Провалы земельного законодательства
В 1992 году был принят Закон Украины "О формах собственности на землю". Им было признано право частной собственности на землю, которое теперь защищает и Конституция Украины.
Однако в период новейшей истории оборот земли серьезно ограничили. Наиболее резонансным решением стал
сельскохозяйственного назначения, предусмотренный в п. 15 Переходных положений (разд. Х) Земельного кодекса Украины. Эти ограничения, введенные впервые в 2001 году, несколько видоизменялись, но основной их смысл остался прежним. Он представляется уже столь устоявшимся, что часто мы просто говорим "мораторий" и понимаем, о чем речь.Разделение земель по признаку целевого использования — один из основных принципов современного украинского земельного права. Этот признак столь фундаментален, что отдельная часть земельного права строится в основном в соответствии с ним.
В ст. 19 Земельного кодекса выделяют следующие категории земель:
а) земли сельскохозяйственного назначения;
б) земли жилищной и общественной застройки;
в) земли природно-заповедного и другого природоохранного назначения;
г) земли оздоровительного назначения;
ґ) земли рекреационного назначения;
д) земли историко-культурного назначения;
е) земли лесохозяйственного назначения;
є) земли водного фонда;
ж) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.
При этом в теории, например, отсутствует единое понимание категорий "основное целевое назначение", "целевое назначение" земли. А на практике разделение земель по целевому признаку вообще является источником коррупции.
Проблема определения целевого назначения земли видна из положений ч. 1, 2 ст. 22 Земельного кодекса: "Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, осуществления сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятельности, размещения соответствующей производственной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, или предназначенные для этих целей".
Получается, что к землям сельскохозяйственного назначения относятся как сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и залежи), так и несельскохозяйственные, то есть земли, которые могут и не иметь целевого назначения в сельскохозяйственной сфере. Например, хозяйственные пути и прогоны, полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения (кроме отнесенных к землям лесного фонда), земли под хозяйственными зданиями и дворами, земли под инфраструктурой оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, земли временной консервации и пр. Законодательством заложена бомба замедленного действия — земли, отведенные для сельского хозяйства, и есть земли сельскохозяйственного назначения.
Некоторую ясность могут внести дополнительные критерии, содержащиеся в ч. 2 ст. 22 Земельного кодекса. Действительно, что такое пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и залежи, хорошо известно специалистам сельского хозяйства, однако нормативное определение многих этих категорий отсутствует.
Такая правовая неопределенность может пагубно сказаться на экономике, поскольку ставка земельного налога в несколько, а то и в десятки раз отличается по различным категориям сельскохозяйственных угодий. Кроме того, отнесение к сельскохозяйственным землям несельскохозяйственных угодий, как уже отмечалось, — это явное противоречие. Особенно сомнительно отнесение к категории сельскохозяйственных земель временной консервации. И мораторий распространяется на все эти ресурсы.
Согласно п. 15 разд. Х Земельного кодекса: "До вступления в силу закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, но не ранее 1 января 2019 года, не допускается:
а) купля-продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, кроме изъятия (выкупа) их для общественных нужд;
б) купля-продажа или иным способом отчуждение земельных участков и изменение целевого назначения (использования) земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства, земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) для ведения личного крестьянского хозяйства, а также земельных долей (паев), кроме передачи их в наследство, обмена земельного участка на другой земельный участок согласно закону и изъятия (выкупа) земельных участков для общественных нужд, а также кроме изменения целевого назначения (использования) земельных участков с целью их предоставления инвесторам — участникам соглашений о разделе продукции для осуществления деятельности по таким сделкам.
Купля-продажа или иным способом отчуждение земельных участков и земельных долей (паев), определенных подпунктами "а" и "б" настоящего пункта, вводится при условии вступления в силу закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, но не ранее 1 января 2019 года.
Сделки (в том числе доверенности), заключенные во время действия запрета на куплю-продажу или другим способом отчуждение земельных участков и земельных долей (паев), определенных подпунктами "а" и "б" этого пункта, в части их купли-продажи и иным способом отчуждения, а также в части передачи прав на отчуждение этих земельных участков и земельных долей (паев) на будущее являются недействительными с момента их заключения (удостоверения)".
Конечно, можно еще привести положения п. 14: "До вступления в силу закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, но не ранее 1 января 2019 года, запрещается внесение права на земельную долю (пай) в уставные капиталы хозяйственных обществ". Однако эти положения включаются в запрещения, предусмотренные в следующем, 15-м пункте.
В общем, можно легко заметить, что нормы моратория весьма некачественно прописаны с технической точки зрения. Они даже неточно сформулированы, поскольку об изъятии земель государственной и коммунальной собственности для общественных нужд речь идти вообще не может. Лазейку для преодоления моратория можно найти в заключении договора мены земельных участков с доплатой. Однако все это детали. Главное — это нарушение прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Украины и международными договорами Украины, а именно: ст. 1 Протокола №1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.
Мораторий очевидно нарушает Конституцию Украины, а именно:
— ч. 4 ст. 13 обеспечивает равенство прав всех субъектов права собственности и хозяйствования;
— ч. 2 ст. 14 гарантирует право собственности на землю;
— ч. 2 ст. 22 гарантирует невозможность отмены прав и свобод;
— ч. 3 ст. 22 не допускает ущемления прав и свобод, в частности, в результате принятия новых законов или внесения поправок в уже действующие законы;
— ч. 1 ст. 24 обеспечивает равенство прав граждан перед законом;
— ч. 1 ст. 41 обеспечивает право каждого владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью;
— ч. 4 ст. 41 объявляет право частной собственности нерушимым.
Это лишь примерный перечень конституционных нарушений, которые вытекают из моратория. Можно ли говорить о гарантировании права собственности на землю? О равенстве прав граждан Украины перед законом?
Конечно, законодательство Украины несовершенно и требует изменений. Противоправность, вред для экономики, социальной сферы и будущего Украины действующих законодательных норм не вызывают сомнений.
Як ми вже неодноразово писали, базис поставки CIF є одним із одинадцяти міжнародних торгових термінів (Інкотермс), створених Міжнародною...
- Certificate is final as to quality...2023.12.13
Таке формулювання нерідко зустрічається у торгових контрактах. У цій статті ми розглянемо, якою є реальна сутність такого положення....
Досить часто трапляється так, що сторони уклали торговий контракт, і, не дочекавшись настання терміну виконання зобов'язання, одна зі ст...
Вирішення питань демереджу та інших конфліктних ситуацій, де сума спору є відносно невеликою, може бути справжньою дилемою для учасників...
Під час виконання торгових контрактів CIF/CFR покупці часто просять у продавця видати більше одного комплекту коносаментів, кожен з яких...
Застереження про “extension”, що дає право одній із сторін контракту подовжувати термін поставки товару, часто можна зустріти у контракт...
- Interlegal Trade digest Q4 20222023.01.16
Електронна печатка FOSFA для сертифікатів аналізів Федерація асоціацій торгівлі олійними культурами, насінням та жирами (FOSFA) спро...
Федерація асоціацій торгівлі олійними культурами, насінням і жирами (FOSFA) спростила спосіб отримання офіційної печатки FOSFA Internati...
- Interlegal Trade digest Q3 20222022.09.22
Як правильно ініціювати арбітраж GAFTA одночасно за кількома контрактами (судова практика) Не рідко буває, що сторони укладають ряд о...
- Interlegal digest - TRADE2022.02.10
GAFTA опубликовала арбитражную статистику. Теперь можно более точно спрогнозировать, сколько времени и расходов потребует арбитражное разбир...