24/7

Штрафные санкции в английском праве – дело тонкое

3 августа : ru 4 1 августа : ru 3 8 августа : ru 2 всего: 12205.07.17

Судовладельцы и фрахтователи черноморского региона, привыкшие к континентальной системе права, часто пытаются применить знакомые им правовые нормы и инструменты в договорах фрахтования, которые регулируются английским (общим) правом.

 

В результате договор приобретает смешанную природу: подчинен английскому праву, но по наполнению следует букве и духу континентальной системы.

 

Если чартер исполняется без каких-либо спорных ситуаций, такое сочетание работает и удовлетворяет интересы сторон.

 

Иной сценарий разворачивается, когда в ходе исполнения чартера возникают разногласия между судовладельцем и фрахтователем. В таких случаях несогласованность договорных положений и применимого права приводит к сложностям толкования оговорок чартера и может стать предметом спора между сторонами.

 

Так, в одном из недавних дел Interlegal, судовладелец внес в чартер оговорку о начислении процентов на сумму демереджа в случае, если он не погашен в 90-дневный срок фрахтователем, по аналогии с украинским институтом пени.

 

Фрахтователь не оплатил демередж в срок, и судовладелец обратился к юристам за толкованием данной оговорки.

 

Применение штрафных санкций (штрафа и пени) в английском праве

 

Одним из основополагающих принципов английского права является принцип свободы договора. Он проявляется в том, что содержание договора вытекает из свободного и добровольного волеизъявления сторон, и ему придается сила закона.

 

Действительность договора не может быть оспорена на основании того, что он является несправедливым или не соответствует интересам общества при условии соблюдения правомерности заключаемого договора. Судебная практика неукоснительно следует этому принципу.

 

Базовый подход английского права к контрактным положениям о штрафах и пене, в отличие от континентального, в целом, и украинского, в частности, гласит, что такие положения признаются, как правило, unenforceable, т.е. не имеющими законной силы. Суть в том, что английское право расценивает такие меры, как пеня и штраф, мерами «наказания», которые не могут быть применимы в коммерческих отношениях.

 

Такой подход к штрафным санкциям связан с действующей в английском праве доктриной расчета убытков, а именно с принципом, установленном в классическом прецеденте Wertheim Chicoutimi Pulp [1911]: получая возмещение ущерба за нарушение контракта, пострадавшая сторона должна быть возвращена в то же состояние, в котором она была бы в случае, если бы контракт был исполнен.

 

Также во внимание принимается другое общее правило английского права: «если две стороны заключили контракт и одна из них нарушила его условия, размер убытков, подлежащих возмещению невиновной стороне, должен справедливо рассчитываться либо исходя из суммы реально понесенных убытков, либо из убытков, которые, на момент его заключения, по мнению сторон, могли бы возникнуть в случае нарушения контракта» (дело Hadley v Baxendale [1854]).

 

Из этого правила видится, что привычные в черноморском регионе штрафные санкции не соответствуют правилам расчета убытков в английском праве, поскольку не связаны с фактическими или предполагаемыми убытками невиновной стороны.

 

Как в таком случае в соответствии с нормами английского права защитить свои интересы, если контрагент не исполнил принятые на себя денежные обязательства?

 

Доктрина заранее согласованных убытков (liquidated damages)

 

Английское право не ограничивает стороны в использовании инструментов для защиты своих интересов – в частности, это можно сделать с помощью оговорок об ограничении ответственности и положений о заранее согласованных убытках (liquidated damages). Требованием к таким оговоркам является их определенность и отсутствие двусмысленности. Подобные оговорки должны четко определять намерения сторон и соответствовать основной цели договора. Классическим примером использования конструкции заранее согласованных убытков в рейсовых чартерах является демередж.

 

Оговорки о заранее согласованных убытках являются аналогом штрафных санкций, применяемых в континентальном праве. Английская судебная практика принимает оговорки о заранее согласованных убытках в сочетании с принципом свободы договора. Общее мнение судей таково, что стороны договора свободны в распределении рисков между собой.

 

Оценка применяемости оговорки о заранее согласованных убытках производится исходя из положений договора и фактических обстоятельств на момент его заключения.

При установлении природы оговорки рассматриваются:

- интересы невиновной стороны, которые такая оговорка призвана защищать,

- вид компенсации, применяемый к оговорке, обязательство, в отношении которого она применяется,

- соотношение защищаемого интереса и установленного размера компенсации.

 

Если в договоре прямо предусмотрено право невиновной стороны  расторгнуть договор и требовать возмещения убытков в случае нарушения контрагентом его существенных условий, подобная формулировка оговорки, как правило, толкуется как заранее согласованные убытки.

 

Так, в деле Edgeworth Capital (Luxembourg) Sarl v. Ramblas Investments BV [2015] EWHC 150 судья пришел к выводу, что плата, взымаемая при нарушении существенных условий договора одной из сторон сделки, которая была бы в любом случае перечислена в виде оплаты по договору, соответствует концепции заранее согласованных убытков.

 

Начисление процентов (пени) при просрочке платежа по английскому праву

 

Институт пени существует в английском праве, при этом пени выступает не в роли штрафных санкций, а с целью защиты стороны от определенных последствий, которые влечет за собой просрочка платежа.

Вопросы о начисления процентов при задержке платежа регулируются Late Payment of Commercial Debts (Interest) Act [1998] (далее – Акт). В частности, данный Акт регламентирует сроки начисления и расчет процентной ставки, а также отображает соображения внутренней политики.

 

Применимость данного акта к суммам задолженности, возникающим из рейсовых чартеров, хорошо показана в деле Martrade Shipping & Transport GMBH v. United Enterprises Corp. [2014)].  

 

В этом деле арбитраж ЛМАА насчитал в решении по делу о демередже проценты по Late Payment Act, а фрахтователь в апелляции возразил против применения данного акта. Согласно положениям Акта, проценты насчитываются не как мера компенсации неких убытков, а с целью защитить интересы кредитора в связи с задержками в оплате по договору.

В то же время, данный Акт применяется по отношению к платежам по договорам, в которых четко прослеживается связь с Великобританией.

 

Для применения положений Акта и начисления процентов при просрочке платежа необходимо доказать существенную связь (“significant connection”) между контрактом и влиянием своевременной оплаты на экономику Великобритании. Такая связь будет иметь место, если одна из сторон является резидентом Великобритании или контракт исполняется на территории Великобритании, или последствия задержки в оплате могут иметь эффект для экономики Великобритании.

 

Применение английского права к контракту само по себе не создает данную связь и не влечет за собой автоматическое применение данного акта. Таким образом, решение Трибунала ЛМАА в части начисления процентов по данному Акту было отменено, ввиду отсутствия тесной связи данного чартера с экономикой Великобритании.

 

Рекомендации

Учитывая подход английского права и судов к оговоркам о штрафных санкциях в договорах, еще на этапе заключения договора сторонам необходимо обращать внимание на положения таких оговорок и использовать только предусмотренные английским правом способы защиты интересов сторон. Проявив предусмотрительность к формулировкам в договоре, при возникновении разногласий между сторонами, толкование положений договора будет значительно упрощено и более очевидно, а это позволит существенно сэкономить время и средства на разрешение спора или даже избежать его.

 

Опубликовано в журнале "Порты Украины"

Авторы: Николай Мельников, Екатерина Гадецкая