24/7

PFI Black Sea 2012 обзор конференции

20 сентября 2017 г.: ru 1 26 января 2021 г.: ru 1 19 декабря 2023 г.: ru 1 14.05.12

Развитие портовой индустрии в Турции

 

В Стамбуле в апреле 2012 года состоялась конференция Port Finance International Black Sea (PFI).

 

Партнер Международной юридической службы (Интерлегал) Артур Ницевич был приглашен на эту очень известную в портовом секторе конференцию в качестве спикера и выступил с презентацией Investments into Ukrainian Ports Black Sea 2012.

 

Участие в PFI принесло много впечатлений, которыми хотелось бы поделиться с читателями.

 

Наиболее яркое впечатление произвели планы развития морских портов Турции.

 

Увеличение грузооборота портов, запланированное в пределах берегов четырёх морей, которые омывают Турцию, вызвало восторг у ключевых фигур портовой отрасли, которые собрались в Стамбуле на конференцию РFI. В ходе проведения данного мероприятия было очевидно, что Стамбул продолжает брать на себя львиную долю торговли в черноморском регионе, а также целенаправленно планирует дальнейшее увеличение грузооборота к югу от европейских соседей Стамбула.

 

Турция планирует чуть ли не утроить свой грузооборот в ближайшие годы. По мнению консультантов компании GHK International, новое увеличение грузооборота в Турции, к югу от Черного моря, связано с тем, что общий объем торговли черноморского региона не восстановился по сравнению с докризисными показателями 2007 года, так что Стамбул демонстрирует перехват объемов перевалки, в частности, румынского порта Констанца. Находясь на морском торговом перекрёстке Азии-Европы и Ближнего Востока, в ожидании роста торговли Турция определённо занимает уверенные позиции и в регионе Черного моря. Объем ВВП Турции вырос на 8,5 % за последний год, и ОЭСР прогнозирует его рост в среднем на 6,7 % в течение следующих пяти лет, при условии инвестирования в портовую отрасль 6,2 млрд. долларов США.

 

Ожидания, безусловно, большие, но Мустафа Тифтикциоглу, первый вице- президент банка Garanti Bank, предупредил о потенциальном избытке грузооборота в Мраморном море, который уже превышает 60 % морской торговли в Турции. Текущая загрузка производственных мощностей в целом, однако, остается относительно низкой –только чуть более половины пропускной способности портов использовалось в 2011 году. В прошлом году объем перевалки контейнеров в Турции составил 6,6 млн. TEU согласно данным компании Arkas Holding, и 6,4 млн. TEU - согласно данным правительства. Текущая суммарная пропускная способность всех контейнерных терминалов достигает более 11 млн. TEU.

 

«Это расширяющаяся экономика, но если сравнивать её с портовой отраслью в целом, то контейнерный бизнес до сих пор находится на относительно низком уровне по сравнению с другими европейскими странами», - сказал Стивен Хенрехен, технический директор компании Ocean Shipping consultants. «Это еще не горячая точка для международного портового сектора, но возможности в Турции обширны», - заявил он.

 

Garanti Bank считает, что банковские кредиты составят большую часть тех 6,2 млрд. долларов США, которые будут инвестированы в портовую отрасль, а именно, около 4,5 млрд. долларов США. Однако растущие задолженности по банковским кредитам, дефицит текущего баланса Турции и другие факторы способствуют тому, что банки ограничивают финансовую поддержку отрасли. Несмотря на рост ВВП и спрос на новые мощности, банки, становятся всё более осторожными. Тем не менее, они требуют увеличения доли участия в финансовом инвестировании портов.

 

«С ограничениями ликвидности у отечественных банков по срокам и количествам кредитов, в настоящее время ожидается, что инвесторы портовой отрасли обратятся в международные учреждения, такие как Международная финансовая корпорация& raquo;, - заявил Мартин Спайсер, менеджер южно-европейского региона данной корпорации.

 

Турецкое правительство, тем временем, принимает новые меры по сдерживанию дефицита текущего баланса страны. Например, вводятся налоговые льготы для отечественных инвесторов морской отрасли, в том числе для предприятий портовой отрасли, но экономика по-прежнему сильно зависит от стоимости экспорта энергоресурсов.

 

Появлению множества проектов развития портовой отрасли, запланированных в Турции, послужил слегка неупорядоченный государственный план приватизации и либерализация портового управления, который вызвал критику со стороны игроков морской отрасли, в том числе Мустафы Тифитикциоглу, первого вице-президента банка Garanti Bank. Он полагает, что проекты приватизации портов, строительства и эксплуатации их являются противоречивыми, а также предупреждает о распространённых сегодня длительных судебных баталиях между операторами и бюрократическим аппаратом при получении лицензий на деятельность в портовом бизнесе. The Yildirim Group, собственник Yilport в Мраморном море, также утверждает, что построить порт в Турции – это далеко нелёгкая задача. «Местные органы государственной власти и муниципалитет не допускают этого, да и соседние порты не позволяют вам развиваться, так зачем инвестировать, если вам создают такие препоны», - говорит Роберт Юксель Йилдирим, президент Yildirim Group.

 

С одной стороны, контроль над приватизацией приводит к нарушениям правил свободной конкуренции. С другой стороны, консультанты морской отрасли, такие как Ocean Shipping, предупреждают, что частный сектор не будет вовлечен в процессы инвестирования, если правительство будет продвигать строительство финансируемых им проектов BOT (build-operate-transfer). «Требуется координация процесса инвестирования в портовую отрасль. Существует риск превышения предложения над спросом, если каждый порт захочет удовлетворять новый спрос», - предупреждает Олаф Марк, менеджер по Программе городов-портов в ОЭСР.

 

Наряду с новыми частными инвестициями и планами по приватизации, начатыми с 1997 г., турецкое правительство планирует разработать три центра деятельности на трех морях. На сегодняшний день лишь один план был официально утвержден, а именно, новый порт в г. Кандарли, неподалеку от Измира.

 

На фоне таких успехов развития Турции хотелось бы обратить внимание на главные барьеры, тормозящие развитие турецких портов. Из числа системных препятствий развитию портов выделяются таможня и чиновничество вообще. Также проблемными остаются вопросы отставания железнодорожной инфраструктуры.

 

Не напоминает ли это Вам ситуацию в Украине? В целом можно отметить, что складывается впечатление, будто в Турции есть определенный перекос в сторону прогнозов и идей для развития. Министерства презентуют все новые и новые проекты, и, что самое интересное, – находятся покупатели. Как заметил один из участников конференции, - грузопоток ограничивает реализацию идей министерств естественным путем, и загрузка портовых мощностей на 65-70% - это огромный успех для экономики.

 

При этом никому не ясно, каким способом в современных условиях украинские порты могут конкурировать с другими черноморскими портами. Выступая на конференции PFI с презентацией относительно инвестиционного потенциала портов Украины, рассказывая о том потенциале, который уготовила нам географическая судьба, Ваш покорный слуга получил всего 1 вопрос из зала. Пожалуй, он носит риторический характер. Когда будут разрешены частные инвестиции в украинские порты?

 

Артур Ницевич, MNI

LMAA supporting member

Партнер Международной юридической службы