24/7

Урегулирование претензий по демереджу при экспорте зерновых

20 февраля 2017 г.: ru 2 5 мая 2017 г.: ru 2 13 ноября 2017 г.: ru 2 всего: 6208.12.10

Одной из самых распространенных претензий при отгрузке грузов морем являются требования об уплате демереджа – суммы, подлежащей уплате фрахтователем судовладельцу за простой судна под погрузочно-разгрузочными операциями сверх времени, предусмотренного в договоре морской перевозки. Компании-экспортеры, обеспечивая поставку товара на условиях FOB, зачастую сталкиваются с претензиями по оплате демереджа, не будучи при этом стороной договора морской перевозки. Основанием для таких претензий служат положения запродажного контракта, которые предусматривают обязанность продавца обеспечить определенную скорость погрузки груза.

Рассмотрим одну из достаточно стандартных ситуаций, которые могут стать причиной серьезных убытков для продавца-экспортера. Согласно условиям запродажного контракта компания-продавец обязалась поставить покупателю – крупному зернотрейдеру согласованное количество пшеницы на условиях FOB украинский порт. По условиям договора готовность груза к погрузке была определена сторонами как "любое время в период с 20 ноября по 15 декабря", а скорость погрузки груза продавцом - "1500 тонн в погожий 24-часовой рабочий день, кроме выходных и праздничных дней".

Условия запродажного контракта о демередже отсылали к договору фрахтования судна и были сформулированы как "демередж согласно договору фрахтования". Все прочие положения и условия, которые не были предусмотрены запродажным контрактом, определялись в соответствии с установленным Международной ассоциацией торговли зерном и кормами (GAFTA) стандартным договором по форме №49.

5 декабря номинированное покупателем судно прибыло в украинский порт для погрузки пшеницы. Однако в силу различных обстоятельств, в данном случае не зависящих от продавца, судно было поставлено к причалу под погрузку только 13 декабря и с перерывами вследствие погодных условий грузилось до 20 декабря. А через несколько дней после отхода судна продавец получил от покупателя претензию с требованием об уплате демереджа за простой судна в сумме около $50 тыс.

Достаточно стандартно-неприятная ситуация для продавца, выполнившего свои обязательства по контракту добросовестно и в полном объеме. Особенностью данного дела, причем достаточно характерной для множества аналогичных отгрузок, является отсылка положений запродажного контракта к другому договору - фрахтования судна. Дело в том, что при продаже на условиях FOB продавец не является стороной данного договора и, не предприняв должной меры предусмотрительности на этапе подписания договора, не имеет возможности оценить правомерность и правильность расчета претензий трейдера. После возникновения претензий получить необходимые документы может быть затруднительно.

Что такое демередж?

Как было указано выше, демередж – это сумма, подлежащая уплате фрахтователем судовладельцу за простой судна под погрузо-разгрузочными операциями сверх времени, предусмотренного в договоре фрахтования.

Английское право содержит устоявшуюся и разработанную систему правил, касающихся платы за простой судна по договору фрахтования судна на рейс – как правило, такая плата определяется как согласованные сторонами убытки.

Несколько иначе обстоит дело с правилами о демередже, которые включены в запродажный контракт. В этом случае демередж в зависимости от конкретных обстоятельств и формулировок запродажного контракта рассматривается либо как (а) компенсация понесенных покупателем убытков, либо как (б) согласованные сторонами убытки (или штрафные санкции), которые продавец обязуется оплатить в случае невыполнения своих обязательств. Остановимся на обоих возможных вариантах.
(а) Компенсация понесенных убытков

При таком условии покупатель вправе рассчитывать на получение только той суммы, которая в действительности была уплачена или подлежит уплате судовладельцу по договору фрахтования.

В любом случае такое условие договора не дает права на компенсацию лицу, которое понесло убытки в результате собственной халатности или небрежности, если только договор прямо не предусматривает такого права. Данное правило является частным случаем одного из основных принципов английского права, в силу которого никто не может получать выгод от своих ошибок или неправильных действий.

Соответственно, если покупатель был осведомлен о том, что терминал или элеватор располагает лишь одним пригодным причалом и, тем не менее, допустил одновременное нахождение двух своих судов в порту (что вызвало задержку погрузки), то убытки покупателя являются результатом его собственных действий, и, соответственно, продавец не должен нести обязательства компенсировать эти убытки.

Если же ошибки или вины покупателя не было, то продавец обязан будет компенсировать убытки покупателя, реально понесенные им в связи с выплатой демереджа судовладельцу.

Сложность данной ситуации в том, что вина покупателя должна быть доказана документально – продавец должен предоставить подтверждающие вину покупателя письменные доказательства: переписку сторон, официальные уведомления терминала, агента и пр.

(б) Самостоятельное обязательство

В зависимости от формулировки запродажного контракта этот вариант предусматривает, что компания-продавец должна будет компенсировать убытки в точном соответствии с условиями такого контракта (независимо от выполнения покупателем своих обязательств перед продавцом). Для расчета точного размера убытков запродажный контракт должен содержать правила исчисления сталийного времени и размеры ответственности (ставку демереджа). Зачастую вместо таких правил запродажный контракт полностью или частично ссылается на определенный договор фрахтования (как было в нашей ситуации). Вполне возможна ситуация, когда договор фрахтования №1, к которому отсылает запродажный контракт, также не содержит никаких условий по расчету демереджа, в свою очередь, отсылая к положениям договора фрахтования №2. Последний также может содержать отсылку к договору фрахтования №3 и т.д. В данном случае продавец, прежде чем подписывать запродажный контракт, имеет полное право потребовать от покупателя предоставления всех указанных договоров, которые в части расчета демереджа являются частью запродажного контракта.

Как избежать претензий?

Чтобы избежать возможных претензий, сторонам следует ясно и недвусмысленно формулировать условия запродажных контрактов и уделять достаточное внимание изучению всех связанных с контрактами документов, не стесняясь привлекать юристов на этапе подписания контрактов. В противном случае неоднозначные или несогласованные формулировки могут дать повод к различному толкованию, о чем свидетельствует достаточно разнообразная арбитражная практика.

Этот вопрос становится особенно актуальным в связи с тем, что в силу глобальности большинства зерновых трейдеров согласованием и заключением контрактов и претензиями, возникающими в связи с исполнением последних, занимаются не только разные специалисты трейдеров, а юристы разных департаментов… офисов… стран.

В таком случае объяснения, что кто-то кого-то неправильно понял при подписании контракта, вряд ли будут приняты во внимание в процессе арбитражного или судебного разбирательства, а расходы на урегулирование споров будут существенно дороже, чем первоначальный анализ и согласование контрактов. Практика досудебного и арбитражного урегулирования споров, связанных с экспортом зерновых, будет представлена в следующих материалах.

Автор: Артем Скоробогатов