24/7

Тарифы и цены в украинских портах

7 октября 2019 г.: ru 3 15 июня 2017 г.: ru 2 17 марта 2020 г.: ru 2 всего: 1613.10.12

В последние годы украинское сельское хозяйство демонстрирует устойчивую тенденцию к росту. При этом не только удовлетворяются внутренние потребности в основных видах сельхозпродукции, но и наметились серьезные перспективы в сфере экспорта, особенно зерновых культур. Однако встает вопрос: будет ли этот экспорт конкурентоспособным? Это зависит не только от производителей, но и от той составляющей экспортной цены, которая обусловлена расходами на перевозку, страхование, погрузочно-разгрузочные работы и т.п. Реформа в портовой экономике Украины призвана сократить расходы по перевалке грузов, в том числе сельскохозяйственных, а также расходы на другие портовые услуги. Объектом настоящего исследования и будет эта составляющая цены экспортных контрактов.

 

В экономическом плане все натуральные (не денежные) обязательства можно назвать «поставкой» товаров, работ, услуг. И всем этим предметам, которые в общем называются продукцией, противостоит цена, отражающая их стоимость в денежной форме. Что же касается тарифа, то это в самом общем плане цена за единицу продукции, и цена контракта, следовательно, зависит от него. В частности, тарифы, из которых складывается цена контракта, в значительной степени определяются масштабами хозяйственной операции. Как правило, рост объемов поставки сопровождается уменьшением тарифа. Эта тенденция проявляется, например, в том, что различают розничные и оптовые цены.

 

В рыночной экономике цена выполняет три основные функции:

- информационную, ориентирующую покупателей и продавцов относительно их поведения на рынке;

- стимулирующую, подталкивающую производителей избирать наиболее экономичный способ производства, и потребителей - наиболее рациональное поведение по удовлетворению их платежеспособного спроса;

- распределительную, определяющую распределение доходов между участниками рынка.

 

Для успешной реализации этих функций требуется, чтобы ценам была обеспечена возможность свободного движения. Эта свобода ограничивается факторами монополизма и инфляции, искажающими естественную динамику цен и тем самым извращающими работу функций цены. Таким образом, информация превращается в дезинформацию, образуются лжестимулы, и распределение доходов становится несправедливым, поэтому борьба с инфляцией и монополизмом с целью правильного ценообразования – очень важная задача регулирования рыночной экономики.

 

Система цен может быть рассмотрена в разрезе трех основных типов: договорные, государственные и мировые цены.

 

Договорные цены являются подлинно рыночными и свободными, следовательно, именно в них воплощается свобода частной инициативы и предпринимательства. Они устанавливаются соглашением сторон контракта – поставщика и покупателя продукции. Таким образом, в идеальном случае учитываются только спрос и предложение на данную продукцию на данном рынке. Конечно, реальная ситуация на рынке обыкновенно отличается от этого идеала, так что договорные цены подвержены влиянию различных привходящих факторов самой разнообразной природы. Тем не менее, именно удельный вес договорных цен определяет степень «рыночности» экономики страны.

 

Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются обычно на:

1) продукцию предприятий-монополистов;

2) базовые для экономики определенной страны ресурсы;

3) социально значимые товары и прочую социальную продукцию.

 

Государственное регулирование цен сводится к установлению фиксированного или предельного уровня, либо предела допустимого отклонения от значения установленной государственной цены.

 

Мировые цены действуют в международной торговле. Мировые рынки – это так называемые «товарные рынки», поскольку, в принципе, они охватывают все пространство современного мира. Разумеется, в действительности обыкновенно имеется некоторое множество центров международной торговли, отражающих региональную специализацию труда и производства, так что цена одной и той же продукции может несколько отличаться в зависимости от региона, или центра, где заключается коммерческая сделка. Диапазон такого отличия во многом зависит от условий транспортировки грузов в различных регионах. Мировая цена имеет статистический характер и отражает цену, по которой совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки в некоторый промежуток времени, обычно несколько лет. В современной экономике роль мировых цен постоянно возрастает, и они оказывают серьезное влияние на внутренние цены территориальных рынков как ориентиры оптимальной цены продукции. Эти цены обязательно выражаются в свободно конвертируемой валюте.

 

В результате наблюдения тенденций в современной экономике она может быть охарактеризована как регулируемая рыночная экономика, имеющая как глобальные, так и региональные черты.

 

В командно-административной экономике большинство цен устанавливалось в централизованном порядке государством. Эта практика не так уж нова. В Древнем Риме тоже имело место установление цен в централизованном порядке императорской властью, но такая практика не имела серьезного социально-экономического успеха. Конечно, в ней были свои положительные черты, например, стабильность в финансовой сфере. Однако довольно скоро стали проявляться недостатки такого рода экономики, которые приводили к товарному дефициту, в частности.

 

При переходе Украины к рыночной экономике начался процесс либерализации цен и ценообразования. В период времени, последовавший после развала Советского Союза (1991-1993 гг.), продолжился начатый еще во время «перестройки» постепенный переход от тотального государственного регулирования цен к свободному ценообразованию. Многие отношения регулировались постановлениями Кабинета министров. Переломным было постановление «О ценообразовании в условиях реформирования экономики» №733 от 21.10.94.

 

Хотя Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 3.12.90 был довольно прогрессивным, однако политика Кабинета министров в области ценообразования корректировала действительные правила и условия в области ценообразования в значительной степени. Да и сам этот закон в настоящее время устарел и был отменен одноименным законом, принятым 21.06.12. Новый закон изменяет ситуацию в сфере ценообразования в свете Указа президента Украины «Вопросы реализации государственной политики по контролю за ценами» от 30.03.12 и Закона «О морских портах Украины» от 17.05.12. Надо признать, что приняты они были не очень своевременно в условиях рыночной экономики, но в основных принципах политики ценообразования намечен верный курс, с нашей точки зрения. Отныне за реализацией государственной ценовой политики будет надзирать Государственная инспекция по контролю за ценами, которая возрождена после годичного перерыва. 28.03.11 Государственная инспекция по контролю за ценами была ликвидирована. Правда, отсутствие такого органа ничуть не помешало успешно закончить 2011 год с наилучшими показателями, ведь потребительская инфляция составила всего 4,6%, что является наивысшим достижением за последнее десятилетие. Деятельность инспекции направляется и координируется Кабмином через министра экономического развития и торговли Украины.

 

Тарифная политика относительно портовых услуг, видимо, приобретет рациональные черты, поскольку тарифы в настоящее время определяются Мининфраструктуры (Минтранссвязи), то есть ведомством, в систему которого входят государственные порты, что неизбежно извращает воздействие цен на экономику, и явно не в пользу частных операторов. Это извращение усугубляется изрядной сложностью тарифов в портах и неясным характером их правового регулирования. Ст. 21 Закона «О морских портах Украины», имеющая предметом тарифы на услуги, которые предоставляются в морском порту, вносит моменты, призванные прояснить отношения в области ценообразования в портах. Тарифы на специализированные услуги, которые предоставляются в морском порту субъектами природных монополий, и услуги, которые оплачиваются в составе портовых сборов, подлежат государственному регулированию национальной комиссией. Перечень специализированных услуг, предоставляемых в морском порту субъектами природных монополий, которые подлежат государственному регулированию, определяет Кабинет министров Украины. Наконец, самое главное - тарифы на другие услуги являются свободными и определяются договором между субъектом хозяйствования, который предоставляет соответствующие услуги, и их заказчиком. Правда, портовые операторы сейчас выражают значительные опасения. Смогут ли они выдержать свободную конкуренцию, если она будет действительно свободной, в рамках закона, разумеется? Не будет ли эта свобода оставаться только бумажной, то есть не подвергнутся ли операторы внеэкономическому давлению? Ответ на эти, да и другие вопросы, которые возникают в связи с Законом «О морских портах Украины», может дать только практика проведения его в жизнь. Конечно, операторам следует занять активную позицию и конструктивно готовиться к вступлению закона в силу. Можно, разумеется, рассчитывать и на помощь со стороны государства, но эти надежды должны быть разумными. Пока что государство не может прояснить, например, вопрос о порядке расчета портовых сборов. Так, в марте т.г. на отзыв в морские порты был направлен проект Методики определения и установления размера портовых сборов, взимаемых с судов в морских портах (причалах) Украины. Эксперт по вопросам портового ценообразования Всеволод Попов, много лет посвятивший разработке тарифов для морских портов, как во времена бывшего СССР, так и после, в эпоху независимой Украины прокомментировал эту методику и оценил ее (Порты Украины. – 2012. – №4. – С. 26-28). Он пришел к заключению, что, к сожалению, предложенная методика не позволяет произвести изначальный расчет базисных ставок портовых сборов при строительстве морских портов либо перегрузочных комплексов (причалов), на которых, кроме производства грузовых операций, будет осуществляться обслуживание судов, оплачиваемых портовыми сборами.

 

Таким образом, положено начало дискуссии, которая обязательно будет интересна всем портовым операторам. Время бежит очень быстро, так что вступление Закона «О морских портах Украины» в силу не должно застать портовое хозяйство врасплох.

 

Пока что действует приказ Минтранса Украины «Об утверждении сборов и платы за услуги, предоставляемые судам в морских торговых портах Украины» №214 от 27.06.96. Очевидно, что существующая система далека от реалий современного бизнеса и явно нуждается в реформировании. Однако, как часто бывало в практике проведения реформ в Украине, не должно произойти так, что достижение задекларированных целей потребует слишком больших издержек. Преодоление идеологической отсталости тарифной системы должно адекватно учитывать рыночные реалии, складывающиеся в украинских портах. Для этого недостаточно просто внести изменения в Закон «О ценах и ценообразовании», а необходимо проведение реальной реформы в отрасли, разгосударствление портов и действительно эффективное разделение административных и коммерческих функций в морском порту.

 

Такая политика в сфере ценообразования должна сказаться позитивно на уровне цен, поскольку стимулирование и соответствующее развитие здоровой конкуренции между операторами портовых терминалов приведут к разумному сокращению тарифов на портовые услуги, что, в свою очередь, позволить повысить конкурентоспособность экспорта украинской сельскохозяйственной продукции.

 

© А.Чеботаренко, 2012,

старший юрист, адвокат

Chebotarenko@interlegal.com.ua

© В.Лебедев, 2012,

эксперт-консультант

Lebedev@interlegal.com.ua

 

Международная юридическая служба (Interlegal)

Украина, Киев – Одесса

www.interlegal.com.ua

Авторы: