Развитие зернового рынка Украины – мнение юриста
В этом году у нас сразу несколько важных дат. 20 лет конференции Grain & Maritime Days in Odessa, которую АПК-Информ проводит вместе с Interlegal. За эти годы украинский зерновой рынок не просто изменился, он вырос во всех смыслах этого слова. Сегодня Украина в тройке крупнейших поставщиков зерна на мировой рынок и ее роль в обеспечении глобальной продовольственной безопасности велика. Ещё мы помним, что 25 лет Interlegal исполнилось в прошлом году, но ввиду пандемии празднование растянулось почти на год. О развитии зернового рынка на протяжении 20 лет, именно о юридической стороне этого процесса, АПК-Информ поговорил с Артёмом Скоробогатовым, партнёром Международной юридической службы Interlegal.
- Артем, по Вашему мнению, как изменился зерновой бизнес в Украине за последние пару десятков лет?
- Благодарю за интерес к нам. Действительно, у нас как у 25-летней юридической фирмы, специализирующейся на агротрейде и международных перевозках, есть уникальная возможность в динамике наблюдать за развитием рынка в качестве советника всех его игроков: покупателей, продавцов, перевозчиков, экспедиторов, терминалов и пр. И мы непосредственно участвуем во множестве решений совершенно разных рисковых сценариев, причина которых – как человеческие ошибки или умысел, так и объективные факторы или события в мире.
Да, многое изменилось. Внутри страны легко увидеть фундаментальные изменения в инфраструктуре и технологиях, коммуникации, структуре рынка. В мире тоже много чего поменялось, как минимум, Украина уже 13 лет член ВТО, что дало новые возможности аграриям. Благодаря всему этому изменились и роль Украины как участника мирового рынка агропродукции, и сам рынок внутри страны. То есть изменилось почти все.
- Почему почти? Что неизменно?
- Самое стабильное, наверное, – это люди.
Несмотря на то, что выросло много новых специалистов в агробизе и около него, основной костяк отрасли тот же, что и 10-15 лет назад. И это, на мой взгляд, не только залог успеха отрасли, но и один из столпов сохранения государственности в это нелегкое для страны время. Агробизнес – это не только значительная часть доходов Украины, но и сотни тысяч образованных и независимых людей, благосостояние и успех которых неразрывно связаны с украинской землей и ее плодами. Землю нельзя забрать с собой и уехать жить в другую страну, поэтому они будут держаться за нее и защищать свои интересы. А в отличие от угольной промышленности и металлургии – это огромное количество независимых и конкурирующих между собой бизнесов и специалистов. Очень мощное комьюнити, способное объединяться и постоять за себя. Результатом формирования этого лобби является тот факт, что уже много лет любые государственные инициативы и законодательные изменения, касающиеся агропромышленного комплекса, обязательно предварительно обсуждаются с представителями агробизнеса. Давно нет практики спонтанных экспортных барьеров (моратории и пр.), не согласованных с отраслевыми ассоциациями, как мы можем наблюдать в отдельных конкурирующих с нами государствах. Это существенное достижение, с которым государству приходится считаться.
- Какие изменения в инфраструктуре Вы считаете главными?
- Аграрная инфраструктура изменилась колоссально. Здесь сложно выделить что-то одно.
Украина несущественно изменила потребление агропродукции за последние годы, что неудивительно, так как количество населения страны продолжает снижаться.
При этом объемы производства значительно увеличиваются благодаря повышению опыта и технологичности производства – грамотное использование удобрений, качественный подбор семенного материала и пр.
А это значит Украина может и должна с каждым годом экспортировать все больший объем продукции, как минимум, пока не догонит по урожайности других агроэкспортеров.
В расчете на этот сценарий все эти годы ударными темпами росли и продолжают расти мощности по внутреннему хранению, которые позволяют сохранять качество зерна на протяжении многих месяцев в ожидании благоприятной экспортной цены.
Но агропродукцию нельзя хранить вечно, соответственно рано или поздно ее нужно продать и вывезти из страны.
Украина исторически обладает большим количеством морских портов, и совершенно логично, что основной объем агропродукции экспортируется морским путем. Этот сегмент инфраструктуры также существенно изменился.
Благодаря, а иногда и вопреки государственно-частному партнерству постоянно продолжается процесс дноуглубления в украинских портах, что позволяет увеличивать размер и количество обрабатываемых морских судов и стимулирует расширение существующих и строительство новых портовых терминалов.
Когда игольным ушком стала логистика между внутренними элеваторами и портовыми терминалами, существенные изменения коснулись внутренней логистики. Появились линейные перевозки на ж/д, частные парки ж/д вагонов, активно ведется разговор о частной ж/д тяге, не прекращается борьба с перегрузом на автомобильном транспорте. Несколько лет понадобилось, чтобы принять закон «О внутреннем водном транспорте», который призван постепенно разгрузить и дополнить авто- и ж/д логистику перевозками по крупнейшей водной артерии страны – Днепру.
- К чему же привели все эти изменения?
- Главное то, что существенно изменился рынок торговли.
Если раньше при перевозке от поля до порта было 4-5 посредников и каждый зарабатывал от 2 до 10 долларов на тонне, то теперь таких посредников максимум 2 и нередко они работают с риском отрицательной маржи.
Причин такого положения много, но в основном – это скорость получения информации, ее качество и обмен такой информацией. Повсеместное внедрение Интернета и мобильных устройств, повышение владения английским языком и одновременное увеличение русскоязычного объема информации и инструментов для обмена информацией колоссально увеличило возможности и коммерческую грамотность производителей и трейдеров.
Мелким и крупным производителям, которые сами не успевают или не хотят следить за ценовыми изменениями и тенденциями, готовы прийти на помощь вышедшие в свободный полет из крупных торговых компаний эксперты, оказывающие коммерческие услуги по аналитике ценовых рисков.
Появляются и развиваются IT площадки, которые помогают получать лучшие ценовые предложения на свой товар с проверенными контрагентами, прямо «не выходя из дома».
И все это при значительном увеличении возможностей по качественному и долгосрочному хранению практически любых объемов, о которых я говорил выше.
- Вы часто говорите в выступлениях об укрупнении игроков на этом рынке.
- Да, это тоже играет роль. У первой 20-ки рынка ситуация в корне отличается от средних и небольших трейдеров. Ещё есть украинская специфика. Например, ряд больших и всем известных дефолтов прошлого года существенно изменили положение на рынке. В первую очередь, ужесточились требования комплаенса в международных компаниях. Они стали избирательней, внимательней, требовательней.
К жесткому комплаенсу добавился фактор деофшоризации. Когда-то мы проводили семинары о том, как открыть компанию и банковский счёт за несколько дней. Сегодня открыть счёт в иностранном банке и начать работать стало существенно сложнее. Государства и регуляторы выставляют свои жесткие требования, и менять компании как перчатки больше не получается. И в этом, конечно, много плюсов для правил игры в целом. Бросить компанию и открыть новую, если сделка не выгодна, не так просто, люди больше дорожат своей репутацией и своими инструментами. В долгосрочной перспективе это делает рынок более цивилизованным, а ведение бизнеса – предсказуемым. Поэтому нас крайне радует, как растет наша корпоративная и налоговая практика в отношении построения долгосрочных репутабельных корпоративных структур. Кик, Beps, налоговое структурирование – всё это вопросы, которые стали звучать в запросах клиентов существенно чаще. А это значит, что бизнес смирился с новой реальностью и приспосабливается к ней.
- Становится более цивилизованным?
- Можно и так сказать. Дело в том, что информация сегодня распространяется почти мгновенно. Если кто-то на рынке не выполняет свои обязательства, то об этом моментально узнают все.
Вспомните прошлогодние дефолты. Все говорили, что сейчас будет что-то страшное, все объявят дефолты… Ничего такого массово не произошло. Большинство компаний сумели договориться, и почти все, так или иначе, пришли к компромиссу с контрагентами. С юристами или самостоятельно – не так важно. Важно, что рынок сумел договорится, сохранить отношения, сохранить бизнес.
- Вы говорите о том, что рынок укрупняется. В какую сторону идёт этот процесс?
- Да, всем видна чёткая вертикальная интеграция. Почти у всех крупных холдингов уже есть свои терминальные мощности, транспортные компании, транспорт, в том числе и железнодорожный. Сейчас открытие речного судоходства серьёзно стимулирует инвестиции в речной флот на Днепре. Почти все заказчики сделок по купле-продаже флота, которые были у нас в этом году, это – агробизнесмены. Регистрируют флот под украинский флаг, флаг Словакии, Молдовы, Грузии. Мы любим такие сделки, потому что они большие, интересные, клиентам нужно структурировать компанию, структурировать сделку, разработать договорную базу с учетом международной специфики.
Самым сложным вызовом для нас как юридического бизнеса является поддержка нужной скорости и качества услуг с учетом растущего спроса и активного расширения рынка. От нас это потребовало расширить штат до 60 человек в одесском офисе, пригласить специалистов с самым разным бэкграундом и интегрировать их в систему компании. К примеру, группа специалистов по английскому праву у нас постоянно расширяется, и уровень этих специалистов мы отмечаем как высочайший на Чёрном море.
- С чем еще связаны сложности?
- Ещё сложность, с которой мы ранее не сталкивались так часто, – конфликт интересов. Количество клиентов из аграрной сферы стало так велико, что мы уже несколько раз были вынуждены ставить клиентов перед выбором: или отказываем обоим, или ищем взаимовыгодное решение. К счастью, выход нашелся – оба клиента остались в нормальных деловых отношениях, деловые связи стали только крепче, и от этого выиграли все.
- А если клиенты в Европе или Азии? Насколько трудно наладить коммуникации за границей, есть же местная специфика?
- После вступления в ВТО перед Украиной открылось много новых возможностей. В том числе этому способствовало реформирование внутриукраинских процессов. Украина ворвалась на рынок агропродукции Китая, Азии, в планах Африка. Нам удается быть полезными клиентам благодаря сети черноморских и ассоциированных офисов. Работы в связке с нашими офисами в Турции, Грузии, Болгарии, Румынии стало больше. В Европе часто мы подключаем итальянский, испанский офисы, которые очень быстро находят общий язык с покупателями украинского зерна, до того как споры переходят в горячую фазу конфликта.
Китайские и индийские коллеги чаще помогают спасать контейнерные грузы, застрявшие в портах. В этом году мы открыли China desk, чтобы наполнить наше сотрудничество по китайскому направлению новым содержанием.
- Если постараться ранжировать проблемы украинских трейдеров, с которыми обращаются чаще всего, то это будет…
- На первом месте – качество и урегулирование всевозможных претензий в этой связи по английскому праву.
Например, вопросы органической продукции, пестицидов, ветеринарная и фитосанитарная история и т.п. Это очень болезненная тема украинских трейдеров. Поэтому требования знания законодательства стран ЕС, Азии и Африки, которые время от времени меняются, выходят на первое место. Особенно с учетом стоимости фрахта. Ведь даже одно судно, которое не принимает покупатель по качеству, может существенно усложнить жизнь трейдеру, заморозить финансы или даже принести серьезные убытки. При этом с вопросами качества, как правило, связаны самые интересные рынки, и иметь возможность работы с ними крайне заманчиво.
На втором месте – проблемы с финансами и банками. На помощь нашим клиентам здесь чаще всего приходят коллеги из ассоциированных офисов Кипра, Швейцарии, Польши. Приходится вытаскивать деньги клиентов из слабых банков или размораживать суммы на счетах в связи с тем, что транзакции или деятельность компании клиента показалась подозрительной банку или правоохранительным органам.
Далее вопросы, связанные с правоохранительными органами, проверками, арестами, блокировками грузов на терминалах, которых стало существенно меньше, но расслабляться пока рано.
Ну и традиционные проблемы с количеством груза или задержками в расчетах тоже нельзя сбрасывать со счетов.
В общем, работы хватает. И, надеемся, на наш век хватит, так как мы всегда желаем агробизнесу только процветания.
Потому что от него зависит и процветание Украины. А нам здесь жить еще лет 25 точно. :)
Эксклюзивно для apk-inform.com
Як ми вже неодноразово писали, базис поставки CIF є одним із одинадцяти міжнародних торгових термінів (Інкотермс), створених Міжнародною...
- Certificate is final as to quality...2023.12.13
Таке формулювання нерідко зустрічається у торгових контрактах. У цій статті ми розглянемо, якою є реальна сутність такого положення....
Досить часто трапляється так, що сторони уклали торговий контракт, і, не дочекавшись настання терміну виконання зобов'язання, одна зі ст...
Вирішення питань демереджу та інших конфліктних ситуацій, де сума спору є відносно невеликою, може бути справжньою дилемою для учасників...
Під час виконання торгових контрактів CIF/CFR покупці часто просять у продавця видати більше одного комплекту коносаментів, кожен з яких...
Застереження про “extension”, що дає право одній із сторін контракту подовжувати термін поставки товару, часто можна зустріти у контракт...
- Interlegal Trade digest Q4 20222023.01.16
Електронна печатка FOSFA для сертифікатів аналізів Федерація асоціацій торгівлі олійними культурами, насінням та жирами (FOSFA) спро...
Федерація асоціацій торгівлі олійними культурами, насінням і жирами (FOSFA) спростила спосіб отримання офіційної печатки FOSFA Internati...
- Interlegal Trade digest Q3 20222022.09.22
Як правильно ініціювати арбітраж GAFTA одночасно за кількома контрактами (судова практика) Не рідко буває, що сторони укладають ряд о...
- Interlegal digest - TRADE2022.02.10
GAFTA опубликовала арбитражную статистику. Теперь можно более точно спрогнозировать, сколько времени и расходов потребует арбитражное разбир...