24/7

Проект Методики портовых сборов нуждается в доработке

17 апреля : ru 21 18 апреля : ru 5 16 апреля : ru 3 всего: 8116.04.20

13 апреля 2020 Министерством инфраструктуры Украины был опубликован проект Методики расчета размеров ставок портовых сборов. Цель обнародования базировалась на основе высокой цели - обсуждение с бизнесом.
Вспоминая историю, которая стала предпосылкой для разработки такого проекта, становится понятным для чего нужно обсуждать указанные вопросы с бизнесом. Так, 6 февраля 2020 Антимонопольный комитет Украины принял решение, которым признал действия Министерства инфраструктуры Украины по установлению размеров ставок портовых сборов и скидок к ним при отсутствии утвержденной Методики расчета таких сборов нарушением законодательства о защите экономической конкуренции в виде антиконкурентных действий органа власти, которые могут привести к искажению конкуренции.

Одним из основных пунктов решения АМКУ было возложение на Министерство инфраструктуры Украины обязанности по разработке и утверждению прозрачной и недискриминационной методики расчета размеров ставок портовых сборов.

Проанализировав проект прозрачной и недискриминационной методики можем выделить следующие моменты:
Определяется, что ставка портового сбора - плата, взимаемая за единицу валовой вместимости судна или единицу плавучего средства в пользу получателя портовых сборов для образования источника покрытия плановых операционных расходов, а также плановых капитальных инвестиций (новое строительство, реконструкция, техническое переоснащение, капитальный ремонт основных средств) и которая определяется согласно этой Методике (ст. 2 Глава 1).
Расчет размеров ставок портовых сборов осуществляется в соответствии с запланированным объемом перевозки грузов, экономически обоснованных операционных расходов, определенных на основании государственных и отраслевых нормативов и норматива рентабельности. 

Основной идеей, которая виднеется в разрезе новой Методики, усматривается описание расходов, на покрытие которых будут использоваться средства, уплаченные в рамках конкретного сбора в конкретном порту Украины.

Например, если говорить о самом популярном портовом сборе - корабельном, то отмечается, что им будут покрываться плановые операционные расходы на содержание портовой инфраструктуры с учетом доли средств от корабельного сбора на финансирование мероприятий по обеспечению функционирования и развития национальной системы поиска и спасания в морском поисково-спасательном районе Украины (п. 1 ст. 14 раздела 2).

Таким образом, получатели портовых сборов должны предоставить расчеты, по которым установить объем финансирования мероприятий по обеспечению функционирования и развития национальной системы поиска и спасания в морском поисково-спасательном районе Украины в их регионе и соотношение указанных действий к установленной ставке корабельного сбора.

Вообще, указанная методика сразу обращает внимание большим количеством составляющих расчетов, формул и значительным объемом.

Из нашей практики это далеко не всегда является плюсом, поскольку позволяет «скрыть» основное содержание за тяжелыми фразами и количеством бумаги.
Проанализировав новую Методику расчета размеров ставок портовых сборов, остается совершенно непонятным, будут ли они конкурентно-прозрачными или продолжат сложившуюся антиконкурентную практику.
Направление действий, тем не менее, кажется верным, поскольку ставит получателей портовых сборов в рамки, по которым те должны рассчитывать и обосновывать размер портового сбора в каждом порту отдельно в зависимости от реальных расходов, которые должны осуществляться.

Стоит отметить, что возможные изменения произойдут не сразу, поскольку предполагается, что обновленные ставки будут действовать с 1 января 2021 (при условии, что новая методика будет принята в 2020).
Предполагается, что пересмотр размеров ставок портовых сборов происходит не реже одного раза в три года. В случае отклонения более 10 процентов показателей, отраженных в отчетности, от показателей, которые были использованы при расчете ставок портовых сборов, пересмотр осуществляется в году, следующем за годом, в котором выявлены такие отклонения. Пересмотр размеров ставок портовых сборов может быть инициирован получателем портовых сборов.
Таким образом, в случае принятия указанной Методики, уже в новом году мы сможем увидеть реальное направление действия в сфере установления ставок портовых сборов, а к указанному времени получатели портовых сборов должны активно считать (читайте высчитывать) собственные показатели, для обоснования собственных ставок портовых сборов.

Помните, что команда Interlegal активно следит за изменениями в указанной сфере и всегда готова помочь в случае нарушения против Вас антиконкурентного законодательства.

Специально для издания Порты Украины

 

Авторы:

  • Виртуализация рынка морских перевозок2020.08.04

    Электронное будущее судоходства Будущее становится настоящим быстрее, чем нам кажется. Автономное судно без единого человека на борту – у...

    подробнее
  • Новая жизнь портов2020.07.23

    У жёсткого карантина и удалённой работы есть свои преимущества. Так, специалисты портовой практики компании приняли участие в серии вебинаро...

    подробнее
  • Ситуация с поднятием танкера "Делфи"2020.06.29

    Ситуация с танкером "Делфи", потерпевшим крушение в ночь на 22 ноября 2019 года, длительное время является предметом обсуждения одесситов и...

    подробнее
  • По косточкам: разбираем проект о портовых сборах2020.05.26

    10 апреля 2020 года Мининфраструктуры разместило на своем официальном веб-сайте проект Методики расчёта размеров ставок портовых сборов, взи...

    подробнее
  • Своды обычаев и аресты судов: что нового в законе о ВВТ2020.05.22

    Верховной Радой Украины в первом чтении принят законопроект «О внутреннем водном транспорте» № 1182-1-д от 17.01.2020.  Особый интер...

    подробнее
  • Проект Методики портовых сборов нуждается в доработке2020.04.16

    13 апреля 2020 Министерством инфраструктуры Украины был опубликован проект Методики расчета размеров ставок портовых сборов. Цель обнародова...

    подробнее
  • Можно ли взыскать убытки портовым операторам?2019.10.15

    Портовые операторы, осуществляющие хозяйственную деятельность в морских портах, имеют право на взыскание с Администрации морских портов Укра...

    подробнее
  • Endgame или дорога возможностей?2019.05.24

    2019 год стал финальным в 10-летней эпопее шедевра «Марвел». Украина вместе со всем миром следила за кассовыми сборами «Мстителей 4» (в ориг...

    подробнее
  • Законопроект "О концессиях"2018.05.10

    Как для государственного и коммунального, так и для частного секторов реализация концессионных проектов все больше и больше актуализируется....

    подробнее
  • Закон о приватизации: При чём тут порты?2018.02.02

    18 января Верховная Рада приняла Закон "О приватизации государственного и коммунального имущества". Какие изменения он несёт морским портам...

    подробнее