24/7

Проект Методики портовых сборов нуждается в доработке

17 апреля 2020 г.: ru 21 18 апреля 2020 г.: ru 5 16 апреля 2020 г.: ru 3 всего: 9516.04.20

13 апреля 2020 Министерством инфраструктуры Украины был опубликован проект Методики расчета размеров ставок портовых сборов. Цель обнародования базировалась на основе высокой цели - обсуждение с бизнесом.
Вспоминая историю, которая стала предпосылкой для разработки такого проекта, становится понятным для чего нужно обсуждать указанные вопросы с бизнесом. Так, 6 февраля 2020 Антимонопольный комитет Украины принял решение, которым признал действия Министерства инфраструктуры Украины по установлению размеров ставок портовых сборов и скидок к ним при отсутствии утвержденной Методики расчета таких сборов нарушением законодательства о защите экономической конкуренции в виде антиконкурентных действий органа власти, которые могут привести к искажению конкуренции.

Одним из основных пунктов решения АМКУ было возложение на Министерство инфраструктуры Украины обязанности по разработке и утверждению прозрачной и недискриминационной методики расчета размеров ставок портовых сборов.

Проанализировав проект прозрачной и недискриминационной методики можем выделить следующие моменты:
Определяется, что ставка портового сбора - плата, взимаемая за единицу валовой вместимости судна или единицу плавучего средства в пользу получателя портовых сборов для образования источника покрытия плановых операционных расходов, а также плановых капитальных инвестиций (новое строительство, реконструкция, техническое переоснащение, капитальный ремонт основных средств) и которая определяется согласно этой Методике (ст. 2 Глава 1).
Расчет размеров ставок портовых сборов осуществляется в соответствии с запланированным объемом перевозки грузов, экономически обоснованных операционных расходов, определенных на основании государственных и отраслевых нормативов и норматива рентабельности. 

Основной идеей, которая виднеется в разрезе новой Методики, усматривается описание расходов, на покрытие которых будут использоваться средства, уплаченные в рамках конкретного сбора в конкретном порту Украины.

Например, если говорить о самом популярном портовом сборе - корабельном, то отмечается, что им будут покрываться плановые операционные расходы на содержание портовой инфраструктуры с учетом доли средств от корабельного сбора на финансирование мероприятий по обеспечению функционирования и развития национальной системы поиска и спасания в морском поисково-спасательном районе Украины (п. 1 ст. 14 раздела 2).

Таким образом, получатели портовых сборов должны предоставить расчеты, по которым установить объем финансирования мероприятий по обеспечению функционирования и развития национальной системы поиска и спасания в морском поисково-спасательном районе Украины в их регионе и соотношение указанных действий к установленной ставке корабельного сбора.

Вообще, указанная методика сразу обращает внимание большим количеством составляющих расчетов, формул и значительным объемом.

Из нашей практики это далеко не всегда является плюсом, поскольку позволяет «скрыть» основное содержание за тяжелыми фразами и количеством бумаги.
Проанализировав новую Методику расчета размеров ставок портовых сборов, остается совершенно непонятным, будут ли они конкурентно-прозрачными или продолжат сложившуюся антиконкурентную практику.
Направление действий, тем не менее, кажется верным, поскольку ставит получателей портовых сборов в рамки, по которым те должны рассчитывать и обосновывать размер портового сбора в каждом порту отдельно в зависимости от реальных расходов, которые должны осуществляться.

Стоит отметить, что возможные изменения произойдут не сразу, поскольку предполагается, что обновленные ставки будут действовать с 1 января 2021 (при условии, что новая методика будет принята в 2020).
Предполагается, что пересмотр размеров ставок портовых сборов происходит не реже одного раза в три года. В случае отклонения более 10 процентов показателей, отраженных в отчетности, от показателей, которые были использованы при расчете ставок портовых сборов, пересмотр осуществляется в году, следующем за годом, в котором выявлены такие отклонения. Пересмотр размеров ставок портовых сборов может быть инициирован получателем портовых сборов.
Таким образом, в случае принятия указанной Методики, уже в новом году мы сможем увидеть реальное направление действия в сфере установления ставок портовых сборов, а к указанному времени получатели портовых сборов должны активно считать (читайте высчитывать) собственные показатели, для обоснования собственных ставок портовых сборов.

Помните, что команда Interlegal активно следит за изменениями в указанной сфере и всегда готова помочь в случае нарушения против Вас антиконкурентного законодательства.

Специально для издания Порты Украины

 

Авторы: