Ограничение конкуренции на услуги в морских портах будет снято
Минэкономики поддержало позицию юристов Interlegal в интересах морского бизнеса по дерегуляции правил предоставления услуг по обеспечению предупреждения и ликвидации разлива загрязняющих веществ в морских портах Украины, под которыми подразумевается снятие всех видов отходов с судов
История вопроса
Несколько месяцев назад в компанию Interlegal обратились Александр Андриенко и Владимир Сорвачёв, учредители компании «Эко-Сервис», которая 20 лет работает на рынке обращения с опасными отходами. Компания владеет собственным флотом и специализированным автотранспортом для приёма и перевозки отходов.
Запрос компаний заключался в наличии признаков нарушения со стороны Министерства инфраструктуры Украины правил конкуренции и регуляторной политики в вопросе предоставления услуг по приёму с судов загрязняющих веществ для передачи на очистные сооружения. С одной стороны, декларировалась открытая конкуренция для частного бизнеса по предоставлению подобных услуг, с другой стороны – неадекватные искусственные препятствия.
Что ограничивало конкуренцию?
Закон Украины «О морских портах Украины» определяет, что услуги по регулированию движения судов, обеспечению проведения аварийно-спасательных работ, навигационно-гидрографическому, картографическому обеспечению, а также по предупреждению и ликвидации разливов загрязняющих средств могут предоставляться исключительно государственными предприятиями.
В то же время Приказ Министерства инфраструктуры Украина № 631 «Об утверждении Порядка предоставления услуг по обеспечению предупреждения и ликвидации разлива загрязняющих веществ в морских портах Украины» устанавливает, что предоставление услуг по обеспечению предотвращения и ликвидации разлива загрязняющих веществ в акватории и на территории порта организовываются Администрацией морских портов Украины.
Также указанный Приказ конкретизирует услуги по предупреждению и ликвидации разливов загрязняющих веществ. И, “удивительным образом”, к таким услугам были отнесены:
- прием с судов и передача на плавучие или береговые очистные сооружения загрязняющих веществ или вод, которые содержат;
- прием с судов мусора и отходов с непосредственной передачей их специализированным предприятиям для дальнейшего обращения с ними (в том числе размещением их на объектах обращения с отходами) согласно действующему законодательству Украины.
Таким образом, в данном вопросе Приказ Министерства инфраструктуры Украины прямо противоречит Закону Украины, по которому АМПУ не вправе препятствовать или вмешиваться в деятельность субъектов хозяйствования, ведущих деятельность по обслуживанию судов в акватории порта.
С учетом указанного возник вопрос о правовой обоснованности и объективности установления на подзаконном уровне исключительного права (природной монополии) для АМПУ в предоставлении указанных услуг. Не говоря уже о негативных последствиях для данного рынка из-за явного ограничения конкуренции.
Руководствуясь указанными мотивами, юристы Interlegal обратились в Государственную регуляторную службу для устранения нарушений принципов регуляторной политики.
Решение
Рассмотрев обращение Interlegal, Государственная регуляторная служба согласилась, что пункты Порядка предоставления услуг по обеспечению предупреждения и ликвидации разлива загрязняющих веществ в морских портах противоречат ключевым принципам государственной регуляторной политики, а именно, адекватности и сбалансированности, сужая круг субъектов, к которым могут обращаться судовладельцы для получения соответствующих услуг.
Также важно отметить, что Государственная регуляторная служба подтвердила позицию Interlegal, что указанный Порядок Мининфраструктуры противоречит специальному законодательству о лицензировании. Логика в том, что субъект, получивший лицензию на обращение с загрязняющими веществами, не может быть лишен права на осуществление лицензируемой деятельности на основании запретительной нормы подзаконного характера.
В результате ГРС предложила Министерству инфраструктуры Украины до 20 июля исключить указанные абзацы из Порядка предоставления услуг по обеспечению предупреждения и ликвидации разлива загрязняющих веществ в морских портах Украины.
При этом подача жалобы на решение ГРС не останавливает действия этого решения.
Апелляция
Ожидаемо, Министерство инфраструктуры Украины как орган управления АМПУ не согласилось с явно невыгодным для себя решением. В результате Мининфраструктуры обратилось с жалобой на решение Государственной регуляторной службы в Министерство экономики Украины.
1 июля 2021 года председатель ГРС Алексей Кучер, проявивший себя на каждом из этапов этой работы предельно незаангажированно и профессионально, сообщил, что Апелляционная комиссия при Министерстве экономики полностью поддержала позицию Государственной регуляторной службы и отказало Мининфраструктуры в удовлетворении жалобы.
«Мы предлагали Мининфраструктуры отменить неправомерное ограничение конкуренции для частных предпринимателей, предоставляющих услуги по приему мусора и отходов с морских судов в портах. Поэтому просили внести изменения в Порядок предоставления таких услуг наконец устранить монополию на рынке со стороны Администрации морских портов Украины», – отметил Алексей Кучер.
Соучредитель компании “Эко-Сервис” Александр Андриенко подчеркнул, что компания полностью довольна решением Минэкономики. «Мы рады, что справедливость восторжествовала. И дело в данном вопросе не только в нарушении конкуренции, которая не даёт нам развивать наш сервис. Дело, скорее в принципе, ведь открытость для частного бизнеса должна быть подкреплена реальными делами, должны создаваться реальные возможности для инвестирования в инфраструктуру, а государство должно исповедовать принципе невмешательства в работу бизнеса. Мы рады, что рынок услуг в морских портах будет открытым, мы не боимся конкуренции на нём, ведь конкуренция всегда, в конечном итоге, приводит к улучшению сервиса для клиентов».
Выводы
Выводов из этой истории несколько.
Первый – решение Государственной регуляторной службы остаётся в силе и должно быть выполнено в течение 2 месяцев (то есть до 20 июля 2021 года) или Министерство юстиции Украины отменит государственную регистрацию всего Порядка предоставления услуг по обеспечению предупреждения и ликвидации разлива загрязняющих веществ в морских портах Украины.
Второй – борьба по защите своих прав на предоставление услуг в морских портах может приносить эффективные результаты, а Государственная регуляторная служба – эффективный метод для борьбы с такими нарушениями.
Третий – конкуренция в морских портах Украины возможна при правильном юридическом организации работы и эффективной защите своих интересов.
Специально для ports.ua
- Оптимизм минус чиновники2021.07.08
Оптимизм минус чиновники Итоги дискуссии на инфраструктурной панели Grain & Maritime Days in Odessa 2021 В мае в Одессе состоя...
«Искать точки соприкосновения, договариваться с конкурентами и объединяться для лоббирования интересов отрасли» Об эволюции бизнес-м...
- Выбраться из старой колеи. Мысли по поводу законопроекта «О государственном экологическом контроле»2021.07.05
Морская общественность Украины прекрасно помнит юридические «битвы» морского бизнеса с инспектирующими в сфере экологии органами. Нет нужды...
Альтернатива для судовладельца. Чем заменить углеводородное судовое топливо? Как известно, Международная морская органи...
Тендер по выбору подрядчика (далее — Консультант) для подготовки ТЭО и конкурсной документации проекта концессии железнодорожно-паромног...
- О чем писали морские СМИ в декабре 20202021.01.28
Мировые судоходные новости в декабре были объединены общими трендами и тенденциями, которые USM совместно с Андреем Нетребенко, менеджер...
- О чём писали морские СМИ в ноябре2020.12.30
USM вместе с Международной юридической службой Interlegal подготовили обзор главных событий в мировом шиппинге за прошедший год. Ноябрь –...
Вопрос создания и эффективной работы национальной комиссии по регулированию тарифов и цен на транспорте давно и очевидно перезрел. ...
- Виртуализация рынка морских перевозок2020.08.04
Электронное будущее судоходства Будущее становится настоящим быстрее, чем нам кажется. Автономное судно без единого человека на борту – у...
- Новая жизнь портов2020.07.23
У жёсткого карантина и удалённой работы есть свои преимущества. Так, специалисты портовой практики компании приняли участие в серии вебинаро...