24/7

Правовое регулирование транзитной фумигации как важной составляющей процесса перевозки груза

6 июня : ru 5 7 июня : ru 3 14 июня : ru 3 всего: 4010.05.17

По итогам 2016 года основной категорией экспортных товаров Украины стала сельскохозяйственная продукция и продукты ее переработки, обеспечившие 22,3 % экспорта в денежном эквиваленте.

По оценкам экспертов в ближайшее время ожидается увеличение объема экспорта сельскохозяйственной продукции, в том числе благодаря внедрению передовых технологий, проведению земельной реформы, притоку иностранных инвестиций в отрасль. Статистические показатели, согласно которым за период с июля 2015 по июль 2016 годов (маркетинговый год) было экспортировано 39,4 млн. тонн зерновых, а в этом маркетинговом году - порядка 41 млн. тонн, дают достаточное основание для подобных выводов.

Учитывая достижения по количественным показателям, - по итогам 2016 года Украина является одним из мировых лидеров по экспорту пшеницы и ячменя, а также озвученные прогнозы по их дальнейшему увеличению, приоритетность задач смещается в сторону обеспечения надлежащего качества экспортируемой сельскохозяйственной продукции. Актуальность такой задачи очевидна с учетом количества претензий о качестве со стороны покупателей.

В частности, существенно возросло количество претензий касательно зараженности зерна вредителями. Причина такой ситуации носит комплексный характер, правовую сторону которого затронем в настоящей статье.

С целью минимизации расходов, в том числе на проведение фумигации (обеззараживания) зерна, экспортеры предпочитают осуществлять ее только на судне, после того как зерно загружено в трюма, без проведения первичной фумигации зерна на элеваторе.

Таким образом, фумигация зерна не только обеспечивает конкурентоспособность украинского зерна на зарубежных рынках как основного экспортного товара, но и тесно связана с процессом перевозки грузов, и поэтому заслуживает отдельного внимания.

В этой статье мы рассмотрим вопросы, связанные с правовым регулированием отношений в сфере транзитной фумигации, – фумигации, осуществляемой на судне без прекращения его эксплуатации по целевому назначению.

Международные нормативно-правовые акты

Правовое регулирование указанных отношений осуществляется как на национальном, так и на международном уровне.

К международным правовым актам, регламентирующим вопросы, связанные с обеспечением надлежащих условий для проведения фумигации, относятся:

  • • Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (Конвенция SOLAS), Лондон, 1974;
  • • Конвенция о защите здоровья и медицинской помощи (морякам), Женева, 1987 (№ 164);
  • • Конвенция о труде в морском судоходстве (Конвенция MLC), Женева, 2006.

Конвенция (SOLAS 74) была принята СССР до провозглашения независимости Украины и является частью правовой системы Украины как правопреемника Украинской ССР, осуществляющего международные права и обязанности.

Конвенция о защите здоровья и медицинской помощи (морякам), а также Конвенция о труде в морском судоходстве, также известная как Конвенция MLC, на сегодняне ратифицированы Украиной.

При этом Конвенция SOLAS ратифицирована государствами, под флагом которых зарегистрированы суда с совокупным брутто тоннажем 90 % от общемирового (в том числе: Панама, Либерия, Маршалловы Острова, Китай, Сингапур, Багамы, Мальта, Греция, Великобритания, Кипр, Япония, и пр.). Очевидно, положения этого международного правового акта подлежат исполнению абсолютным большинством судовладельцев, что должно учитываться при рассмотрении вопроса о круге лиц, на которых она распространяет свое действие.

Конвенцию MLC ратифицировали государства, под флагом которых зарегистрированы суда с совокупным брутто тоннажем более 75 % от общемирового (в том числе: Панама, Либерия, Маршалловы Острова, Сингапур, Багамы, Мальта, Греция, Великобритания, Кипр, Япония, и пр.). Таким образом, положения этого международного правового акта подлежат исполнению подавляющим большинством иностранных судовладельцев.

Конвенция SOLAS, как основополагающая конвенция в сфере защиты жизни на море, содержит общее правило, согласно которому соответствующие меры предосторожности должны быть приняты при использовании пестицидов на судах, в особенности, для целей фумигации.

Конвенция о защите здоровья и медицинской помощи (морякам) предписывает:

- наличие на борту судна аптечки, содержание которой, а также медицинского оборудования должно быть предписано компетентным органом с учетом таких факторов, как тип судна, количество находящихся на борту лиц, места назначения и продолжительности рейсов;

- наличие специфических антидотов и средств индивидуальной защиты на борту при перевозке опасных грузов;

- наличие на борту судна судового медицинского руководства, принятого компетентным органом, объясняющего порядок применения содержимого аптечки, а также иных медицинских средств на борту судна.

Конвенцией о труде в морском судоходстве (Конвенция MLC) установлена обязанность каждого государства – члена Конвенции обеспечить наличие на судне медицинской аптечки, медицинского оборудования и медицинского руководства, а на судах, перевозящих опасные грузы, также - специальных антидотов и персональных защитных устройств.

Дальнейшее развитие принципа, заложенного в Конвенции SOLAS, осуществляется принятыми в соответствии и на основании ее положениями:

  • • Международным кодексом морской перевозки опасных грузов (IMDG Code), а также
  • • Международным Кодексом Морской Перевозки Твердых Навалочных Грузов (IMSBCC),

положения которых подлежат применению ко всем судам, перевозящим опасные грузы навалом.

В частности, Международный кодекс морской перевозки опасных грузов содержит Перечень опасных грузов, к которым относит фумигированные единицы – закрытые транспортные грузовые единицы, содержащие фумигируемые или фумигированные товары (9 класс «Прочие опасные вещества и предметы»).

Международный кодекс морской перевозки твердых навалочных грузов предписывает осуществлять фумигацию в соответствии с рекомендациями IMO.

Акты рекомендательного и разъяснительного характера, принятые под эгидой Международной Морской Организации

Центральное место среди документов разъяснительного характера занимают рекомендации Комитета по Безопасности Судоходства (MSC) Международной Морской Организации (IMO).

На данный момент действуют следующие Рекомендации Комитета по Безопасности Судоходства IMO:

  • • Рекомендации о безопасном использовании пестицидов на судах IMO по вопросу фумигации грузовых транспортных единиц;
  • • Рекомендации (Пересмотренные) о безопасном использовании пестицидов на судах, применяемых для фумигации грузовых транспортных единиц;
  • • Рекомендациями о безопасном использовании пестицидов на судах, применимых для фумигации грузовых трюмов.

В частности, указанные Рекомендации предусматривают необходимость наличия на борту судна:

  • • комплекта оборудования обнаружения газов и соответствующих пригодных к использованию расходных материалов, а также инструкции по их использованию и предельно допустимых концентраций для безопасных рабочих условий;
  • • инструкции по удалению остатков фумигационного материала;
  • • как минимум четырех комплектов защитного оборудования, пригодного для используемого фумиганта;
  • • необходимых лекарств и медицинского оборудования;
  • • копий последней версии Руководства по первой медицинской помощи при происшествиях, включающих Опасные грузы.

С целью разъяснения положений Международного кодекса морской перевозки опасных грузов принято Руководство по первой медицинской помощи при авариях с опасными грузами (MFAG).

В приложениях к Руководству по первой медицинской помощи при авариях с опасными грузами содержатся:

  • • Перечень оборудования минимально необходимого на борту судна, которое перевозит опасные грузы, в случае аварии;
  • • Перечень Лекарственных веществ, специально предназначенных для применения в случае аварии на судне, которое перевозит опасные грузы.

Регламентация морских организаций

Отдельного внимания заслуживает деятельность таких организаций как Международная Морская Фумигационная Организация (IMFO), Ассоциация Торговли Зерном и Кормами (GAFTA), а также Балтийский и Международный Морской Совет (BIMCO), направленная на урегулирование отношений в рассматриваемой сфере.

Международной Морской Организацией Фумигации, а также Ассоциацией Торговли Зерном и Кормами приняты Кодекс Практики по Безопасности и Эффективности Морской Фумигации и Кодекс Практики по Фумигации и Контролю Вредителей, соответственно, содержащие требования к ее проведению и обеспечению условий необходимых для ее безопасного проведения.

Балтийский и Международный Морской Совет разработал специальную формулировку клаузулы, для включения в чартера, предусматривающую распределение ответственности между судовладельцем и фрахтователем по обеспечению наличия на судне специальных медикаментов и оборудования, необходимых для транзитной фумигации.

Указанные документы и нормы распространяются на участников этих организаций и на договорные отношения, которые прямо ссылаются на использование этих документов в регулировании отношений между сторонами.

Национальные правовые акты

На данный момент в законодательстве Украины отсутствует единый нормативно-правовой акт, регулирующий непосредственно проведение фумигации на судах, в том числе транзитной фумигации, а также обеспечение условий для ее проведения.

Основным нормативно-правовым актом национального законодательства Украины, который косвенно регламентирует отношения в рассматриваемой сфере, является Закон Украины «О карантине растений».

Действовавший ранее Порядок поставки на суда в морских и речных портах Украины, открытых для захода судов заграничного плавания, в том числе судовых припасов и лекарственных средств, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 05.08.2009 г. № 846, предусматривал общий перечень медицинских средств и медицинского оборудования, которые должны быть на судне. Однако на данный момент новый аналогичный порядок не утвержден.

На национальном уровне в Украине действуют также Государственные санитарные правила для морских судов Украины (ДСП 7.7.4-057-2000), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 20.12.2000 г. № 57, которые, согласно Закону Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», являются обязательными для судов, зарегистрированных под украинским флагом. Правилами предусмотрено, что:

  • • судно должно быть обеспечено средствами индивидуальной защиты (при необходимости газоанализаторами для контроля химического загрязнения воздуха), номенклатура и количество которых в зависимости от конкретных опасных свойств груза согласовываются с компетентными органами госсаннадзора (портовой санэпидстанцией), но не менее чем на численность экипажа;
  • • перевозка фумигируемых грузов должна осуществляться в соответствии с требованиями Временной инструкции по вопросам безопасности технологии обеззараживания зерна и другой сельскохозяйственной продукции препаратами на основе фосфина на судах водного транспорта Украины;
  • • во время перевозки фумигируемых грузов осуществляется постоянный контроль содержания фумиганта в воздухе, а экипаж должен быть полностью обеспечен средствами индивидуальной защиты и уметь пользоваться ими.

Вышеуказанные правила распространяют свое действие только на суда под украинским флагом, что является существенным недостатком, т.к. большая часть зерновых грузов, перевозимых морским путем, приходится на суда под иностранным флагом.

Временная инструкция по технологии и обеспечению безопасности при обеззараживании зерна и сельхозпродуктов препаратами на основе фосфина на судах водного транспорта Украины (утверждена Главным санитарным врачом Украины 25.12.1998 г.), которая достаточно детально регламентировала данную процедуру, на сегодня не является действующим документом

Заключение

При всем указанном количестве и разнообразии нормативных правовых актов, как показывает практика, при осуществлении транзитной фумигации возникают сложности, вызванные наличием пробелов в правовом поле. Инициативу, призванную изменить эту ситуацию, в очередной раз проявила Международная Морская Организация, принявшая Кодекс Имплементации Инструментов ІМО (III Code), согласно которому страны участницы Конвенции SOLAS обязаны принять на национальном уровне правовые акты, регламентирующие в том числе вопросы транзитной фумигации, с целью обеспечения безопасности на море.

Усугубляет проблему отсутствие эффективного контроля соблюдения участниками отношений в сфере транзитной фумигации предписаний международных актов, на что неоднократно обращали внимание различные международные организации судовладельцев, страхователей, брокеров и т.п. При этом указанные тенденции, наблюдаемые в сфере правового регулирования торгового мореплавания, вселяют оптимизм относительно существенного улучшения ситуации, в том числе в Украине. Для чего требуется согласованный подход органов государственной власти и хозяйствующих субъектов, их объединений на основе конструктивного диалога с учетом интересов всех его участников.

 

Опубликовано в журнале "Транспорт"

Авторы: Наталия Мирошниченко, Михаил Селиванов