Проект Методики портовых сборов нуждается в доработке
13 апреля 2020 Министерством инфраструктуры Украины был опубликован проект Методики расчета размеров ставок портовых сборов. Цель обнародования базировалась на основе высокой цели - обсуждение с бизнесом.
Вспоминая историю, которая стала предпосылкой для разработки такого проекта, становится понятным для чего нужно обсуждать указанные вопросы с бизнесом. Так, 6 февраля 2020 Антимонопольный комитет Украины принял решение, которым признал действия Министерства инфраструктуры Украины по установлению размеров ставок портовых сборов и скидок к ним при отсутствии утвержденной Методики расчета таких сборов нарушением законодательства о защите экономической конкуренции в виде антиконкурентных действий органа власти, которые могут привести к искажению конкуренции.
Одним из основных пунктов решения АМКУ было возложение на Министерство инфраструктуры Украины обязанности по разработке и утверждению прозрачной и недискриминационной методики расчета размеров ставок портовых сборов.
Проанализировав проект прозрачной и недискриминационной методики можем выделить следующие моменты:
Определяется, что ставка портового сбора - плата, взимаемая за единицу валовой вместимости судна или единицу плавучего средства в пользу получателя портовых сборов для образования источника покрытия плановых операционных расходов, а также плановых капитальных инвестиций (новое строительство, реконструкция, техническое переоснащение, капитальный ремонт основных средств) и которая определяется согласно этой Методике (ст. 2 Глава 1).
Расчет размеров ставок портовых сборов осуществляется в соответствии с запланированным объемом перевозки грузов, экономически обоснованных операционных расходов, определенных на основании государственных и отраслевых нормативов и норматива рентабельности.
Основной идеей, которая виднеется в разрезе новой Методики, усматривается описание расходов, на покрытие которых будут использоваться средства, уплаченные в рамках конкретного сбора в конкретном порту Украины.
Например, если говорить о самом популярном портовом сборе - корабельном, то отмечается, что им будут покрываться плановые операционные расходы на содержание портовой инфраструктуры с учетом доли средств от корабельного сбора на финансирование мероприятий по обеспечению функционирования и развития национальной системы поиска и спасания в морском поисково-спасательном районе Украины (п. 1 ст. 14 раздела 2).
Таким образом, получатели портовых сборов должны предоставить расчеты, по которым установить объем финансирования мероприятий по обеспечению функционирования и развития национальной системы поиска и спасания в морском поисково-спасательном районе Украины в их регионе и соотношение указанных действий к установленной ставке корабельного сбора.
Вообще, указанная методика сразу обращает внимание большим количеством составляющих расчетов, формул и значительным объемом.
Из нашей практики это далеко не всегда является плюсом, поскольку позволяет «скрыть» основное содержание за тяжелыми фразами и количеством бумаги.
Проанализировав новую Методику расчета размеров ставок портовых сборов, остается совершенно непонятным, будут ли они конкурентно-прозрачными или продолжат сложившуюся антиконкурентную практику.
Направление действий, тем не менее, кажется верным, поскольку ставит получателей портовых сборов в рамки, по которым те должны рассчитывать и обосновывать размер портового сбора в каждом порту отдельно в зависимости от реальных расходов, которые должны осуществляться.
Стоит отметить, что возможные изменения произойдут не сразу, поскольку предполагается, что обновленные ставки будут действовать с 1 января 2021 (при условии, что новая методика будет принята в 2020).
Предполагается, что пересмотр размеров ставок портовых сборов происходит не реже одного раза в три года. В случае отклонения более 10 процентов показателей, отраженных в отчетности, от показателей, которые были использованы при расчете ставок портовых сборов, пересмотр осуществляется в году, следующем за годом, в котором выявлены такие отклонения. Пересмотр размеров ставок портовых сборов может быть инициирован получателем портовых сборов.
Таким образом, в случае принятия указанной Методики, уже в новом году мы сможем увидеть реальное направление действия в сфере установления ставок портовых сборов, а к указанному времени получатели портовых сборов должны активно считать (читайте высчитывать) собственные показатели, для обоснования собственных ставок портовых сборов.
Помните, что команда Interlegal активно следит за изменениями в указанной сфере и всегда готова помочь в случае нарушения против Вас антиконкурентного законодательства.
Специально для издания Порты Украины
- Оптимизм минус чиновники2021.07.08
Оптимизм минус чиновники Итоги дискуссии на инфраструктурной панели Grain & Maritime Days in Odessa 2021 В мае в Одессе состоя...
«Искать точки соприкосновения, договариваться с конкурентами и объединяться для лоббирования интересов отрасли» Об эволюции бизнес-м...
- Выбраться из старой колеи. Мысли по поводу законопроекта «О государственном экологическом контроле»2021.07.05
Морская общественность Украины прекрасно помнит юридические «битвы» морского бизнеса с инспектирующими в сфере экологии органами. Нет нужды...
Альтернатива для судовладельца. Чем заменить углеводородное судовое топливо? Как известно, Международная морская органи...
Тендер по выбору подрядчика (далее — Консультант) для подготовки ТЭО и конкурсной документации проекта концессии железнодорожно-паромног...
- О чем писали морские СМИ в декабре 20202021.01.28
Мировые судоходные новости в декабре были объединены общими трендами и тенденциями, которые USM совместно с Андреем Нетребенко, менеджер...
- О чём писали морские СМИ в ноябре2020.12.30
USM вместе с Международной юридической службой Interlegal подготовили обзор главных событий в мировом шиппинге за прошедший год. Ноябрь –...
Вопрос создания и эффективной работы национальной комиссии по регулированию тарифов и цен на транспорте давно и очевидно перезрел. ...
- Виртуализация рынка морских перевозок2020.08.04
Электронное будущее судоходства Будущее становится настоящим быстрее, чем нам кажется. Автономное судно без единого человека на борту – у...
- Новая жизнь портов2020.07.23
У жёсткого карантина и удалённой работы есть свои преимущества. Так, специалисты портовой практики компании приняли участие в серии вебинаро...