PFI Black Sea 2012 обзор конференции
Развитие портовой индустрии в Турции
В Стамбуле в апреле 2012 года состоялась конференция Port Finance International Black Sea (PFI).
Партнер Международной юридической службы (Интерлегал) Артур Ницевич был приглашен на эту очень известную в портовом секторе конференцию в качестве спикера и выступил с презентацией Investments into Ukrainian Ports Black Sea 2012.
Участие в PFI принесло много впечатлений, которыми хотелось бы поделиться с читателями.
Наиболее яркое впечатление произвели планы развития морских портов Турции.
Увеличение грузооборота портов, запланированное в пределах берегов четырёх морей, которые омывают Турцию, вызвало восторг у ключевых фигур портовой отрасли, которые собрались в Стамбуле на конференцию РFI. В ходе проведения данного мероприятия было очевидно, что Стамбул продолжает брать на себя львиную долю торговли в черноморском регионе, а также целенаправленно планирует дальнейшее увеличение грузооборота к югу от европейских соседей Стамбула.
Турция планирует чуть ли не утроить свой грузооборот в ближайшие годы. По мнению консультантов компании GHK International, новое увеличение грузооборота в Турции, к югу от Черного моря, связано с тем, что общий объем торговли черноморского региона не восстановился по сравнению с докризисными показателями 2007 года, так что Стамбул демонстрирует перехват объемов перевалки, в частности, румынского порта Констанца. Находясь на морском торговом перекрёстке Азии-Европы и Ближнего Востока, в ожидании роста торговли Турция определённо занимает уверенные позиции и в регионе Черного моря. Объем ВВП Турции вырос на 8,5 % за последний год, и ОЭСР прогнозирует его рост в среднем на 6,7 % в течение следующих пяти лет, при условии инвестирования в портовую отрасль 6,2 млрд. долларов США.
Ожидания, безусловно, большие, но Мустафа Тифтикциоглу, первый вице- президент банка Garanti Bank, предупредил о потенциальном избытке грузооборота в Мраморном море, который уже превышает 60 % морской торговли в Турции. Текущая загрузка производственных мощностей в целом, однако, остается относительно низкой –только чуть более половины пропускной способности портов использовалось в 2011 году. В прошлом году объем перевалки контейнеров в Турции составил 6,6 млн. TEU согласно данным компании Arkas Holding, и 6,4 млн. TEU - согласно данным правительства. Текущая суммарная пропускная способность всех контейнерных терминалов достигает более 11 млн. TEU.
«Это расширяющаяся экономика, но если сравнивать её с портовой отраслью в целом, то контейнерный бизнес до сих пор находится на относительно низком уровне по сравнению с другими европейскими странами», - сказал Стивен Хенрехен, технический директор компании Ocean Shipping consultants. «Это еще не горячая точка для международного портового сектора, но возможности в Турции обширны», - заявил он.
Garanti Bank считает, что банковские кредиты составят большую часть тех 6,2 млрд. долларов США, которые будут инвестированы в портовую отрасль, а именно, около 4,5 млрд. долларов США. Однако растущие задолженности по банковским кредитам, дефицит текущего баланса Турции и другие факторы способствуют тому, что банки ограничивают финансовую поддержку отрасли. Несмотря на рост ВВП и спрос на новые мощности, банки, становятся всё более осторожными. Тем не менее, они требуют увеличения доли участия в финансовом инвестировании портов.
«С ограничениями ликвидности у отечественных банков по срокам и количествам кредитов, в настоящее время ожидается, что инвесторы портовой отрасли обратятся в международные учреждения, такие как Международная финансовая корпорация& raquo;, - заявил Мартин Спайсер, менеджер южно-европейского региона данной корпорации.
Турецкое правительство, тем временем, принимает новые меры по сдерживанию дефицита текущего баланса страны. Например, вводятся налоговые льготы для отечественных инвесторов морской отрасли, в том числе для предприятий портовой отрасли, но экономика по-прежнему сильно зависит от стоимости экспорта энергоресурсов.
Появлению множества проектов развития портовой отрасли, запланированных в Турции, послужил слегка неупорядоченный государственный план приватизации и либерализация портового управления, который вызвал критику со стороны игроков морской отрасли, в том числе Мустафы Тифитикциоглу, первого вице-президента банка Garanti Bank. Он полагает, что проекты приватизации портов, строительства и эксплуатации их являются противоречивыми, а также предупреждает о распространённых сегодня длительных судебных баталиях между операторами и бюрократическим аппаратом при получении лицензий на деятельность в портовом бизнесе. The Yildirim Group, собственник Yilport в Мраморном море, также утверждает, что построить порт в Турции – это далеко нелёгкая задача. «Местные органы государственной власти и муниципалитет не допускают этого, да и соседние порты не позволяют вам развиваться, так зачем инвестировать, если вам создают такие препоны», - говорит Роберт Юксель Йилдирим, президент Yildirim Group.
С одной стороны, контроль над приватизацией приводит к нарушениям правил свободной конкуренции. С другой стороны, консультанты морской отрасли, такие как Ocean Shipping, предупреждают, что частный сектор не будет вовлечен в процессы инвестирования, если правительство будет продвигать строительство финансируемых им проектов BOT (build-operate-transfer). «Требуется координация процесса инвестирования в портовую отрасль. Существует риск превышения предложения над спросом, если каждый порт захочет удовлетворять новый спрос», - предупреждает Олаф Марк, менеджер по Программе городов-портов в ОЭСР.
Наряду с новыми частными инвестициями и планами по приватизации, начатыми с 1997 г., турецкое правительство планирует разработать три центра деятельности на трех морях. На сегодняшний день лишь один план был официально утвержден, а именно, новый порт в г. Кандарли, неподалеку от Измира.
На фоне таких успехов развития Турции хотелось бы обратить внимание на главные барьеры, тормозящие развитие турецких портов. Из числа системных препятствий развитию портов выделяются таможня и чиновничество вообще. Также проблемными остаются вопросы отставания железнодорожной инфраструктуры.
Не напоминает ли это Вам ситуацию в Украине? В целом можно отметить, что складывается впечатление, будто в Турции есть определенный перекос в сторону прогнозов и идей для развития. Министерства презентуют все новые и новые проекты, и, что самое интересное, – находятся покупатели. Как заметил один из участников конференции, - грузопоток ограничивает реализацию идей министерств естественным путем, и загрузка портовых мощностей на 65-70% - это огромный успех для экономики.
При этом никому не ясно, каким способом в современных условиях украинские порты могут конкурировать с другими черноморскими портами. Выступая на конференции PFI с презентацией относительно инвестиционного потенциала портов Украины, рассказывая о том потенциале, который уготовила нам географическая судьба, Ваш покорный слуга получил всего 1 вопрос из зала. Пожалуй, он носит риторический характер. Когда будут разрешены частные инвестиции в украинские порты?
Артур Ницевич, MNI
LMAA supporting member
Партнер Международной юридической службы
No theory, just practice, practice and once more practice – this is what you will face at the seminar “Marine insurance in the Bl...
- Круглий стіл «Кіпр для бізнесу і життя»2024.05.29
Відкриє Maritime days in Odesa 2024 круглий стіл «Кіпр для бізнесу і життя», присвячений можливостям і перевагам, які острів пропонує...
- Maritime days in Odesa 20242024.05.29
20-21 червня чекаємо вас на щорічну конференцію Maritime Days in Odesa 2024. Локація – Одеса, дрес-код – business casual, настрій – пі...
Команда Interlegal рада анонсировать новое мероприятие для друзей, партнеров и клиентов из Казахстана. 27 июня в прямом эфи...
23 травня Південноукраїнський офіс Європейської Бізнес Асоціації у партнерстві з членською компанією Interlegal проведе Business Talk на...
Команда Interlegal рада анонсировать новое мероприятие для друзей, партнеров и клиентов из Казахстана. 16 мая приглашаем вас на новый ве...
МОРСЬКИЙ БІЗНЕС ПІД ЧАС ВІЙНИ: НОВІ ВИКЛИКИ 2024 Друзі, зустрічайте захід Комітету ААУ з морського права «Морський бізнес під час вій...
Раді повідомити, що щорічний Корпоративний семінар від Interlegal, присвячений поточній ситуації та трендам корпоративного світу, пр...
17 квітня в Києві Interlegal в партнерстві з Транспортною робочою групою ЕВА в Одесі та Комітетом з Логістики ЕВА в Києві збирає експерт...
- INTERLEGAL MARITIME ACADEMY 20242024.03.04
Обрав своєю спеціалізацією морське право? Мрієш працювати у міжнародній юридичній фірмі, почати кар’єру під менторством топових юристів-...