24/7

ST_PETERSBURG_SEMINAR

27 января 2021 г.: ru 1 10 июня 2022 г.: ru 1 7 августа 2023 г.: ru 1 29.09.08

26 сентября 2008 года в Санкт-Петербурге прошел XI ежегодный международный семинар «Судовладелец и Спасание судов», организованный Юридической Фирмой «Ремеди» совместно с Международной Юридической службой (Украина), в этом году генеральным партнером семинара стала Государственная страховая компания «Росгосстрах».

 

 Состав участников конференции говорит о том, что семинар приобретает все большее международное значение. Тема спасания судов, раскрытая в докладах экспертов в области судоходного бизнеса и морского права из Италии, Великобритании, Германии, Латвии, Америки, Кипра, Украины, Турции и России вызвала огромный интерес не только со стороны российских судовладельцев и страховых компаний. На семинар приехали многочисленные представители компаний, работающих в сфере судоходного бизнеса, юридических фирм, а также средств массовой информации.

Доклады были посвящены различным проблемам морского права, проблемам, связанным с проведением спасательных операций на море, с заключением и исполнением договоров спасания.{BR} Вниманию участников были предложены практические рекомендации и решения международно-правовых проблем обеспечения спасательных операций по спасению судов, терпящих бедствие, ликвидации последствий морских аварий и, конечно, проблем возмещения убытков.

 

Представитель юридической фирмы «Ремеди» Андрей Шашорин в своем докладе рассмотрел вопросы, имеющие существенное значение для спасательных операций: какие структуры обязаны оказывать помощь в чрезвычайных ситуациях? что входит в обязанности государственных аварийно-спасательных служб? имеют ли право государственные органы получать вознаграждение за оказание услуг по спасанию? Он проанализировал сходство и различия договора о спасании и смежных договоров: в его выступлении было дано четкое определение договора о спасании и договоров возмездного оказания услуг и подряда а также рассмотрены последствия заключения различных договоров в правовом регулировании отношений сторон и порядок определения размера вознаграждения при заключении договора возмездного оказания услуг и договора подряда.

 

Наибольшее количество вопросов участников семинара вызвало выступление Энтони Свиннертона и Льюиса Мура, партнеров английской юридической фирмы Swinnerton Moore. Докладчики пошутили, что придется срочно установить тариф на предоставляемые консультации участникам семинара.

Английская практика по спасанию и морскому страхованию по-прежнему остается классическим образцом решения правовых проблем. Докладчики проанализировали особенности согласования и действия договора о спасании LOF,широко используемого во всем мире. Согласовав договор LOF, спасатели знают, что спасение в большинстве случаев будет вознаграждено должным образом, а заинтересованные спасенные будут уверены, что определение размера вознаграждения будет справедливым и объективным. Но кто имеет право заключать договоры об осуществлении спасательных операций, от чьего имени? Ведь после волнений во время спасательных операций обычно нужно решить два основных вопроса: сколько времени потребуется для выплаты вознаграждения, и какая сумма будет выплачена.{BR} Хотя кто-то может расценивать договор LOF и схожие с ним контракты по принципу «без спасения – нет вознаграждения» как закон джунглей, доклад партнеров фирмы Swinnerton Moore убедил многих участников в необходимости его применения.

 

 На примере ликвидации последствий катастрофы при взрыве на супертанкере «Haven», перевозившем сырую нефть и затонувшим в Средиземном море, Альберто Батини, партнер итальянской юридической фирмы BB & Partners продемонстрировал возможности национального законодательства в расследовании причин аварий и ликвидации последствий морских катастроф, а также решении проблем компенсации за нанесенный ущерб окружающей среде. Катастрофа привела к сильному загрязнению морской воды, дна и побережья Лигурии.

Последствия этой трагедии 1991 года, хотя и ограниченные благодаря эффективным мероприятиям местных органов власти, армии, различных международных фондов и федераций в этой чрезвычайной ситуации, продолжают сказываться и вызывают интерес всего морского сообщества, объяснимый помимо прочего и недавними катастрофическими выбросами вредных веществ из кораблей, затонувших в время II Мировой войны.

В своем выступлении Альберто Батини подчеркнул необходимость решения проблем гибели людей, судов, ущерба окружающей среде в рамках национального права.  

 

Николай Мельников, партнер "Международной юридической службы Украины" остановился на особенностях спасательных операций в Украине. Государственное урегулирование спасательных операций практически не изменилась с советских времен. Громоздкое, тяжеловесное и в то же время действенное. Докладчик уделил большое внимание основным проблемам спасательных операций, связанным с ролью человеческого фактора в проведении этих операций. Особое внимание Николай Мельников уделил роли органов прокуратуры в Украине в регулировании правоотношений, возникающих при выполнении спасательных операций. {BR} На фоне выступлений практиков большой интерес вызвало выступление Анны Архиповой, партнера юридической фирмы «Соколов, Маслов и партнеры», в котором были рассмотрены теоретические обоснования регулирования отношений сторон при профессиональном и любительском спасании, основные критерии, позволяющие разграничить спасание и другие услуги. Она проанализировала основные положения Конвенции о спасании 1989 года и особенности спасания иного имущества, нежели судно, и разнообразные вопросы, связанные с уплатой вознаграждения спасателю. Анна Архипова напомнила заинтересованным слушателям, что в экстренной ситуации, когда заключается договор спасания, стороны крайне редко могут к взаимному удовлетворению согласовать все условия договора, особенно договориться о вознаграждении. Поэтому, минимум, что нужно сделать сторонам при заключении такого договора - это договориться о том, кто и в каком порядке будет рассчитывать размер вознаграждения за спасание, а также согласовать судебный или арбитражный органа, которому доверяют стороны и который будет в состоянии грамотно определить размер вознаграждения за спасание. {BR}{BR} Никита Минин, руководитель Департамента транспортного страхования, ОАО «Росгосстрах», посетовал, что большинство российских страховщиков испытывает трудности с оказанием оперативной помощи в случае спасательных операций. Отсутствие достаточного опыта у претензионистов страховщика и отсутствие круглосуточной оперативной связи с представителями страховой компании приводит к многочисленным проблемам по возмещению расходов, задержке судна и т.п. Вниманию участников были предложены полезные рекомендации и критерии для выбора страховой компании, способной наилучшим образом обеспечить страховую защиту судовладельца. {BR}{BR} Зейнеп Озкан, Ozkan Law Office (Турция), обрисовала специфику организации спасательных операций в Турции.

В стране действует жесткая государственная регламентация спасательных операций и определения сумм вознаграждения за спасательные операции: быстро, четко, без вопросов. Добиться выгодного коммерческого решения очень трудно. Турецкий правовой режим спасения судов главным образом управляется Кодексом защиты жизни и имущества на море, согласно которому все капитаны торговых судов обязаны предоставить спасение и помощь всем, кто подвергается опасности на море. При этом нарушение обязанностей карается административными и уголовными наказаниями.

 

По основному закону Турецкого генерального управления безопасностью побережья и администрации по спасению судов проливы Босфор и Дарданеллы являются монопольной зоной Турецкой администрации по спасению судов, а право предоставлять услуги по спасению судов в территориальных водах принадлежит судам под турецким флагом.

 

Серьезную озабоченность вызывают такие положения этого закона, как: капитан не может вмешиваться в спасательные работы, спасатель не несет ответственности за повреждения, причиненные в ходе спасательной операции, спасатель обладает свободой принятия решения об окончании спасательных работ, если они, по его мнению, не приносят удачных результатов.

 

Томас Ванкель, партнер немецкой фирмы “Segelken & Suchopar”, остановился на особенностях урегулирования спасательных операций в Германии. Он рассмотрел на наглядных примерах законы Германии относительно операций в открытом море, если порт разгрузки или – в случае недостижения порта – порт завершения рейса находится в Германии. Господин Ванкель сравнил существующую практику ведения дел в Великобритании и Германии и подчеркнул особенности германской законодательной системы, по которой: владельцам по общей аварии предоставляется защита их прав, сборы рассчитываются исходя из графика работы диспашера, в отличие от практики в Великобритании, оценщики в Германии назначаются государством (при этом, они не рассматриваются как „государственные служащие“, а наняты владельцами судов по частному контракту), подобно разнице между LMAA и GMAA, гонорары немецких оценщиков значительно ниже гонораров оценщиков в Лондоне.

 

В своем выступлении Томас Ванкель отметил, что Германия подписала Международную конвенцию о спасании 1989 г. и нормы Конвенции были включены в Разделы 740 - 753a Торгового кодекса Германии. Таким образом, можно поставить знак равенства между Законами Германии и международными законами.

 

Для юристов-практиков, ведущих дела в суде, были очень интересны комментарии к судебной практике по урегулированию спасательных операций и споров по спасательным операциям Андрея Космачевского, юриста «Юридической фирмы «Ремеди».

 

Джордж Замбартас, партнер, Zambartas Law Offices Incorporating the Law Offices of Louise Zambartas, на практических примерах продемонстрировал, какие возможности предоставляет медиация как альтернатива арбитражному и судебному разбирательству.

 

Александр Абузяров, партнер фирмы «Marine Legal Services» поделился опытом организация спасательных операций в Латвии. В Латвии положения Конвенции о спасании 1989 года приобрели силу закона, однако операции по спасению во внутренних водах выполняются в соответствии с Кодексом Внутреннего водного транспорта. В соответствии с Кодексом морских перевозок применяется правовая норма в отношении распределения вознаграждения за спасение между владельцем, капитаном торгового судна и другими членами команды спасательного судна.

 

Семинар вскрыл только часть проблем морского права, связанных с проведением спасательных операций. Участники семинара понимают, что правовое поле настолько обширно, насколько бездонно то синее море, просторы которого бороздят суда. Вызвало интерес выступление Джорджа Чалоса, партнера International Law Firm & Counselors at Law «Обеспечительные меры по американскому законодательству», прямо не связанное с темой семинара. Для урегулирования морских и других претензий судовладельцам была очень полезной информация относительно возможности блокировки перевода денежных средств в американской валюте на корреспондентских счетах отечественных банков в Нью-Йорке как очень убедительного и действенного одностороннего средства защиты прав в связи с неисполнением сторонами обязательств.

 

 При всем различии национальных законов, понятий и регламентов при аварии и катастрофе и ликвидации их последствий в конечном итоге все решают люди, от их профессионализма и готовности в любую минуту придти на помощь в первую очередь зависит весь комплекс спасательных операций. Поэтому возможность обсудить важные проблемы с коллегами и специалистами, найти новые подходы и решения на представительных международных семинарах « Защита интересов судовладельцев» столь привлекательна для морского сообщества.