24/7

Выбираем юрисдикцию: удобный обзор удобных флагов

27 ноября 2019 г.: ru 18 26 ноября 2019 г.: ru 6 28 ноября 2019 г.: ru 4 всего: 38226.11.19

Одним из обязательных действий при покупке яхты является выбор юрисдикции и удобного флага для последующей её регистрации.
 
При выборе флага яхты необходимо учесть: 
1) вид эксплуатации яхты (коммерческая или прогулочная);
2) характеристики яхты (возраст, длина, валовая вместимость, пр.);
3) планируемый регион плавания.
 
В данной статье мы условно поделим некоторые наиболее популярные в яхтинге неевропейские флаги на группы по совокупности определённых признаков.   
 

Британские флаги

В первую группу отнесём британские флаги, справедливо завоевавшие первенство среди прогулочных яхт (Джерси, Гернси, Каймановы острова, пр.).
Британские флаги имеют высокую репутацию в международной сфере и входят в «белый список» Парижского меморандума (Paris MoU).
Яхты под британскими флагами имеют право на консульскую поддержку и военно-морскую защиту британской короны, что говорит о высоком уровне флага.
При регистрации яхты под британским флагом, в зависимости от того, к какой категории Red Ensign Group относится тот или иной британский флаг, могут действовать ограничения в отношении допустимого круга ее собственников, максимальной валовой вместимости яхты, пр. 
 
Например, собственником яхты под флагом Джерси и Гернси, может быть физическое или юридическое лицо, зарегистрированное в одной из стран Содружества наций (Великобритания, Британские заморские территории, Коронные земли, пр.) или ЕС. 
На Каймановых островах более строгие правила в отношении круга допустимых собственников: это могут быть физические или юридические лица непосредственно с островов, стран ЕС, стран ЕЕА (European Economic Area (EEA) или стран, включенных в Приложение 3 Money Laundering Regulations, утверждённое на Каймановых островах (БВО, Гибралтар, пр.).
При этом, максимальный gross tonnage прогулочной яхты для регистрации в Джерси составляет 400 GRT, в Гернси – 150 GRT.
На Каймановых островах ограничения gross tonnage отсутствуют, ввиду чего этот флаг довольно популярен среди владельцев мега-яхт. 
Для наших клиентов мы регулярно регистрируем яхты под британским флагом острова Джерси, который считаем наиболее удобным для прогулочных яхт валовой вместимостью до 400 GRT. 
Отметим, что постоянный сертификат регистрации яхты в Джерси действует 10 лет без необходимости оплаты ежегодных платежей, что существенно отличает его от многих других «удобных» флагов, цель которых -  взимание ежегодных платежей за продление регистрации с судовладельцев. 
 
Временная регистрация яхты в Джерси не является обязательным этапом регистрации и может быть опционально оформлена владельцем в случае практической необходимости. 
При первичной регистрации яхты обязательным является предоставление тоннажного сертификата, выданного признанной реестром организацией (сюрвейером или классификационным обществом). 
Джерси не является членом ЕС, и при заходе яхты в ЕС не требуется оплата импортного НДС, а яхта может быть оформлена в таможенный режим временного ввоза.
Британская регистрация яхты, среди прочего, свидетельствует об ответственном подходе владельца к оформлению документов и благосклонно воспринимается европейскими страховыми компаниями при оформлении страхового полиса. 
 

Панама, Либерия и Маршалловы острова

Вторая группа флагов включает старожилов и т.н. классиков судового жанра при регистрации торгового флота:  Панама, Либерия и Маршалловы острова. 
Судовые реестры этих юрисдикций насчитывают наибольшее количество зарегистрированных судов в мире. Также как и британские флаги, они входят в «белый список» Paris MOU. 
Эти флаги приобрели успех и среди владельцев яхт, например, благодаря тому, что отсутствуют ограничения по тоннажу регистрируемых яхт и их можно использовать для регистрации мега-яхт вместо тех же крайне дорогих Каймановых островов.
 
Преимуществами регистрации яхты под Панамским флагом являются:
- отсутствие ограничений по возрасту и тоннажу;
- открытый реестр (собственником может быть, как юридическое, так и физическое лицо независимо от страны регистрации/национальности);
- нет требований к классификации и сертификации прогулочных яхт, т.е. не нужно предоставлять свидетельства классификационного общества или проводить сюрвейерские осмотры;
- фиксированные платежи вне зависимости от размера яхты. 
 
Либерия отличается следующими особенностями:
- обязательный сюрвейерский осмотр яхт до 24 м; 
- возможность владения яхтой нерезидентом, но только при условии регистрации владельца в реестре со специальным статусом «Foreign Maritime Entity» и оплаты дополнительной пошлины;
- ежегодное продление регистрации и оплата сборов (в отличие от других флагов, Джерси – 10 лет, Панама – 2 года и т.д.)
- разветвлённая сеть регистраторов по всему миру – порядка 400 регистраторов, что является одновременно преимуществом и недостатком ввиду риска воздействия человеческого фактора со стороны регистратора, который не всегда контролируется главным офисом;
- пошлина за регистрацию зависит от тоннажа яхты, в то время как, например, в Джерси и Панаме является фиксированной. 
 
Говоря о флаге Маршалловых островов, можно выделить их особую программу «Yacht Engaged in Trade», которая допускает совместное использование яхты в личных и коммерческих целях.
Среди особенностей реестра отметим:
- длина яхты должна составлять не менее 12 метров для прогулочного типа и 24 метра для коммерческой эксплуатации; 
- можно выбрать порт приписки – Бикини или Джалуит. Две яхты могут иметь одинаковое название, если они зарегистрированы в разных портах приписки;
- реестр работает посредством 27 офисов, которые расположены в морских и финансовых центрах по всему миру, и оказывают круглосуточную поддержку зарегистрированным судам; 
- яхты, у которых нет класса, независимо от тоннажа и размера, до регистрации в реестре должны пройти предварительный осмотр (pre-inspection); 
 

«Серые» и «черные» списки

В третью группу мы отнесём наименее престижные и наиболее бюджетные варианты – флаги из «серых» и «черных» списков (Доминика, Делавэр, Ямайка, Сьерра-Леоне, пр.). 
Основные преимущества регистрации яхт под этими флагами – низкие тарифы и довольно быстрая работа регистраторов.
Однако эти преимущества с лихвой перекрываются следующими недостатками:  
- юрисдикции состоят в официальных и неофициальных «серых» и «черных» списках, что может отразиться на повышенном внимании к яхте от береговых служб;
- в зависимости от флага, при регистрации могут не требоваться оригиналы документов, что свидетельствует о ненадёжности реестра и большом риске того, что яхта одновременно регистрируется в разных реестрах по поддельным документам, могла быть украдена, пр.; 
- местные регистраторы зачастую продвигают только тот флаг, который представляют, и не дают владельцам полную картину по рынку, не подбирают вариант, оптимальный именно этому владельцу.
 
Естественно при регистрации яхты в каждом конкретном случае мы рекомендуем обращаться к профессионалом, которые знают тонкости использования той или иной юрисдикции. Interlegal регистрирует яхты под иностранными флагами с 2004 года и поможет будущим владельцем яхт сделать оптимальный выбор.

Авторы: Кирина Ряшенцева, Валерия Фетисенко

  • Покупка яхты: юридические тонкости при оценке технического состояния2020.06.24

    Самый частый предмет споров в ходе покупки яхты — это ее техническое состояние. Причем касается это не только яхт, купленных на вторичном ры...

    подробнее
  • Режимы ограничений на судозаходы яхт (по состоянию на 16 июня)2020.06.16

    В связи со спадом пандемии COVID-19 многие государства начинают снимать установленные ограничения по взъезду иностранцев, открывают границы...

    подробнее
  • Руководство для владельцев яхт при наступлении страхового случая2020.06.04

    При оформлении страхового покрытия для яхт, Interlegal сотрудничает с европейской группой компаний Marine Services Group, которая, среди про...

    подробнее
  • Законопроект 1182-1-д «О внутреннем водном транспорте»: важные аспекты для яхтинга2020.05.28

    24 апреля 2020 года Верховная Рада Украины приняла в первом чтении Законопроект 1182-1-д «О внутреннем водном транспорте» (далее – Законопро...

    подробнее
  • Оформление иностранной яхты в режим временного ввоза в Украине при перевозке ее автотранспортом2020.05.22

    Одним из возможных способов законной эксплуатации иностранной яхты в Украине является помещение ее в таможенный режим временного ввоза, усло...

    подробнее
  • Упрощённая процедура смены британского флага2020.05.07

    Получившие широкую известность британские флаги в своей совокупности объединены в Red Ensign Group. Эта группа объединяет британские судовые...

    подробнее
  • Почему 64 доли в яхте?2020.04.24

    Многие собственники яхт, зарегистрированных под британским флагом, наверняка, сталкивались с оформлением купчей (англ. – Bill of Sale),...

    подробнее
  • Временный ввоз яхт Vs пандемия COVID-192020.04.09

    Современная ситуация в мире, связанная с пандемией COVID-19, затронула практически все сферы жизни и бизнеса. Принятые государствами меры по...

    подробнее
  • Регистрация прогулочных яхт в Делавэре: что изменилось?2020.04.03

    Регистрация прогулочных яхт в Делавэре — достаточно популярный выбор многих яхтсменов. Среди преимуществ такой регистрации, справе...

    подробнее
  • Ограничения на судозаходы яхт (по состоянию на 17 апреля)2020.04.17

    Стремительное распространение пандемии COVID-19 (так называемого коронавируса) стало большим потрясением для мирового сообщества, что не мог...

    подробнее