, привлекающая клиентов. И это принцип работы для всех сотрудников Interlegal. Их набирают, исходя из практической подготовки и специализации в определенных сферах бизнеса (работа в агентских, судоходных, брокерских компаниях, в судах, прокуратуре…). 

«Мы не ловим рыбу в мутной воде». Честность, порядочность, ответственность – само собой разумеющиеся качества, о которых не говорят. Им соответствуют. Даже клиенты. В Interlegal не ведут дела, направленные на тотальное разрушение, несущие в себе негатив. Дела здесь ведут только позитивные и созидательные.

Транспорт, шипинг, трейд

Морем молодая фирма стала заниматься сразу, поскольку на первые же годы ее работы пришелся пик  коллапса украинского судоходства. По всему миру начались аресты судов Черноморского морского, Украинского Дунайского пароходств за их долги. Юридический отдел ЧМП выбрал при защите концепцию государственного иммунитета, настаивая на том, что суда являются собственностью Украины, а не пароходств. Первую волну отбили. Но это был недальновидный путь, как показала вторая волна арестов. Уже по долгам государства стали арестовывать все движимое и недвижимое имущество Украины: суда, самолеты, здания по всему миру.

Пароходы теряли десятками (только у ЧМП было 375 судов), морских юристов в стране практически не было. В начинающую юрфирму обратилось УДП, два сухогруза которого были арестованы  в Египте. Это было самое сложное по кропотливости, запутанности дело. К тому же пришлось преодолевать особенности Востока, языка… Через два года дело завершилось победой. 

В этот же период друзья получили другой успешный морской опыт, взяв на себя правовую сторону по приобретению двух пароходов. Брали кредит в иностранном банке, покупали, оформляли, закладывали суда… Это тоже был огромный и интересный опыт.

Вот тогда и возникла идея иметь «морское» направление как постоянную специализацию и вектор развития, причем обязательно со вкусом позитива. 
«Арестные дела – очень ситуационная работа, не на перспективу, т.к. пароходства все равно разрушались. Из этого не построишь систему. Стратегическим был опыт приобретения судов. Собственный опыт коммерческого шипинга показал,  ЧТО можно предлагать другим, КАК делать то, что предлагаешь. Это очень ценно: клиентам важно, когда с ними говоришь на одном языке». 

Важно, что не бросались на всякие дела, а выбирали их, исходя из четко сформулированных принципов.  Отбрасывали все ненужное, добавляли, что хочется. К четвертой своей «пятилетке» Interlegal подошел с четким пониманием, что будет заниматься только теми делами, где они эксперты - Transport, Shipping and International Тrade. По итогам прошлого года, 100%  клиентов Interlegal из этой индустрии. Специалисты фирмы не работают на случайных людей.

Транспорт – это, как правило, и береговая составляющая: логистика, организация перевозок, склады, терминалы. Линейный бизнес в этой же категории.
Шипинг – все, что связано с нахождением на воде, в основном, морская перевозка и то, что происходит в море в ее процессе.  Interlegal представляет интересы всех участников перевозки, но внимательно следит за тем, чтобы не было конфликта интересов. 

Сюда же относится яхтинг. Это направление родилось более 10 лет назад. Случайно. Одному из клиентов надо было зарегистрировать яхту. Юристы решили: яхта – тоже пароход, просто маленький. И шаг за шагом окунулись в особый мир. Оказалось очень специальный. На сегодняшний день у Interlegal самая крупная яхтенная практика в Украине. На постоянном обслуживании порядка сотни яхт. Сопровождают куплю-продажу, оформление, регистрацию, страхование.

Направление «международная торговля» неразрывно связано с морем. Украинский экспорт, в первую очередь, зерно, металл, масло и т.д. активно вывозится через порты.  Тут есть специальные ответвления, касающиеся трейдеров, грузовладельцев. Отдельно стоит финансирование международными банками, или вопросы, которые надо рассмотреть до того, как груз окажется на борту судна (в мире занимающиеся этими вопросами юристы - особая каста). 

Идущие за пионерами

В середине 90-х, когда еще можно было все, что не запрещено, в украинских портах расцвели формы  государственно-частного партнерства. Потом его законодательно зарегулировали и начались проблемы.  Interlegal занял позицию: работаем на стороне инвестора. С 1999 года это одна из важных тем компании. Помогают, в том числе иностранным инвесторам разбираться в перипетиях и сложностях украинского законодательства. Выявляя нестыковки, помогают в целом формировать благоприятный инвестиционный климат, инициируют инновации в законодательстве.

В истории с арестами судов, заходившими в Крым, Interlegal осознанно занял сторону судовладельцев. 

«Мы очень патриотично настроены и считаем, виновные должны быть наказаны, но строго по закону. В этих случаях быстро и эффективно, потому что санкции - это обоюдоострый меч. Украина незрелая в вопросах санкций, это ее первый опыт. У нас уже есть случаи, когда арестовываются суда, которые не заходили в Крым. Надо сознавать, что применяя санкции, страна выходит в мир, открывается ему. Потому то мы и работаем на стороне судовладельцев с целью помочь им юридически защититься, четко и цивилизованно. 

Шаг за шагом, дело за делом юристы Interlegal помогают формировать правила игры для новой цивилизованной Украины, избавляться от наследия прошлого.
«В СССР была отличная от всего мира доктрина: придумаем хороший закон и все будут жить по нему хорошо. Но это тоже самое, что асфальтную дорожку проложить в стороне от уже протоптанной пешеходами. Право всегда должно отставать от жизни как минимум на один шаг, чтобы фиксировать тенденции и регулировать сложившиеся отношения».

Непотопляемая система

50% клиентов Interlegal связаны с Украиной и постсоветским пространством, 50% - иностранцы. Это статистика прошлого года. В такой же примерно пропорции распределяются дела и в текущем году. 

Украинский рынок пока, увы, находится на дне, грузопотоки практически не растут. «Невозможно углубляться в дно».  Поэтому в компании внимательно посмотрели на Черное море и поняли, что политические векторы, даже границы могут меняться, - географию не поменяет никто и никогда.

«Черное море останется специфическим бассейном с постсоветским прошлым, с определенной номенклатурой груза, с определенными устойчивыми связями, маршрутами, спецификой мелкосидящих судов и т.д. - делится Николай Мельников.-  А у нас очень много контактов с европейскими коллегами, практически в каждой стране Европы. Лет 10 назад мы с Артуром вступили в Лондонскую ассоциацию морских арбитров, стали туда часто ездить, видеть изнутри обстановку, соответственно, вести там дела. Поняли, что можем стать для иностранных клиентов одной точкой входа во все, что происходит в Черном море, неважно, в каком порту и с каким грузом». 

Так года два назад у Interlegal появились, кроме Одесского, еще офисы в Батуми, Стамбуле, ассоциированные офисы в Новороссийске, Варне, Констанце.  
Представительства открывали не на пустом месте. Это было частичное слияние с фирмами давних партнеров. Бренд Interlegal не претендует на местную практику. Партнеры продолжают ее самостоятельно, а под общим брендом Interlegal вместе занимаются международными делами. У местных юристов выросло число дел, и у одесских юристов оно растет. Система выстраивается в соответствии с векторами стратегического развития Interlegal в ХХІ веке.

Энергия новых форм

Сегодня в компании 22 юриста и 8 специалистов, работающих в исполнительной службе. Последняя – гордость компании: в Украине буквально несколько фирм, которые могут похвастаться исполнительной службой, работающей как отдельный коллектив внутри фирмы. Мы одни из первых, кто создал такой коллектив, каждый член которого является менеджером – профессионалом в своей сфере.  

Благодаря этому в первом полугодии 2015-го Interlegal провел самостоятельно либо приняли участие в 30 различных публичных мероприятиях. Среди них – семинары, конференции, различные тематические встречи с представителями морского бизнеса, грузовладельцами и т.д. В числе самых ярких событий морской транспортной отрасли Украины - «Maritime Days in Odessa», придуманные нами 13 лет назад. В этом году они собрали рекордное число участников – более 500. Цель таких мероприятий – объединить представителей морского бизнеса, в особенности, Черноморского региона, пообщаться в морской бизнес-среде, завязать новые, укрепить старые связи, прочувствовать актуальные тенденции. 

«В шиппинге принято встречаться, общаться, делиться опытом, - рассказывают мои собеседники. -  С большим удивлением для себя обнаруживали на конференциях других отраслей, что люди, работающие в этих сферах, другие – зажатые, неразговорчивые… В шиппинге все наружу. Мы, видели, как все это происходит за рубежом и стали эти традиции потихоньку внедрять у себя. Хотим создать  наиболее комфортную для всех бизнес-среду. Хорошо будет бизнесу, и нам будет хорошо. Это большой миф, что юристы зарабатывают тогда, когда плохо. Когда плохо, у людей нет денег».

По легкости, с которой Interlegal входит в партнерство с другими компаниями и создает на общей базе новые формы сотрудничества, иногда отнюдь не прибыльные, пожалуй, в отечественном морском бизнесе равных нет. 

«Этому научиться нельзя. Это внутреннее состояние. Просто нужно быть позитивным, видеть возможности. Можно жить, как ракушка,  тратить энергию и время на то, чтобы никого не допустить к своему корытцу. При этом, сил на развитие не остается, все ушли на разгон тех, кто мог стать союзником и помощником. У нас другой подход. Мы создаем содружество, чтобы в результате и наш новый партнер, и мы, и наш клиент получили нечто новое, чего ни у кого до этой совместной деятельности не было». 

Не боятся делиться опытом, потому что это уже зрелый опыт. Пройденный этап. Завтра, благодаря развитию, будет другой.

Партнерство – также очень важное условие взаимодействия внутри команды. Здесь разработаны четкие партнерские правила. Система  предполагает движение по карьерной лестнице от помощника юриста до партнера. Понятно, не каждый юрист станет партнером, но у каждого есть такая возможность. Артем Скоробогатов и Наталья Мирошниченко (активные авторы нашего журнала) уже ассоциированные партнеры. Одновременно  для каждого действует принцип «up or out». Руководители исключения не составляют. 

Interlegal живет по самой демократичной и короткой (три раздела - меньше листка) Конституции в мире. Составляли  ее все вместе, отвечая на вопросы анкеты. Первый принцип гласит:

«Мы занимаемся интересными делами в сфере транспорта, шипинга, интертрейдинга в схоженной команде профессионалов за хорошие деньги для фирмы и для себя».

Термин – «схоженность» из альпинистского прошлого Николая. Артур вспоминает, как в былые времена их тестировали сотрудники. Зайдут к Николаю посоветоваться, потом тут же - к Артуру. Потом перестали это делать, потому что ответы на один вопрос те давали  совершенно одинаковые. 

«Мы отталкиваемся от одних и тех же моральных категорий, принципов построения бизнеса и т.д.  Редко встретишь человека, про  которого знаешь, что он сделает в какой-нибудь нештатной ситуации то же, что и ты».

И оба называют дружбу в студенчестве, на которой позже выросла одна из мощных юридических фирм Украины, судьбоносной.