24/7

Можно ли порт или портовый терминал взять в концессию? Мнение экспертов ЮФ Международная юридическая служба (InterLegal)

всего: 0 02.08.12

После опубликования Закона Украины «О морских портах» все чаще можно встретить в средствах массовой информации заметку о том, что украинские порты будут передаваться в концессию. За справкой мы обратились в Международную Юридическую службу

 

Принципы регулирования отношений концессии государственного и коммунального имущества, а также порядок и условия концессии определяются Законом Украины «О концессиях». В соответствии со статьей 1 названного Закона под концессией понимается предоставление на основании концессионного договора права на создание (строительство) и (или) управление (эксплуатацию) объекта концессии. При этом право создать (построить) объект концессии либо существенно его улучшить и (или) осуществлять его управление (эксплуатацию) предоставляется с целью (а) повышения эффективности использования государственного и коммунального имущества и (б) удовлетворения общественных потребностей.

 

В концессию могут передаваться объекты права государственной или коммунальной собственности, которые используются для осуществления деятельности в таких сферах хозяйственной деятельности как строительство и / или эксплуатация морских портов и их инфраструктуры. К объектам права государственной или коммунальной собственности, передаваемым в концессию, относится имущество предприятий, которые являются целостными имущественными комплексами или системой целостных имущественных комплексов, обеспечивающих комплексное предоставление услуг морских портов и их инфраструктуры. Концессия может предоставляться на отдельные виды предпринимательской деятельности в сфере эксплуатации морских портов и их инфраструктуры (статья 3 Закона Украины «О концессиях»).

 

До вступления в силу основных положений Закона Украины «О морских портах», т.е. до 13 июня 2013 года, в соответствии со статьями 73, 76(3) Кодекса торгового мореплавания Украины морской порт является транспортным предприятием, которое предназначено для обслуживания судов, пассажиров и грузов.

 

Вышеприведенные положения действующего законодательства позволяют заключить, что в концессию могут передаваться не только вновь создаваемые, но и существующие морские порты и их инфраструктура для управления. При этом в управление (эксплуатацию) могут передаваться не только полностью морские порты и их инфраструктура, но и имущественные комплексы, позволяющие осуществлять отдельные виды деятельности свойственные морским портам.

 

Отдельные комплексы морского порта, предназначенные для осуществления отдельного (самостоятельного) вида предпринимательской деятельности, могут быть переданы в концессию.

 

Несмотря на предусмотренную законом возможность передачи / получения в концессию морских портов и их инфраструктуры, практике такие примеры не известны и, соответственно, отсутствуют какие-либо технические / процедурные нормы и правила, позволяющие заинтересованным лицам в полной мере воспользоваться существующей юридической возможностью. По этой причине заинтересованным лицам, по всей видимости, следует руководствоваться процедурными правилами, установленными на случай концессии в других отраслях экономики, например, для объектов топливно-энергетического комплекса.

 

Представляется, что для получения концессии следует обращаться в Министерство инфраструктуры Украины с соответствующим заявлением, анализом эффективности и технико-экономическим обоснованием его передачи в концессию. Представленные расчеты должны, как мы полагаем, указывать на то, что в случае передачи комплекса в концессию будут достигнуты установленные законом цели: (а) повысится эффективность использования государственного имущества и (б) будут удовлетворены общественные потребности, ранее остававшиеся неудовлетворенными.

 

Таким образом, чтобы оценить возможность концессии порта (его инфраструктуры), необходимо анализировать каждый конкретный проект.

 

Артур Ницевич, партнер

Николай Мельников, партнер

Международная юридическая служба (InterLegal)

Киев-Одесса, Украина

27 июля 2012

www.interlegal.com.ua

  • Зміни до вимог розкриття структури власності юридичної особи в Єдиному державному реєстрі2024.07.01

    2 квітня Міністерство фінансів України наказом №161 затвердило оновлене Положення про форму та зміст структури власності. Зміни набуду...

    детальніше
  • Реструктуризація трейдингового бізнесу разом з Interlegal2024.06.25

    До Interlegal звернувся Клієнт із запитом щодо реструктуризації власного бізнесу. Клієнт займається міжнародною торгівлею зерновими та...

    детальніше
  • Наслідки при порушенні законодавства транзитної країни2024.06.11

    До Interlegal звернувся Клієнт, чий вантаж було затримано у Польщі під час транзиту холодоагенту в одноразових контейнерах з Китаю в У...

    детальніше
  • Interlegal: професійне вирішення непередбачуваних подій2024.06.18

    Галузь торговельного мореплавства з одного боку характеризується ефективністю, а з іншого – ризикованістю, оскільки інколи між суб’єкт...

    детальніше
  • Податкове резиденство та КІК, або що лоскоче нерви наших клієнтів2024.06.04

    До компанії Interlegal звернулася постійна Клієнтка з приводу підготовки та подачі звітності по КІК щодо власної іноземної компанії....

    детальніше
  • Купівля вантажного судна вартістю 1,350,000 євро2024.05.24

    Нещодавно до Interlegal звернувся новий Клієнт із запитом супроводити угоду купівлі вантажного судна вартістю 1,350,000 євро під прапо...

    детальніше
  • Податкові ризики в Україні для компаній-нерезидентів: аналіз від Interlegal2024.05.24

    Команда Corporate and Taxes працювала над запитом Клієнта – власника міжнародного бізнесу з торгівлі агропродукцією. Ціль Клієнта – ус...

    детальніше
  • Покупці не виконали свої фінансові зобов'язання в строки, встановлені контрактом2024.05.23

    До Interlegal звернувся клієнт – продавець, що уклав контракти з двома компаніями, які належать до однієї групи. Контракти передбачали...

    детальніше
  • КІПРСЬКИЙ ПОДАТКОВИЙ КАЛЕНДАР НА 2024 РІК2024.05.22

    З радістю представляємо вашій увазі наш новий податковий календар, спеціально розроблений для компаній та їх співробітників. Ми розумієм...

    детальніше
  • Офіційна позиція органів ДПС щодо окремих питань КІК2024.05.21

    Державна податкова служба України видала інформаційний лист № 3/2024 щодо окремих питань про КІК. Пропонуємо нижче основні його моменти...

    детальніше