24/7

Endgame или дорога возможностей?

13 сентября 2019 г.: ru 1 en 223 сентября 2019 г.: ru 1 en 215 июля 2019 г.: ru 1 en 1 всего: 19024.05.19

2019 год стал финальным в 10-летней эпопее шедевра «Марвел». Украина вместе со всем миром следила за кассовыми сборами «Мстителей 4» (в оригинале «Avengers: Endgame»). А в это же время мы попробуем разобраться, соответствует ли термин Endgame реальной ситуации в украинском портовом секторе. И осталось ли в нём место для оптимизма.

Итак, украинцы пережили неминуемый стресс и выбрали президента. Затем сходили в кино и проголосовали ещё раз. Так пришли майские праздники и конец парламентского года. Что он принёс портовой отрасли?

На первый взгляд

На первый взгляд, деловая активность прогнозировано утихла. Многие инвесторы прямо говорили, что ждут окончания избирательной компании, и ставят текущие проекты в режим ожидания. Однако, это только на первый взгляд.

И на второй

Однако, если посмотреть на реальную ситуацию более широко, то можно обратить внимание на целый ряд объявленных инвестиций в существующие мощности. О планируемом развитии сообщали  Brooklyn Kiev Port и CMA Terminals, Risoil, Delta Wilmar. Крупный иностранный инвестор – корейская компания Posco Daewoo, с недавнего времени Posco International, выкупила 75% строящегося зернового терминала в Николаевском порту. Сумма сделки не раскрывается, что не даёт повод сомневаться в миллиардных суммах. 

Что сумели сохранить

Как известно, старый Закон Украины о концессиях принимался в 1999 г., когда в Верховной Раде было несколько крупных левых фракций. Лидер одной возглавлял парламент, а другой вышел во второй тур президентских выборов, в связи с чем права государства были очень усилены, а механизм концессии усложнен и бюрократизирован. Двигаясь в русле реформ, нынешний состав народных депутатов разработал и принял в первом чтении «рыночный» проект закона весной прошлого года, с надеждой на принятие уже осенью. 

За это время проект оброс поправками и замечаниями и затих, оставив после себя две громких истории:
А) Разработка ТЭО пилотного проекта концессии госстивидоров Херсон и Ольвия силами международного консорциума консультантов (IFC, Castalia, MTBS Ukraine, EY и др.)
Б) Громкое прощупывание украинского рынка международным гигантом Hutchison Port Holdings с целью возможной концессии контейнерного терминала в Черноморске .

Далее законопроект стал временной (надеемся) жертвой предвыборной компании и политических интриг.

А между тем, у бизнеса есть много пожеланий к будущему важнейшему законодательному акту. Так, частные стивидоры Одесского порта, вложившие за 20 лет не один миллион в развитие как собственного бизнеса, так и арендованной государственной инфраструктуры, обеспокоены отсутствием гарантий для своих терминалов. 
Предвидя неизбежную для поствыборого периода «перезагрузку» отношений новой власти и бизнеса, стоит внимательно следить за будущей расстановкой сил и за изменением состава участников переговоров.

А где же оптимизм?

Однако с приходом новой команды Президента Зеленского, всё же есть надежда на серьезные коренные перемены в отношениях с иностранными инвесторами, как минимум в украинских гаванях. Основания для такого оптимизма более чем серьёзные.

- заключение об эффективности ГЧП проектов концессии Ольвии и Херсона одобрено Министерством экономического развития и торговли;
- АМПУ презентовало инвестиционные проекты украинских портов на выставке в Шанхае;
- катарский оператор QTerminals выразил интерес к украинским портам и желание работать в этом направлении вместе с China Harbor Engineering Company (CHEC);
- CHEC, в свою очередь, выиграв тендер, осуществила крупнейшую за последние 20 лет реконструкцию подходного канала и операционной акватории первого ковша в порту Черноморск;
- украинский агрогигант «Кернел» договорился о кредитной линии с Европейским инвестбанком (EIB) для расширения своих производственных мощностей.
И это только новости за декабрь прошлого года.

Наконец, АМПУ подписала меморандум о сотрудничестве с портом Антверпен и его учебным центром APEC, в частности, о проведении SWOT-анализа ситуации в украинских портах о помощи в разработке национальной стратегии развития портов.

Не утихает и активность Посольства Королевства Нидерланды в Украине, которое оплатило проведение Maritime & Transport Business Solutions (партнёр Interlegal под брендом MTBS Ukraine) семинара-тренинга для работников АМПУ по вопросам портовых финансов и концессии.

С марта уже текущего года работает Тендерная комиссия по пилотному проекту концессии Херсона и Ольвии, намереваясь завершить процедуры по конкурсной документации к концу мая и уже в июне официально объявить тендер по выбору концессионера.

Все эти разрозненные действия можно рассматривать как одно цельное движение портовой отрасли в направлении безусловного цивилизованного развития, которое только подтвердится следующим голосованием по концессионному законопроекту.

Ведь, как замечал сэр Уинстон Черчилль: «Пессимист видит трудности при каждом удобном случае. Оптимист видит в каждой трудности счастливый шанс». 

 

Автор: