24/7

Круглый стол «Государственно-частное партнерство и развитие портов в Украине»

6 июня 2023 г.: ru 1 09.04.09

2 апреля 2009 года под патронатом Херсонского морского торгового порта состоялся круглый стол «Государственно-частное партнерство и развитие портов в Украине».


02 апреля в Херсонском порту состоялся круглый стол о Государственно-частном партнерстве и развитии портов, организованный Юридической фирмой «Международная Юридическая Служба» и аудиторской фирмой «Триада». Мероприятие прошло при участии Государственного Департамента морского и речного транспорта Украины и Ассоциации портов Украины & laquo;УкрПорт».

 

Участников мероприятия приветствовали начальник Херсонского порта Андрей Егоров, заместитель начальника Госдепартамента морского и речного транспорта Украины Сергей Крыжановский и партнер Международной Юридической службы Артур Ницевич, который вел мероприятие.

 

С первым докладом выступил заместитель начальника Госдепартамента морского и речного транспорта Украины Сергей Крыжановский, который рассказал о том, что украинские порты получили в наследство от бывшего СССР и имеют богатый потенциал в виде действующих связей. Докладчик подробно остановился на современных моделях развития портового хозяйства, которые могут быть использованы применительно к Украине и привел примеры зарубежного опыта, произвел сравнительный анализ моделей портов стран Северной Европы. Г-н Крыжановский отметил также, что взаимоотношения портов с местными городским и областными властями не должны складываться по схеме донор-акцептор, но последние должны способствовать развитию портов. Также положительным шагом в развитии портов может и должно быть создание администрации портов.

 

Алена Лосевская, партнер ЮФ «Международная Юридическая Служба» рассказала участникам o формах и юридических аспектах государственно-частного партнерства. Подробно остановившись на решениях, принятых Кабинетом Министров и Минтранссвязи в отношении совместной деятельности, докладчик в своем выступлении осветила особенности перехода от совместной деятельности к аренде или другим альтернативным формам сотрудничества, а также возможности и последствия одностороннего расторжения договора совместной деятельности.

 


О налоговых и бухгалтерских тонкостях и особенностях, проявляющихся в ходе ведения государственно-частных проектов в отношении аренды и управления госимуществом рассказал г-н Гонтаровский С.В., управляющий партнер аудиторской фирмы «Триада».

 

От Ассоциации портов Украины «УкрПорт» выступил советник по коммерческо-правовым вопросам г-н Нырко А.А. с докладом «Роль государства в осуществлении совместной деятельности морскими портами в Украине».

 

В ходе работы Круглого стола выступали представители портов и частных предприятий и терминалов, инвесторы.

 

В своем обращении к присутствующим начальник ХМТП Андрей Егоров обозначил позицию портов в вопросе с Совместной деятельностью, как соответствующую закону, и остановился на ряде проблем, в разрешении которых порт крайне заинтересован, это земли водного фонда и основные фонды ГП, распределение прибыли, полученной в результате ведения совместной деятельности, и вопрос права собственности на объект. Господин Егоров подчеркнул, что обе стороны договора о совместной деятельности и инвестор, и порт заинтересованы в сохранении хозяйственных отношений и должны приложить усилия в поиске взаимоприемлемых решений для их продолжения и развития.

 

Прокомментировать выступления основных докладчиков вызвалось ряд участников мероприятия. В дискуссии приняли участие Генеральный директор Ассоциации УкрПорт Виктор Борисенко, который отметил, что в силу своего исключительно выгодного географического положения Украина и украинские морские порты никогда не будут испытывать недостаток в инвесторах и напомнил присутствующим о том, что Ассоциация уже предложила альтернативный выход для порта и инвестора – заключение типового договора о совместной деятельности, в котором может быть учтена специфика каждого порта.

 


Генеральный директор ООО Одесский ППК Борис Михов рассказал о конкретных ситуациях и проблемах отечественного инвестора, с которыми он, руководитель инвестиционного проекта СД сталкивается на практике.

 

Среди делегатов, выступивших с комментариями, можно отметить выступления Александра Илько, заместителя начальника порта Южный по правовым вопросам и Сергея Руденко, проректора по научной работе ОНМУ.

 

Самой актуальной темой стал вопрос совместной деятельности в портах. Напомним, что 7 мая 2008г Кабинетом Министров Украины было издано Распоряжение №703-р, обязывающее государственные предприятия прекратить договоры совместной деятельности, следствием которых может стать отчуждение государственной собственности. Позиция Минтранссвязи оказалась еще более категоричной. Министр отдельным поручением от 17.03.2009 №408/15/11-09 обязал руководителей портов в трехмесячный срок прекратить договоры о совместной деятельности или «в случае необходимости» перевести их в другую форму взаимоотношений. Важно отметить, что Минтранссвязи не устанавливает в качестве критерия для прекращения договоров СД вероятность отчуждения государственной собственности. Прекращению подлежат все договоры совместной деятельности независимо от их срока и специфики.

 

Неудивительно, что такая позиция вызвала резонанс, тем более, что все действующие договоры СД при их заключении были согласованы министерством. 


Среди участников круглого стола были представители частных компаний, ведущих совместную деятельность в портах. Некоторые из них уже получили от администрации порта письменное требование прекратить договор СД. Но прекратить действующие, прошедшие процедуру согласования министерством, договоры СД будет крайне сложно ввиду отсутствия правовых дефектов, а, следовательно, достаточных оснований.

 

В целом участники Круглого стола были единодушны в том, что в сложившейся ситуации порты и инвесторы настроены на диалог и поиск взаимоприемлемых решений. И прошедший Круглый стол можно считать шагом в этом направлении.

 

Событие можно считать знаковым и достойным занесения в историю развития портов, т.к. в ходе его работы отразились настроения всех категорий участников транспортного процесса по отношению к указанному поручению о прекращении СД в портах, как частных предприятий и терминалов, работающих по договорам СД, так и самих портовиков и Ассоциации «УкрПорт» - выразителя их интересов.

 

Все участники мероприятия были солидарны в мнении, что необходимо форсировать поиск альтернативных путей для совместной деятельности, которые были бы приемлемы, и пришли бы на смену договорам СД. В ходе круглого стола был предложен ряд возможностей по выходу из ситуации, каждый из которых нуждается в пристальном рассмотрении и адаптации не только к нуждам портов и частных предприятий, но и применительно к иностранному инвестору. 

 

В целях спасения инвестиционных портфелей портов в ходе работы Круглого стола был предложен проект резолюции об отмене распоряжения Кабинета Министров Украины № 703-р от 7 мая 2008 г. «Вопросы заключения некоторых договоров», ограничивающего заключения договоров о совместной (в т.ч. инвестиционной) деятельности.

 

В итоге участники и выступающие под руководством председателя Круглого стола – Артура Ницевича, партнера «Международной юридической службы», приняли решение в определенный срок доработать предложенную резолюцию с учетом поступивших предложений и в сотрудничестве с Ассоциацией Портов Украины «УкрПорт», после чего направить документ в адрес Минтранссвязи.

 

Пресс-центр «Международной юридической службы» 

09 апреля 2009 г.