24/7

Как проверить яхту перед покупкой?

22 ноября 2019 г.: ru 30 23 ноября 2019 г.: ru 4 25 ноября 2019 г.: ru 4 всего: 18422.11.19

Покупка яхты является ответственной и сложной задачей, к которой следует подходить с особой тщательностью. При этом проверка должна касаться не только технической части, комплектации и оборудования, но и документации на яхту и на ее текущего собственника (продавца). 
Ниже мы поделимся несколькими практическими советами и ключевыми аспектами, на которые следует обратить особое внимание при проверке документации (due diligence). 
 

Блок 1. Яхтенные документы

 
Первый блок посвящён документации, оформленной непосредственно на яхту. Ее можно разделить на следующие группы:
1. Документы от производителя  Строительный сертификат, декларация соответствия, сертификаты качества, гарантии и пр.
 
В первую очередь, внимание следует обращать на HIN яхты – он должен совпадать с номером, нанесенным на борт. Также все ключевые параметры яхты – длина, ширина, модель, пр. должны соответствовать реальности и присутствовать в остальных документах на яхту. 
 
Особое внимание следует уделять году производства, марке и серийным номерам двигателей – часто эта информация содержится в регистрационных документах и должна соответствовать фактическим данным. 
Соответствие вышеперечисленной информации является подтверждением, что документы оформлены непосредственно на конкретную яхту, которая выбирается.
 
2. Документы в отношении права собственности  Купчие (Bill of Sale), договоры купли-продажи, договоры дарения и проч.
 
Когда яхта покупается не у первого владельца, целесообразно проверить историю перехода права собственности на неё ретроспективно вплоть до производителя. Это возможно сделать посредством получения от продавца копий предыдущих купчий и, в идеальном варианте, получив первоначальный строительный сертификат. Проверяя историю перехода собственности, возможно также отследить, в каких реестра была зарегистрирована яхта и была ли она ранее надлежащим образом исключена из предыдущих судовых реестров.
 
К сожалению, не все продавцы добросовестно относятся к ведению документации на яхты и пользуясь процедурными лазейками некоторых судовых реестров, умудряются оформить регистрацию яхты в новом реестре без исключения яхты из предыдущего реестра, что является нарушением международных конвенций. 
 
Существенные условия договоров, на основании которых была ранее приобретена яхта, могут повлечь последствия для будущего собственника, ввиду чего также должны быть досконально изучены. 
 
3. Документы, подтверждающие регистрацию Сертификат регистрации, выписки из реестра, сертификаты соответствия (выданные флагом), радиолицензия, сертификат исключения из реестра и иная документация, оформленная органом регистрации.
 
В регистрационных документах на яхту обращайте внимание на срок действия документации – истекшие регистрационные документы свидетельствуют о неоплате регистрационных сборов в реестр и несут риск наличия иных задолженностей собственника в отношении яхты.
 
4. Документы, подтверждающие соответствие стандартам Сертификат класса, Тоннажный сертификат, Сертификат грузовой марки, иные сертификаты, выданные классификационными сообществами.
 
Если вы остановили свой выбор на яхте под классом, следует проверить срок действия классификационных документов, а также актуальный статус класса – это можно проверить, запросив сертификат подтверждения класса у классификационного общества.
 
5. Налоговые и таможенные документы яхты  Документы, подтверждающие оплату НДС, сертификат оплаты НДС, транзит лог, экспортная декларация и проч.
 
Особое внимание следует уделить налоговым аспектам – определить, выплачен или не выплачен НДС на яхту (по месту её стоянки и последующей передачи) и существует ли надлежащая документация. 
Если яхта оформлена  по месту стоянки в таможенном режиме временного ввоза и НДС не выплачен – всегда требуйте у продавца действующий транзит лог, подтверждающий  дату и место его оформления и отсутствие превышения срока, установленного режимом временного ввоза. Нарушение условий таможенного режима временного ввоза создаёт риски для покупателя-будущего владельца.  
 

Часть 2. Документы собственника (продавца)

 
Всегда важно убедиться, что текущий собственник яхты существует, имеет надлежащие полномочия для того, чтобы владеть яхтой в виду своей организационно-правовой формы, и право распоряжаться ею. Детальный список документации от собственника разнится в зависимости от того, является ли он физическим или юридическим лицом. В последнем случае, также следует учитывать особенности юрисдикции создания юридического лица. 
 
С физическим лицом ситуация проще – для подтверждения существования лица можно проверить его паспорт, а также текущую прописку. Однако всегда следует учитывать благонадежность и финансовое положение – не существуют ли открытые судебные и  исполнительные производства в отношении продавца, которые могут повлечь арест или финансовое взыскание на имущество, ему принадлежащее.
 
У юридического лица проверка более комплексная. Во-первых, следует проверить сертификат учреждения (регистрации) компании. Как правило, в этом документе содержится название, регистрационный номер, дата учреждения и регистрационный адрес компании. Затем, следует проверить актуальность статуса компании по состоянию на сегодня – это можно сделать путем получения выписки из реестра компаний юрисдикции ее учреждения. Это позволит исключить риск того, что компания ликвидирована, находится в процессе ликвидации либо объявлена банкротом. Также выписка из реестра (в некоторых юрисдикциях) содержит информацию о текущих директорах и акционерах компании. Если такая информация в реестре отсутствует – возможно оформить сертификат о полномочиях – в которых данная информация будет зафиксирована.
 
Следующий аспект проверки – определение полномочий – как самой компании на возможность владением и распоряжением имуществом, так и должностных лиц, либо участников (акционеров) в части предусмотренной внутри самой компании процедуры дачи подтверждения на распоряжение имуществом компании. Это важно для того, чтобы предусмотренная учредительными и иными внутренними документами компании процедура принятия решений была соблюдена и была исключена возможность аннулирования договора купли-продажи яхты по причине процедурного несоответствия принятия решения о его заключении. Для этого надлежит изучить устав, учредительный договор, акционерное соглашение и т.п. документы компании.
 
Также обратите внимание, что у лица, ведущего переговоры и подписывающего документы на сделку должна быть доверенность с соответствующими полномочиями на каждое из юридически значимых действий, которое он совершает.
 
Желательно обезопасить себя, проверив все доступные источники, определив, есть ли в отношении компании открытые судебные тяжбы, исполнительные производства и взыскания. 
 
Для того, чтобы обезопасить себя от возможных долгов по яхте, отдельно следует проверить факт отсутствия задолженности за стоянку яхты в марине – посредством запроса непосредственно в марину и получения их письменного подтверждения, а также факт отсутствия задолженности по выплате заработной платы экипажу – также посредством получения письменных подтверждений от экипажа. 
 
Учитывая, что при владении яхтой оффшорной компанией, доскональный due diligene сделать затруднительно (компания не является налоговым резидентом, не ведёт и не подаёт финансовую отчётность, пр.), можно заручиться персональной гарантией от физического лица-бенефициара такой компании, которая должна быть оформлена в нотариальной форме. Interlegal  на регулярной основе сопровождает сделки купли-продажи яхт и проводит due diligence яхты перед покупкой. Мы оказываем поддержку в приобретении яхты, начиная с ее выбора и заканчивая приемкой желанной покупки.

Авторы: Кирина Ряшенцева, Валерия Фетисенко

  • Покупка яхты: юридические тонкости при оценке технического состояния2020.06.24

    Самый частый предмет споров в ходе покупки яхты — это ее техническое состояние. Причем касается это не только яхт, купленных на вторичном ры...

    подробнее
  • Режимы ограничений на судозаходы яхт (по состоянию на 16 июня)2020.06.16

    В связи со спадом пандемии COVID-19 многие государства начинают снимать установленные ограничения по взъезду иностранцев, открывают границы...

    подробнее
  • Руководство для владельцев яхт при наступлении страхового случая2020.06.04

    При оформлении страхового покрытия для яхт, Interlegal сотрудничает с европейской группой компаний Marine Services Group, которая, среди про...

    подробнее
  • Законопроект 1182-1-д «О внутреннем водном транспорте»: важные аспекты для яхтинга2020.05.28

    24 апреля 2020 года Верховная Рада Украины приняла в первом чтении Законопроект 1182-1-д «О внутреннем водном транспорте» (далее – Законопро...

    подробнее
  • Оформление иностранной яхты в режим временного ввоза в Украине при перевозке ее автотранспортом2020.05.22

    Одним из возможных способов законной эксплуатации иностранной яхты в Украине является помещение ее в таможенный режим временного ввоза, усло...

    подробнее
  • Упрощённая процедура смены британского флага2020.05.07

    Получившие широкую известность британские флаги в своей совокупности объединены в Red Ensign Group. Эта группа объединяет британские судовые...

    подробнее
  • Почему 64 доли в яхте?2020.04.24

    Многие собственники яхт, зарегистрированных под британским флагом, наверняка, сталкивались с оформлением купчей (англ. – Bill of Sale),...

    подробнее
  • Временный ввоз яхт Vs пандемия COVID-192020.04.09

    Современная ситуация в мире, связанная с пандемией COVID-19, затронула практически все сферы жизни и бизнеса. Принятые государствами меры по...

    подробнее
  • Регистрация прогулочных яхт в Делавэре: что изменилось?2020.04.03

    Регистрация прогулочных яхт в Делавэре — достаточно популярный выбор многих яхтсменов. Среди преимуществ такой регистрации, справе...

    подробнее
  • Ограничения на судозаходы яхт (по состоянию на 17 апреля)2020.04.17

    Стремительное распространение пандемии COVID-19 (так называемого коронавируса) стало большим потрясением для мирового сообщества, что не мог...

    подробнее