24/7

XII Ежегодный Международный Семинар «Судовладелец и страховщик: страховые выплаты»

20 апреля 2017 г.: ru 2 24 марта 2017 г.: ru 1 19 мая 2022 г.: ru 1 25.09.09

25 сентября 2009 года в отеле «Амбассадор» прошел XII Ежегодный Международный Семинар «Судовладелец и страховщик: страховые выплаты», организованный Юридической фирмой « РЕМЕДИ» (Россия) и Международной Юридической Службой (Украина), Генеральным спонсором стала Российская государственная страховая компания «РОСГОССТРАХ», партнером проведения мероприятия страховая компания «РЕСО-Гарантия»

 

В работе семинара приняли участие судовладельцы, руководители и специалисты предприятий морского транспорта, страховых компаний, юристы.

 

Доклады были посвящены различным проблемам, связанным с определением основных тенденций урегулирования претензий, сложившейся практикой страховых выплат, регулированием вопросов морского страхования в законодательстве разных стран, возможностями уменьшения и предотвращения потерь при урегулировании претензий и страховых выплатах.

Вниманию участников были предложены теоретические обоснования урегулирования претензий и практические рекомендации и решения проблем. Отдельный блок выступлений был посвящен деятельности клубов P&I и H&M и обзору арбитражной практики страхового обеспечения в рамках этих видов страхования.

 

Одним из нововведений семинара в этом году стало проведение тематических интерактивных дискуссий и мастер - классов экспертов в области судоходного бизнеса, морского и страхового права.

 

В открытии семинара приняла участие советник Губернатора Санкт-Петербурга, ответственный секретарь Морского Совета при Правительстве Санкт-Петербурга Татьяна Ивановна Чекалова.

 

Татьяна Ивановна обрисовала основные направления деятельности Морского Совета и подчеркнула необходимость взаимодействия государственных структур с ведущими юридическими фирмами города. Она также выразила уверенность в том, что в ходе дискуссий будут рождаться новые взаимовыгодные отношения с последующим подписанием новых контрактов.

 

Обзоры арбитражной практики, подготовленные специалистами юридической фирмы «Ремеди», пользуются неизменным интересом. Юрисконсульт «Ремеди» Андрей Шашорин в своем докладе рассмотрел вопросы, связанные с выплатой возмещения при страховании ответственности судовладельца. Он также проанализировал обстоятельства отказа страховщика в выплате возмещения и указал на распространенные ошибки при предъявлении требований о возмещении убытков фрахтователю и отправителю. Господин Шашорин подчеркнул необходимость прогнозировать свою деятельность и на разобранных примерах блестяще продемонстрировал возможность поучиться, как не наступать на грабли. Так, например, при определенных условиях существует возможность требовать возмещения убытков от фрахтователя/получателя в случае погрузки на борт судна поврежденного груза. Однако для предъявления такого требования следует анализировать условия конкретного чартера. Кроме того, было бы ошибкой игнорировать положения применимого законодательства.

 

Указанное требование может быть основано на договоре или причинении вреда (деликте).

 

Комментарии его коллеги Андрея Космачевского к судебной и арбитражной практике по вопросам выплаты возмещения при страховании судов КАСКО вызвали шквал вопросов участников семинара.

 

Он проанализировал возможность отказа страховщика в выплате возмещения при грубой неосторожности страхователя с учетом положений ГК РФ, КТМ РФ, договора страхования, правил страхования, иностранного права и обычаев. Андрей Космачевский уделил особое внимание вопросам, часто выпадающим из поля зрения при урегулировании претензий: кто может быть признан представителем страхователя, читаются ли судовые журналы и кем, обязан ли страхователь поддерживать ледовый класс судна. Докладчик также остановился на решении проблемы суброгации: что превалирует – свобода выбора страхователя или обязанность страховщика? В своем докладе господин Космачевский рассмотрел вопрос, вызывающий большую обеспокоенность участников: о выплате возмещения за потерю фрахта, на практических примерах из арбитражной практики компании показал: за что же страхователь платит премию, как правильно применять франшизу и условие об установленном лимите страхования.

 

Капитан дальнего плавания, представитель «Zeller Associates Management Services GmbH» Роман Федоров предложил участникам эффективную методику урегулирования P&I претензий. На примерах нескольких претензий он показал, что необходимо предпринять, чтобы избежать претензии и не потерять покрытие. Роман Федоров также перечислил основные обязанности страховщиков, такие как:

 

• Проверить действовал ли полис на момент инцидента

• Имеет ли право предъявитель претензии на ее предъявление, т.е. внесен ли он в полис

• Покрыт ли риск полисом

• Предпринял ли страхователь разумные шаги по минимизации ущерба

• Выполнены ли страхователем условия и гарантии, предусмотренные полисом и правилами

• Не применимы ли какие-либо исключения и обязанности страхователей, предусмотренные индивидуальным договором о страховании и Правилами, и вытекающие из гражданского законодательства.

 

Он выразил надежду, что, несмотря на многочисленные случаи отказа в выплатах, клиенты оценят эффективность страхования P&I.

 

В продолжение темы выступления господина Федорова партнер юридической фирмы «BB & Partners» Альберто Батини проанализировал правовую неопределенность в вопросах P&I и H&M страхования. Так как между этими двумя разновидностями страхования судовладельцев нет и не предвидится четкого разграничения, существует явный риск возникновения споров между участвующими сторонами. В каком качестве следует действовать: в качестве страховщика H&M или страховщика P&I?

 

Поскольку ответственность судовладельца за столкновения и контакты может страховаться в рамках полиса H&M или P&I, то решение в пользу первого или второго варианта может быть принято с учётом сразу нескольких моментов: предпочтений конкретного судовладельца, касающихся того, какие условия должны применяться (для Корпуса), размера страховых премий и размера франшизы.

 

Многое может зависеть от выбора оценщика риска и оценщика ущерба.

 

Обычно никто не возражает против проведения повторного рассмотрения инцидента на более позднем этапе, если ошибка была допущена на ранних этапах разбирательства. Практика даже показывает, что проще бывает вести споры и определять границы после того, как будут назначены оценщики риска и соблюдены интересы судовладельца.

 

В каждом конкретном случае необходим анализ инцидента, чтобы определить связано ли это с P&I или H&M страхованием. Докладчик подчеркнул, что тем, кто считает комментарии к условиям страхования Корпуса или правилам P&I излишне многословными, может быть, следует еще раз подумать о том, а не является ли такая многословность реально необходимой. Поскольку даже в простом, на первый взгляд, деле могут возникнуть осложнения, если случай будет попадать в область правовой неопределённости – своеобразную "серую зону" морского страхования.

 

И следует помнить о том, что "серая зона" видоизменяется в зависимости от того, какие условия страхования Корпуса действуют в данном конкретном случае!

 

Большой интерес вызвал мастер-класс Эндрю Ригден Грина «Stephenson Harwood».

 

Он рассмотрел структуру P&I клубов за рубежом, обрисовал принципы их деятельности с исторической и практической точки зрения. По мнению участников семинара, этот мастер-класс был очень полезен – докладчик сконцентрировал внимание на основных спорных моментах выплаты премии и получения возмещения, в том числе, как влияет неоплата премии на получение возмещения от страховщиков. Слушатели приняли активное участие в обсуждении предложенных ситуаций, и это помогло полностью усвоить предложенный материал.

 

Актуальные вопросы практической деятельности любого экспедитора не только в России были рассмотрены в докладе «Экспедиторы – кто они? Страховать или нет?» Екатерины Быковской, «Юридическая фирма «Ремеди». Тема вызвала неподдельный интерес слушателей и, судя по количеству заданных вопросов, явно может стать предметом отдельного семинара. Как определить границы ответственности экспедитора, в том числе решая вопрос о страховании такой ответственности? Подлежит ли вообще страхованию ответственность экспедитора в соответствии с российским законодательством? Каковы требования к оформлению экспедиторских документов, и каковы правовые последствия невыполнения экспедитором таких требований? Комментарии докладчика к недавно принятому нормативному акту по регулированию оформления деятельности экспедиторов помогут участникам разобраться в вопросе, какой конкретно пакет документов будет необходим для получения страхового возмещения.

 

Участники семинара единодушно высоко оценили мастер-класс «Сталийное время и демередж»  Николая Мельникова и Артема Скоробогатова «Международная Юридическая Служба» - соорганизаторов семинара. На практических примерах из своей богатейшей практики они рассмотрели существующие аспекты взаимоотношений всех участников перевозки: отправитель-фрахтователь-судовладелец. По словам Николая Мельникова: «Самая важная задача – организовать взаимодействие всех участников транспортной цепочки». Что можно и нужно сделать, чтобы при этом избежать убытков? Соблюдаются ли такие, на первый взгляд, обычные и знакомые условия: сюрвей при отгрузке, перевеска навалочного груза в порту, страхование ответственности, стандартные правила экспедирования? Артем Скоробогатов подчеркнул необходимость предварительного правового аудита и согласования контрактов, проверки контрагентов, чтобы в случае возникновения страховых претензий не нужно было мучительно размышлять к кому подавать иск: к перевозчику, к порту, к экспедитору или к …? Схема «Доверяй, но проверяй!» - так проста, но, тем не менее, поможет предотвратить возможные заблуждения и просчеты.

 

Александр Абузяров, исполнительный директор восточноевропейского филиала страховой компании «GROUPAMA TRANSPORT S.A.» рассмотрел правоотношения страхователь-страховщик, конфликтные ситуации и возникающие претензии с позиции брокера.

 

Действия брокера при оформлении страхования должны быть профессиональными. Ведь профессиональный страховой брокер сопровождает договор страхования в течение срока его действия и проследит за исполнением страховой компанией всех обязанностей по договору. Таким образом, работа брокера – это страховой консалтинг, и, в то же время, работа по урегулированию страховых претензий. И для клиента важны: надежность страховщика, надежность покрытия, тщательная подготовка документов. Докладчик также акцентировал внимание на необходимости страхования профессиональной ответственности, а также на важности скорейшей выработки норм и принципов профессиональной этики брокеров. По мнению Александра Абузярова страховой брокер – это профессионал, работающий в интересах страхователя. Он не наблюдатель, отнюдь не «третий лишний» во взаимоотношениях клиента и страховых компаний и не « слуга двух господ». Главное в настоящем брокере – независимость. От страховщиков.

 

Эксперт компании «Mediterranean Average Adjusting Company” Тим Мэдж остановился на особенностях урегулирования страховых претензий и страховых выплат при общей аварии. Он также перечислил основания для отклонения претензий по общей аварии, дал определение стандартных расходов при общей аварии и уточнил, кто оплачивает общую аварию и размер вознаграждения за спасание при общей аварии. Но истинные профессионалы постоянно держат руку на пульсе происходящих событий и предлагают решения для неотложных возникающих проблем. Вот почему участникам семинара было очень интересно услышать из уст специалиста о правовых проблемах, возникающих при квалификации случаев пиратства, взаимосвязи с военными рисками и возможных вариантах покрытия рисков пиратства. По мнению Тима Мэджа компенсация пиратам входит в общую аварию и можно получить страховое возмещение. Легкость подачи материала, артистизм и юмор ведущих мастер-класс « Желтые подлодки, красные селедки и опасности на морe» Энтони Свиннертона и Льюиса Мура, «Swinnerton Moore» порадовали участников.

 

Договор морского страхования является вещью весьма и весьма своеобразной; такой договор связан с правовыми концепциями, которые сами по себе являются специфическими, например, действия страхователя по предотвращению или уменьшению убытков и по взысканию убытков с третьих лиц, суброгация, абандон и полная гибель – и это лишь несколько примеров. Общее договорно-обязательственное право способно лишь в незначительной степени пролить свет на права и обязанности, возникающие в рамках полиса морского страхования в разнообразных непредвиденных обстоятельствах, которые могут возникнуть в период действия договора.

 

В каких случаях бремя доказывания будет возложено на страхователя, а в каких на страховщика? Какие действия страхователя могут привести к тому, что претензия будет отклонена? Сравнивая приведенные примеры рассмотрения дел в различных инстанциях Великобритании (когда слушание может тянуться годами при скрупулезном внимании к деталям), многие участники пришли к выводу, что российская система урегулирования претензий не так уж и плоха и порой достаточно результативна. В интерактивной дискуссии о роли страховщиков в обеспечении коммерческого судоходства вниманию участников были предложены полезные рекомендации и критерии для выбора страховой компании, способной наилучшим образом обеспечить страховую защиту судовладельца.

 

Выступления представителей страховых компаний отличались оптимизмом. Страховщики с удивительным единодушием подчеркнули, что получают удовольствие от своей работы и осознают ответственность перед клиентами за результаты своей деятельности. При этом у каждой компании есть свои приоритеты в работе с клиентами.  

 

По мнению Директора Управления морского страхования компании «РОСГОССТРАХ», Константина Рогача умение работать с клиентом – отличительная особенность компании. И отношение страховщика зависит от многих факторов: как долго продолжается сотрудничество, честность при оформлении документов и выгодность сделки. Длительность сотрудничества дает возможность компромисса при урегулировании вопроса о выплатах

 

Начальник Управления транспортного страхования компании «СОГЛАСИЕ» Сергей Деревянкин подчеркнул необходимость разумного подхода при урегулировании страховых выплат и тщательного соблюдения правил страхования.

 

По мнению заместителя генерального директора «РЕСО-Гарантия» Алексея Тимофеева главное – доверительные отношения клиента и страховщика, дающие возможность найти компромисс при урегулировании претензий и выплате страхового возмещения.

 

В своем заключительном слове директор юридической фирмы «Ремеди» Андрей Витальевич Супруненко отметил, что среди участников появилось много новых имен и значит новых возможностей для партнерства. Дружеский обмен мнениями необходим и очень полезен. Он ведет к взаимному обогащению и дает возможность сохранить долгосрочные взаимовыгодные для бизнеса и судовладельцев и страховщиков партнерские отношения. Есть все основания избежать неверных действий в будущем и найти решение даже самой сложной проблемы, если воспользоваться советом или помощью коллег и взглянуть на ситуацию другими глазами. Организаторы семинаров «Защита интересов судовладельцев» с удовольствием предоставят участникам семинара в 2010 такую возможность наряду с рассмотрением наиболее актуальных юридических и страховых проблем, возникающих в процессе организации транспортного бизнеса.