24/7

Не форс-мажором единым прекращается контракт…

24 сентября : ru 49 23 сентября : ru 39 22 сентября : ru 15 всего: 20522.09.20

В 2020 году как никогда острой стала проблематика прекращения контрактов из-за непредвиденных обстоятельств, вызванных пандемией COVID-19. Карантинные ограничения, закрепленные на законодательном уровне многих государств, привели к резкому сокращению рабочей силы на предприятиях, портах, терминалах и других объектах, обеспечивающих экспортно-импортные операции по всему миру. Транспорт стал нерегулярным, а иногда вынужден был отстаиваться на карантине. Сроки выполнения контрактов беспощадно срывались, в воздухе завис вопрос «кто виноват и что делать?».

Форс-мажор

В понимании бизнесменов, оперирующих в условиях континентальной системы права, к которой относится Украина, в таком случае нужно заявлять о действии обстоятельств непреодолимой силы. Для трейдеров, экспортирующих товары по контрактам, которые подчинены английскому праву, подход системы общего права к форс-мажору стал неприятным сюрпризом. Ввиду того, что в английском праве концепция «форс мажора» является категорией договорной и не применяется «по умолчанию», её можно использовать для ограничения/исключения ответственности лишь при наличии однозначной договоренности сторон в контракте. Более того, к форс-мажору можно отнести только те случаи, которые явным образом согласованы в оговорке о форс мажоре, а фраза «и другие обстоятельства, подпадающие под понятие форс-мажор» требует дальнейшего установления истинного намерения сторон.

Доктрина фрустрации

Но не обязательно ограничиваться исключительно концепцией форс-мажора. Помимо этого договорного инструмента английское право содержит доктрину фрустрации, которая также направлена на то, чтобы защитить интересы сторон при возникновении обстоятельств, глобально препятствующих исполнению контракта.

Как показывает практика, форс-мажорные обстоятельства далеко не всегда прописываются в условиях контракта. Тем не менее, одна из сторон, вне зависимости от положений контракта, может в определённых ситуациях применить доктрину фрустрации, чтобы освободиться от договорных обязательств. Доктрина фрустрации рассматривается английским правом ab initio (“с самого начала”), т.е. как самостоятельная правовая категория, действующая вне зависимости от специальной договоренности сторон.

Доктрина фрустрации обычно применяется, когда условия контракта кардинально изменились в связи с непредвиденными обстоятельствами.

Минута английских прецедентов

Лорд Рэдклиф следующим образом объяснил доктрину фрустрации в деле 1956 года, Davis Contractors Ltd. v. Foreham U.D.C.:

«Фрустрация возникает тогда, когда по закону признаётся, что в отсутствие дефолта одной из сторон, контрактное обязательство стало неспособным к исполнению, потому что обстоятельства, при которых требуется исполнение, коренным образом отличаются от того, что подразумевалось договором. «Non haec in foedera veni» – «я не это обещал сделать»».

Правовой смысл фрустрации заключается в том, что договор «прекращается немедленно, без дополнительных действий, автоматически для обеих сторон».

Дело, которое может считаться предшественником доктрине фрустрации, - это Taylor v. Caldwell, где владелец музыкального зала сдал его в аренду для проведения концертов. Однако зал был уничтожен пожаром не по вине сторон. Суд освободил владельца от уплаты ущерба за невыполнение договора аренды, а арендатора от согласованной арендной платы за зал.

Наиболее важное развитие доктрины фрустрации возникло из случаев «задержки судна по непредвиденным обстоятельствам» (англ. Frustration of adventure). Многие дела касались задержек в исполнении обязательств по чартеру. Одно из классических дел в котором применилось понятие «задержка судна по непредвиденным обстоятельствам» - дело Jackson v. Union Marine Insurance Co. Ltd.  В январе, судно истца было зафрахтовано для погрузки железных рельсов в Ньюпорте. По дороге в Ньюпорт судно село на мель. Затем судно было доставлено в Ливерпуль для ремонтных работ и оставалось на ремонте до августа. Тем временем фрахтователь зафрахтовал другое судно. Судовладелец потребовал от фрахтователя возмещения полной стоимости морского фрахта, который должен был быть заработан по чартеру, заключенному между ними. Мог ли судовладелец возместить такой ущерб или нет, зависело от ответа на вопрос о том, были ли оправданы действия фрахтователя, который посчитал чартер расторгнутым, вместо того, чтобы ждать пока судно будет отремонтировано и затем погружено. Судья пришёл к выводу, что исполнение чартера было отложено настолько, что его коммерческая цель, предусмотренная судовладельцем и фрахтователем, была сорвана. На основании этого вывода суд постановил, что рейс, выполненный после ремонта судна, был бы кардинально отличным от того, о котором обе стороны изначально договорились.

Обстоятельства, которые могут свидетельствовать о фрустрации

Если обобщить обстоятельства, к которым может применяться доктрина фрустрации по их сути, можно выделить, среди прочих, следующие их характеристики:

  • Неправомерность
  • Невозможность
  • Не возникновение определённого  события
  • Задержка судна по непредвиденным обстоятельствам
  • Уничтожение предмета сделки

В зависимости от обстоятельства, которые глобально меняют условия исполнение контракта доктрину фрустрации подразделяют на несколько более узких доктрин.

В соответствии с доктриной неправомерности, например, договор может быть расторгнут, если изначально при заключении он являлся законным, но его исполнение стало незаконным в соответствии с нормативно-правовыми, принятыми впоследствии. В этих обстоятельствах договор становится недействительным. Применение этой доктрины не основывается на условиях договора или намерении его сторон.

Согласно доктрине невозможности, договор может быть расторгнут только в том случае, если исполнение стало невозможным из-за наступления какого-то значительного события или другого кардинального изменения обстоятельств.

Договор может быть прекращен, и тогда, когда конечная цель, ради которой он был заключен, исчезает, хотя исполнение контракта остается технически возможным. В английском праве это продемонстрировано так называемыми «коронационными делами» начала 20 века. Эти дела были связаны с переносом коронации короля Эдуарда VII в 1902 году. Самым известным из них является дело Krell v. Henry [1903], в котором ответчик снял у истца комнату в Лондоне, чтобы в запланированный день посмотреть коронационную процессию. Коронация была отложена из-за болезни короля. Ответчик не мог пользоваться комнатой: технически, он мог находиться там, однако смысла в этом не было, поскольку парадное шествие не состоялось. Ответчик отказался платить остаток согласованной аренды. Суд постановил, что ответчик не должен платить за комнату, поскольку «коронационная процессия была причиной этого контракта, и тот факт, что она не состоялась, помешал исполнению контракта».

Фрустрация – дело тонкое

Доказать в суде/арбитраже, что контракт фрустрирован – задача не из легких. Английское суды выдвигают очень жесткие требования для применения этой доктрины, чтобы стороны не злоупотребляли возможностью аннулировать договор при возникновении трудностей, которые могут быть разрешены. Для фрустрации недостаточно, чтобы контракт было сложнее или дороже исполнять – нужно доказать, что обстоятельства изменились настолько серьезно, что было бы неразумно настаивать на исполнении контракта в этих новых условиях.

К слову, в недавней практике Interlegal было дело, связанное с неправомерным отказом покупателя от принятия нескольких партий гороха в связи с импортными ограничениями, введенными индийским правительством в мае 2018 года.

Продавец выполнил все свои обязательства по контракту на условиях CIF. Первая партия товара была отправлена покупателю и оплачена соответственно. Все остальные лоты были аккумулированы в порту для погрузки на судно. В ходе исполнения контракта покупатель сообщил о том, что правительство Индии запретило импорт желтого гороха на территорию государства сроком на 3 месяца. В связи с этим покупатель объявил форс-мажор и отказался принимать товар. Впоследствии, покупатель заявлял о том, что контракт фрустрирован, так как обязательства не могли быть исполнены по не зависящим от него обстоятельствам и полностью снял с себя всю ответственность за принятие и оплату груза.

Дело дошло до арбитража ГАФТА. Позиция продавца состояла в том, что на основании проформы ГАФТА 88 оговорка о форс-мажоре не распространяется на сторону покупателя, а исходя из условий поставки СИФ, товар мог быть перенаправлен в порт любой другой страны, что исключает основной критерий фрустрации – невозможность.

Трибунал арбитража ГАФТА полностью поддержал позицию продавца об отсутствии фрустрации и форс-мажора со стороны покупателя. Арбитры подчеркнули, что базис поставки СИФ подразумевает «продажу» документов и зафиксировали, что у покупателя не было обязанности принимать товар только лишь в порту назначения, указанном в контракте.

Как заметил Лорд Диплок, фрустрация - это вопрос, который должен решаться на основе обоснованного суждения, основанного на всех доказательствах того, что произошло и что, вероятно, произойдёт впоследствии, «часто это будет вопрос степени» и «когда речь идет о вопросах степени, мнения могут действительно различаться».

Специально для АПК-Информ

Авторы:

  • Риск – дело благородное. Но не в бизнесе2020.06.09

    Предпринимательские риски в Украине – существенно выше, чем во многих экономически-развитых странах. Причина этого, помимо прочего, в недост...

    подробнее
  • Аграрные расписки: украинский опыт2020.05.22

    Благодаря высокому качеству почвы и большому объему пахотных земель Украина занимает ведущее место в топовых рейтингах мировых экспортеров с...

    подробнее
  • Рынок земли: всё что вы хотели спросить2020.04.09

    Во вторник, 31 марта, Верховная Рада Украины приняла Закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно услови...

    подробнее
  • Мировой карантин уже влияет на международную торговлю и морское судоходство в Черноморском регионе2020.03.27

    Мировой карантин, связанный со вспышкой вируса COVID-19, начал существенно влиять на международную торговлю и морское судоходство в регионе...

    подробнее
  • Коронавирус и его правовые последствия для трейда и шиппинга2020.03.05

    На сегодня очевидно, что вспышка коронавируса 2019-nCoV уже нанесла серьёзный ущерб экономике как отдельных стран, так и на междуна...

    подробнее
  • Полный гид по новым правилам Incoterms 20202020.02.04

    Международные торговые правила Incoterms не нуждаются в представлении. Однако, раз в несколько лет Международная торговая палата (Internatio...

    подробнее
  • Агротренды 2020: «офшорная кнопка», рынок земли и сера2020.01.31

    В самом центре торговой цепочки между покупателем и продавцом товара – среди посредников, логистов и других неотъемлемых элементов наход...

    подробнее
  • 11 лучших книг по международной торговле на выходные2019.12.03

    Заботливо и кропотливо, специалисты Международной юридической службы Interlegal собрали для вас лучшие книги по трейдингу, которые идеально...

    подробнее
  • Как трейдеру подготовиться к началу арбитража?2019.10.17

    Каждый трейдер желает знать, как подготовиться и успешно пройти лондонский торговый арбитраж GAFTA или FOSFA. На основе многолетнего пре...

    подробнее
  • Внимание: изменения в проформах GAFTA2019.09.03

    Традиционно 1 сентября 2019 года Международная Ассоциация Торговли Зерном и Кормами (GAFTA) опубликовала на официальном сайте пересмотренные...

    подробнее