24/7

Регистрация яхт в Панаме

10 апреля : ru 3 13 марта : ru 1 Вчера: ru 1 всего: 1221.07.13

«Яхтинг» - как много в этом слове. Он не сдает своих позиций одного из самых экстремальных, привлекательных и одновременно романтичных видов спорта. В настоящее время яхтинг представляет также и отдельный, невероятно популярный вид туризма. А для многих это просто хобби, дорогое увлечение для души.

Так если же Вы стали счастливым обладателем яхты и решили заняться яхтингом (каким бы Вы для себя его не определяли), Вам необязательно быть квалифицированным капитаном, яхтсменом или обладать специальными знаниями и навыками в этой области. Достаточно выбрать наиболее подходящую для Ваших целей яхту, приобрести её и зарегистрировать. И после остается только наслаждаться эксплуатацией яхты, то ли путешествуя, то ли участвуя в регатах и получая награды.

Остановимся на вопросе регистрации яхты, ведь к выбору национальности судна следует относиться с особой ответственностью, просчитывая все «за» и «против», и учитывая особенности конкретной яхты и конкретного собственника. Кроме того, при выборе государства регистрации яхты все так же актуальными остаются вопросы, о которых уже упоминалось в статьях специалистов нашей компании «Международная юридическая служба – “Interlegal”, а именно:

1)      финансовый вопрос – начиная от стоимости регистрации и перерегистрации яхты на нового владельца, заканчивая налоговыми издержками;

2)      операционный вопрос – возможная необходимость осмотра яхты при регистрации, а также прохождения различных проверок, предусмотренных законодательством;

3)      международно-правовые вопросы – участие государства флага в договорах об избежание двойного налогообложения, предоставлении благоприятного режима в морских перевозках и др.

Однако, в настоящее время остро встает и практический вопрос, а именно – возможности свободного захода яхты под тем или иным флагом в порты иностранных государств.

Не будет новым, если мы отметим важнейшую роль в мировой морской практике Парижского Меморандума – соглашения между морскими администрациями по контролю над иностранными судами со стороны государства порта. Предусматривается, что каждая из властей должна поддерживать эффективную систему контроля судов государством порта для того, чтобы иностранные суда, заходящие в порт ее государства или находящиеся на якорной стоянке у такого порта, без какой–либо дискриминации в отношении флага, под которым они ходят, удовлетворяли требованиям, содержащимся в международных конвенциях.

1 июля текущего года был опубликован ежегодный отчет Парижского Меморандума за 2012 год, содержащий списки государств флага, чьи суда и коммерческие яхты, в том числе, соответствуют требованиям безопасности мореплаванья. Безусловно, практика работы Парижского Меморандума, в особенности, в странах Европейского Союза, достаточно велика, и результаты, опубликованные в «белом», «сером» и «черном» списках играют не последнюю роль в принятии органами контроля государства порта решения о задержании судна. 

На первый взгляд, выбрать флаг, отвечающий всем вопросам собственника, невозможно. Однако на самом деле все не так сложно, и «ларчик просто открывается». Панама, будучи у всех на слуху как один из лидеров по количеству зарегистрированного торгового флота, остается и одной из самых популярных юрисдикций для регистрации прогулочных и коммерческих яхт. За счет чего же Панама сохраняет свои позиции?

Прежде всего, Панама считается страной предпочтительной для регистрации яхт, поскольку здесь действует открытый реестр. Это означает, что под Панамским флагом могут быть зарегистрированы яхты, собственниками которых являются любые лица (юридические или физические), вне зависимости от гражданства или государства резиденции. Кроме того, преимущества панамского реестра известны своими умеренными регистрационными пошлинами, отсутствием налогов при продаже яхт, отсутствием пошлин на прибыль от зарубежных морских коммерческих операций, а также ограничений в отношении собственности или возраста яхт. Немаловажен тот факт, что в 2012 году, как и прежде, Панама сохранила свое место в «белом» списке Парижского Меморандума.

Как и во многих юрисдикциях, в Панаме предусмотрена временная и постоянная регистрация яхт. Временная регистрация позволяет яхте ходить под Панамским флагом, даже не имея на руках оригиналов необходимых документов, в том числе, подтверждающих право собственности на яхту. Оформление временной регистрации производится Управлением торгового флота (Directorate of Merchant Marine) и заключается в выдаче временного сертификата регистрации яхты сроком на 6 месяцев (Provisional Patent of Navigation) и лицензии на пользование радиосвязью (Radio Licence) сроком на 6 месяцев. Для этого соответствующему уполномоченному представительству следует вручить заявление владельца яхты и доверенность на осуществление всех необходимых для регистрации яхты действий.

В случае с постоянной регистрацией яхты также выдаются и сертификат о регистрации, и лицензия на пользование радиосвязью, однако, уже сроком на 2 года. Для этого необходимо предоставить:

1)      оригиналы заявления судовладельца яхты и доверенности на имя агента для осуществления регистрации яхты в Панаме,

2)      правоустанавливающие документы на яхту (Купчую (Bill of Sale), если яхта неновая, или Сертификат судостроителя (Builder?s Certificate), если яхта новая),

3)      перечень радиооборудования яхты и ее основные характеристики,

4)      общий вид и/или попалубный план яхты.

Если под флагом Панамы регистрируется неновая яхта, после подачи вышеуказанных документов подается Сертификат об исключении яхты из предыдущего реестра (Deletion Certificate).

Учитывая все вышеизложенное, флаг Панамы с уверенностью можно назвать действительно удобным флагом. «Удобным» не только как используемый в яхтинге специальный экономико-правовой термин, но и как флаг, получить который можно быстро, недорого и прилагая минимум усилий и затрат. А тем более, пользуясь услугами Международной юридической службы “Interlegal”.  

 

© Ю. Старова, 2013

Для журнала "Фарватер"

Авторы: Юлия Старова, Кирина Ряшенцева