24/7

Независимому регулированию на транспорте быть!

27 августа : ru 8 28 августа : ru 5 21 августа : ru 4 всего: 2520.08.20

Вопрос создания и эффективной работы национальной комиссии по регулированию тарифов и цен на транспорте давно и очевидно перезрел. 

В мае на сайте Министерства инфраструктуры был опубликован проект закона о создании нацкомиссии для обсуждения общественностью. Данный текст был раскритикован Европейской бизнес-ассоциацией (ЕБА), в частности, касательно механизма отбора членов этого органа, который, по мнению ЕБА, не гарантировал их независимости – состав конкурсной комиссии подбирался МИУ и утверждался КМУ. Бизнес, представленный в ассоциации, также оспаривал расширение компетенции нацкомиссии не только на субъекты монополий, но и на смежные рынки, т.е. вмешательство в рынок морских и речных перевозок грузов и пассажиров. 

На сайте Верховной Рады Украины 24 июля появился новый проект Закона о НКРТ, поданный профильным комитетом. В нём, как нам кажется, учтены основные замечания бизнеса. Так, услуги на смежных рынках, подлежащие регулированию, – только для железнодорожного транспорта. А состав конкурсной комиссии будет формироваться делегированием представителей от Президента (1 человек), ВРУ (3 ч.), по одному от МИУ, Антимонопольного комитета и Государственной регуляторной службы. Ещё двоих участников будет предлагать общественность: одного Федерация работодателей на транспорте  и одного некие неназванные общественные организации, объединения и ассоциации в сфере транспорта и смежных отраслей. Всё это усиливает независимость нового органа, как и запрет на вмешательство в его работу и т.п. Однако среди причин досрочного увольнения члена комиссии есть совершенно непонятный пункт «в случае доказанного факта нарушения им действующего законодательства в области транспорта». Впрочем, этот пункт явно взят из Закона о нацкомиссии в области энергетики и коммунальных услуг – Ст. 8 п. 7 пп. 2.

А судьи кто?

Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере транспорта, подотчетна Верховной Раде, как гласит п. 1 Ст. 7 указанного законопроекта. Тем не менее, члены комиссии назначаются Кабмином, а не Президентом, как требует, к примеру, Закон о природных монополиях.

Мы посмотрели для сравнения положения о других нацкомиссиях, созданных согласно Закону о природных монополиях (ЗПМ). Так, члены НКРСИ (в области связи и информатизации) назначаются Президентом Украины. Однако в Законе о Нацкомиссии по регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг этот вопрос элегантно обойдён в переходных положениях путем поправки в ЗПМ, что положения его Раздела ІІІ не распространяются на НКРЭКУ. И точно таким же путём пошли авторы рассматриваемого законопроекта. Т.е. назначает членов комиссии КМУ, а в переходных положениях аналогичная поправка в Закон о природных монополиях. Нам это представляется несущественным при условии сохранения порядка формирования Конкурсной комиссии, как описано выше.

Кстати, возможно, следовало из вышеуказанных актов позаимствовать и добавить в п. 5 Ст. 14 положение о том, что изданные НКРТ нормативно-правовые акты не подлежат согласованию с органами исполнительной власти. Кроме того, как-то нелогично смотрится право КМУ отменять любое решение НКРТ – при том, что комиссия подотчетна парламенту!

Перейдём к финансам и ресурсам

Любопытно было также сравнить механизмы финансирования упомянутых комиссий с проектом. Скажем, НКРСИ финансируется исключительно из госбюджета, а вот в случае с НКРЭКУ предусмотрены взносы на регулирование, которые платят субъекты монополий. Тем же путем идут и создатели законопроекта о НКРТ. В таком случае возможна критика со стороны бизнеса в том, что касается морских портов: портовые сборы как основной источник доходов идут в АМПУ, облагаются налогами, а затем ещё и львиная доля того, что осталось, уходит в госбюджет. При этом ребром стоит вопрос о снижении ставок этих самых сборов. С другой стороны, АМПУ постоянно сетует на нехватку средств на крупные инвестиции. И если дноуглубление последние годы осуществлялось регулярно, то с ремонтом причалов дела гораздо хуже, и об этом уже говорят наши клиенты – частные пользователи этих причалов. 

Судя по объемам сбора и обработки информации, а также административных и контрольных функций, новый орган планируется снабдить солидным бюрократическим аппаратом. Например, от МИУ к нему переходит выдача лицензий на перевозки водным транспортом – единственный вид лицензирования, оставшийся на сегодня в морской отрасли Украины. Проектом Закона также предусматривается проверка выполнения лицензионных условий. А ещё регулятору предстоит контролировать инвестиционные планы операторов морских портов и терминалов, что вытекает из целевого использования оплаты обязательных услуг по допуску к стратегической инфраструктуре (причалам). Кроме того, регулятор наделяется правом создавать территориальные органы, что, из отечественного опыта, неизбежно в сфере морского транспорта.
Всё это плюс разработка методики расчёта ставок портовых сборов и формирование тарифов за ряд услуг в портах (лоцманская,  ледокольная проводка и РДС, допуск к причалам) вместе с обработкой статданных по грузообороту и т.п. переходит к нацкомиссии от профильного министерства. Конечно, в результате хотелось бы увидеть соответствующее «похудение» штатного расписания в этом ведомстве, да и вообще необходимо избежать любого дублирования функций.

Кто о чём, а портовики о сборах

Вдобавок ко всему перечисленному, ещё одно пожелание бизнеса осталось не вполне учтённым в данном проекте. Это установление или пересмотр перечня обязательных услуг, охваченных портовыми сборами, как функция независимого регулятора. Ведь если с причальным, канальным или маячным сбором ещё как-то понятно из названия, то корабельный сбор не имеет чёткого определения до сих пор, что является предметом дискуссий и протестов со стороны бизнеса – как, например, в случае с требуемой Морадминистрацией оплатой за оформления отхода судна капитаном порта. Возможно, авторы законопроекта имели в виду, что методика расчётов ставок сборов, утверждаемая НКРТ, подразумевает и перечень услуг, входящих в них. 

Однако необходимы более чёткие формулировки, особенно когда речь идёт о деньгах, и немалых. А то на первый взгляд может показаться, что регулятор контролирует только вышеперечисленный список услуг, указанный в Ст. 1 п.1 проекта. Тем более, что предложенные в переходных положениях поправки к Ст. 3 КТМУ однозначно устанавливают, что МИУ разрабатывает и утверждает портовые сборы, а НКРТ осуществляет государственное регулирование тарифов на услуги, которые оплачиваются в составе портовых сборов. Т.е. за НКРТ тарифы на услуги в составе сборов и методика расчёта их ставок, а за МИУ – разработка и утверждение. 

Словом, проект в целом заслуживает внимания, но необходима корректура отдельных положений. Повторимся, речь идёт о деньгах. А они, как известно, точность любят. В конце концов, «точность – брат-близнец честности, и наоборот», как отметил Натаниэль Готорн.

Специально для Центра транспортных стратегий

 

Автор:

  • Виртуализация рынка морских перевозок2020.08.04

    Электронное будущее судоходства Будущее становится настоящим быстрее, чем нам кажется. Автономное судно без единого человека на борту – у...

    подробнее
  • Новая жизнь портов2020.07.23

    У жёсткого карантина и удалённой работы есть свои преимущества. Так, специалисты портовой практики компании приняли участие в серии вебинаро...

    подробнее
  • Ситуация с поднятием танкера "Делфи"2020.06.29

    Ситуация с танкером "Делфи", потерпевшим крушение в ночь на 22 ноября 2019 года, длительное время является предметом обсуждения одесситов и...

    подробнее
  • По косточкам: разбираем проект о портовых сборах2020.05.26

    10 апреля 2020 года Мининфраструктуры разместило на своем официальном веб-сайте проект Методики расчёта размеров ставок портовых сборов, взи...

    подробнее
  • Своды обычаев и аресты судов: что нового в законе о ВВТ2020.05.22

    Верховной Радой Украины в первом чтении принят законопроект «О внутреннем водном транспорте» № 1182-1-д от 17.01.2020.  Особый интер...

    подробнее
  • Проект Методики портовых сборов нуждается в доработке2020.04.16

    13 апреля 2020 Министерством инфраструктуры Украины был опубликован проект Методики расчета размеров ставок портовых сборов. Цель обнародова...

    подробнее
  • Можно ли взыскать убытки портовым операторам?2019.10.15

    Портовые операторы, осуществляющие хозяйственную деятельность в морских портах, имеют право на взыскание с Администрации морских портов Укра...

    подробнее
  • Endgame или дорога возможностей?2019.05.24

    2019 год стал финальным в 10-летней эпопее шедевра «Марвел». Украина вместе со всем миром следила за кассовыми сборами «Мстителей 4» (в ориг...

    подробнее
  • Законопроект "О концессиях"2018.05.10

    Как для государственного и коммунального, так и для частного секторов реализация концессионных проектов все больше и больше актуализируется....

    подробнее
  • Закон о приватизации: При чём тут порты?2018.02.02

    18 января Верховная Рада приняла Закон "О приватизации государственного и коммунального имущества". Какие изменения он несёт морским портам...

    подробнее