24/7

Риски контейнерных перевозок в современной торговле

31 октября 2017 г.: ru 2 1 ноября 2017 г.: ru 2 2 ноября 2017 г.: ru 2 всего: 193918.10.17

На сегодняшний день одним из самых популярных бизнес направлений в Украине является международная торговля. Ежедневно заключаются международные контракты, а, соответственно, возникают и вопросы их исполнения, ключевая роль в которых отводится вопросам транспортировки и доставки товара покупателю.

На первый взгляд, все достаточно просто: в закупочном контракте необходимо лишь распределить обязательства сторон по организации и оплате доставки товара. При более близком рассмотрении все обстоит несколько сложнее, поскольку, помимо покупателя и продавца, в процессе исполнения контракта появляется еще одно независимое лицо — перевозчик.

На данный момент широкое распространение получил такой вид перевозок грузов как линейные контейнерные перевозки. Транспортировка груза в контейнерах достаточно привлекательна: это, в первую очередь, относительно небольшая стоимость перевозки, к тому же — возможность транспортировки груза небольшими партиями. Но, при всей привлекательности линейных перевозок, нельзя не учитывать того фактора, что на практике этот процесс имеет свою специфику и сопряжен с определенными коммерческими рисками, как для перевозчиков, так и для их клиентов — покупателей и продавцов по торговым контрактам.

Так как основным направлением деятельности компании Interlegal является оказание юридических услуг в сфере транспорта, шиппинга и международной торговли, мы не понаслышке знаем о тех рисках, с которыми приходится сталкиваться нашим клиентам при взаимодействии с линейными перевозчиками контейнерных грузов, а также о том, какие финансовые сложности сопровождают деятельность линейных перевозчиков.

Предлагаем ознакомиться с ними на примерах из нашей недавней практики.

Задержка в отгрузке груза

При заключении торговых контрактов большое значение имеют сроки поставки товара и осуществление оплаты. Если говорить о сроках поставки, заключая торговый контракт, стороны иногда согласовывают два вида сроков: срок отгрузки товара (как правило — это основной срок, к которому могут быть привязаны условия оплаты за товар), и срок доставки товара в порт выгрузки (необходимость согласования сроков доставки товара в страну назначения, как-правило, вызвана ограничениями, которые может устанавливать страна импорта для конкретного вида товара).

Одним из преимуществ линейных контейнерных перевозок является привязка к определенному расписанию захода судов, которое находится в свободном доступе на сайте линейных перевозчиков и их агентов. Ориентируясь на расписание и информацию о сроках доставки грузов, поставщик может определиться и со сроками, которые согласовываются в торговом контракте. Однако не стоит забывать о возможности наступления форс-мажорных обстоятельств, а также об «особых условиях» работы линейных перевозчиков.

Если обратиться к условиям перевозки (Terms&Conditions), а также к многочисленным оговоркам, которые сопровождают процесс букирования перевозки, как правило, линейные перевозчики не несут ответственность за изменения в расписании захода судов и не отвечают за сроки прибытия судна в порт выгрузки. Вся представленная для удобства Клиента информация носит лишь ориентировочной характер.

Пример из практики.

Один из наших клиентов заключил контракт на поставку зерновой продукции молдавского происхождения. Учитывая финансовые ограничения на ввоз зерновой продукции, которые вступали в силу в стране импорта с марта 2017 г., стороны согласовали, что отгрузка товара должна быть осуществлена в период 01-31 января 2017 г. В качестве подтверждения поставщик обязан был предоставить бортовой линейный коносамент. Помимо обязательства осуществить отгрузку товара в согласованный срок, поставщик гарантировал и определенный срок доставки товара в порт выгрузки.

Трейдеры, заключающие контракты на базе английского права, знают, что несоблюдение гарантированных сроков доставки дает покупателю полное право объявить поставщика в дефолт, отказаться от оплаты груза и требовать возмещения понесенных убытков (разница в цене, оплата пошлины, дополнительный фрахт/хранение и т.д.) Ориентируясь на информацию, предоставленную линейным перевозчиком, поставщик букировал место на судне, стафировал груз в контейнеры и в середине января разместил их на терминале в порту отгрузки (порт Джурджулешты, Молдавская Республика).

Поскольку указанные события происходили в зимний период, ввиду плохих погодных условий навигация на реке Дунай была остановлена, и отгрузка груза на борт судна не могла произойти своевременно. Соответственно в выдаче бортовых коносаментов перевозчик отказал. Было очевидно, что к согласованному сторонами сроку груз в порт выгрузки прибыть не успеет.

Казалось бы такая ситуация может расцениваться как форс-мажор, но, во-первых поставщик имел возможность осуществить отгрузку в более ранние сроки, до остановки навигации. А во-вторых, условиями торгового контракта не было предусмотрено, что отгрузка должна происходить исключительно из порта Джурджулешты.

Следует также обратить внимание на условия торгового контракта. В данном случае контракт был заключен на базе одной из стандартных проформ ГАФТА, в которой установлен определенный порядок, перечень основания и сроки для объявления обстоятельств форс-мажора. В рассматриваемом нами случае предусмотренная контрактом оговорка не рассматривала ухудшение погодных условий, как обстоятельство форс-мажора. Кроме того, поставщик своевременно не информировал покупателя о наличии независящих от него препятствий в отгрузке груза.

Несмотря на ряд неблагоприятных ситуаций и не совсем выгодные для поставщика условия торгового контракта, благодаря грамотной переписке и проведенным переговорам, ситуацию удалось разрешить в пользу поставщика.

Отказ от груза/простой/удержание

Простой груза в порту выгрузки, наверное, — наиболее распространенный риск, с которым сталкиваются грузовладельцы и клиенты линейного перевозчика. Причины простоя могут быть различны, но, в основном, они сводятся к тому, что какая-либо из сторон удерживает документы на груз, либо предполагаемый получатель, сославшись на некие нарушения торгового контракта, объявляет о его расторжении и отказе от груза.

В наших статьях мы не раз рассказывали о специфике работы линейных перевозчиков и том почему, к примеру, на отправителя груза может быть возложена полная ответственность за простой груза в порту выгрузки. Как правило, условия перевозки любого линейного перевозчика содержат такое понятие как «Merchant» (или торговец/клиент) под которым понимается отправитель и получатель груза по коносаменту, держатель документов на груз, лицо, которое осуществляло букирование места на судне, (например, экспедитор). Все лица, которые согласно условиям перевозки относятся к категории «Merchant», несут финансовые обязательства перед перевозчиком.

Цель перевозчика проста — максимально расширить перечень лиц, которые отвечают перед ним за оплату стоимости перевозки (фрахта), простоя груза и т.д.

Важно учитывать, что контракт на перевозку груза и контракт на поставку товара — это два разных договора, условия которых не всегда идентичны.

Так, по запродажному контракту, в зависимости от согласованного базиса поставки, риски и связанные с грузом расходы могут перейти к покупателю с момента отгрузки груза на борт судна и выдачи коносамента. Вместе с тем, переход рисков по запродажному контракту не снимает с поставщика, если он указан как отправитель по коносаменту, ответственность перед линейным перевозчиком за оплату простая груза в порту выгрузки.

Условия запродажного контракта перевозчику неизвестны, соответственно, все свои требования и претензии предъявляются им к одному или к каждому, кто, по мнению перевозчика, является стороной договора линейной перевозки груза.

Всем, кто сталкивается с процессом контейнерной перевозки грузов хорошо известно, что условия линейной перевозки предусматривают свободный период нахождения груза в порту выгрузки — когда дополнительная плата за нахождение груза в порту не начисляется. С истечением свободного периода простой начисляется ежедневно.

Если речь идет об отказе от груза со стороны покупателя, что в практике трейда бывает достаточно часто, именно на отправителя груза по коносаменту могут быть возложены обязательства по оплате простоя груза за весь период пока вопрос не будет разрешен. Очень часто начисленный перевозчиком простой может в несколько раз превышать стоимость груза.

На чаше весов оказывается непростой выбор: либо бросить груз, попав при этом в черный список перевозчика, либо осуществить оплату, сохранив репутацию и возможность дальнейшего сотрудничества.

Справедливости ради, следует отметить, что линейные перевозчики иногда готовы идти на уступки и предоставлять дисконты на сумму простоя, но процесс предоставления дисконта четко не урегулирован и происходит избирательно.

В нашей практике был случай, когда наш клиент, попав в подобную ситуацию, и уже не рассчитывая получить какую-либо прибыль от продажи товара, при условии предоставления дисконта готов был покрыть большую часть простоя. После длительного процесса переговоров, в основу которых была положена позиция клиента, дисконт был предоставлен.

Невыдача груза перевозчиком

Еще одна категория рисков — это невыдача груза перевозчиком. В данном случае речь идет не об удержании груза перевозчиком, а именно о невыдаче груза в связи с отсутствием титульных документов на груз. Как известно, основной документ, который издает линейный перевозчик, — это линейный коносамент. Помимо подтверждения принятия груза к перевозке, а также наличия и содержания договора перевозки груза, именно коносамент является титульным документом на груз, при предъявлении которого, перевозчик выдает груз.

К сожалению, сторонам торговых контрактов правила получения груза от линейного перевозчика известны не всегда. По этой причине в некоторых торговых контрактах можно встретить оговорку о том, что основным документом, против которого осуществляется оплата за товар, является копия коносамента, в котором покупатель указан как получатель груза.

В результате — деньги за товар оплачены, а оригинал документа, против которого можно получить груз, отсутствует. В таких случаях оперативно защитить интересы оплатившего груз лица весьма не просто. Однако важно не допустить возврата груза в порт отгрузки (в нашей практике встречались подобные попытки со стороны недобросовестного поставщика) и правильно провести переговоры с контрагентом.

Риски линейного перевозчика

Несмотря на то, что линейные перевозчики более защищены от финансовых рисков вследствие их монопольного положения на рынке и достаточно жесткого регулирования процесса перевозки, перевозчик тоже несет определенные финансовые риски в связи с неоплатой за перевозку груза и неоплатой простоя залежалых грузов.

Наряду с иными выгодными для перевозчика условиями, правила перевозки закрепляют его право преследовать своих клиентов—должников практически в любой удобной юрисдикции. Тем не менее, различие правовых систем и не вполне правильное понимание специфики работы линейных перевозчиков, делают вопрос защиты интересов перевозчика в Украине весьма непростым.

Один из недавних примеров нашей практики — дело, которое, с одной стороны, служит предмет нашей гордости, потому что нам удалось, пройдя все судебные инстанции, отстоять украинскую юрисдикцию и возможность защиты интересов индийского перевозчика в Украине, а, с другой стороны, — пример того, насколько для перевозчика важны детали и правильное оформление документов при работе с клиентами.

Индийский перевозчик по поручению своего клиента выполнил серию перевозок по доставке специализированного груза в контейнерах. Перевозка осуществлялась с территории Индии на территорию Украины посредством привлечения нескольких линейных перевозчиков. Вместе с тем, контейнеры, в которых перевозился груз, принадлежала индийскому перевозчику. В качестве подтверждения принятия груза к перевозке были выданы домашние коносаменты, в которых заказчик перевозки фигурировал в качестве получателя. На момент доставки груза в Украину часть фрахта оплачена не была, в связи с чем перевозчик намеревался удержать груз до осуществления полной оплаты. Однако получатель не только не спешил оплачивать долг, но и не проявлял интереса к грузу. Принадлежащие перевозчику контейнеры с грузом заказчика простояли на терминале более года. На момент обращения в компанию Interlegal размер платы за сверхнормативное использование контейнеров составил более $1 000 000.

Следует отметить, что в период простоя груза перевозчик не бездействовал. На протяжении всего времени нахождения груза на терминале перевозчик вел переговоры с должником и заручился гарантийными письмами о полной уплате фрахта. Груз был выдан. В гарантийных письмах должник признавал, что он является получателем груза по коносаментам, а также гарантировал полную оплату фрахта и простоя. Однако при составлении гарантийных писем клиентом была упущена одна существенная деталь — конкретные суммы, подлежащие уплате перевозчику, не были указаны.

По результатам рассмотрения дела украинский суд сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска. В основу позиции суда были положены следующие доводы:

  • в коносаменте не указана сумма фрахта, а также не сделана ссылка на иной документов, устанавливающий размер фрахта;
  • судом не может быть принята во внимание электронная переписка сторон, в которой согласовывались ставки фрахта с перевозчиком;
  • демередж — это простой судна. Такое понятие как контейнерный демередж в украинском законодательстве отсутствует, и, соответственно, контейнерный демередж не подлежит взысканию.

Помимо непонимания сути и оснований для начисления платы за простой и сверхнормативное использование контейнерного оборудования (демередж/детеншн), украинским судам непросто принять и тот факт, что условия линейной перевозки груза по устанавливаются в договоре, по своей правовой природе относящемуся к договору присоединения, то есть договору, условия которого установлены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах. При этом другая сторона не имеет права предложить свои условия такого договора.

К сожалению, в связи с непониманием специфики работы линейных перевозчиков и нежеланием отдельных представителей судебной системы идти в ногу со временем нам довольно часто приходится сталкиваться со схожей позицией судов. Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что риск является неотъемлемым спутником торговой деятельности. И это нормально. Ведь даже из учебников известно, что коммерческая деятельность — это деятельность на свой риск. Полностью нивелировать риски, наверное, невозможно, но вот минимизировать их нам с вами под силу, и главным оружием в этом деле является глубокое понимание специфики торговли, ведь кто предупрежден, тот вооружен. А управление рисками — одна из важнейших задач любого предпринимателя.

Опубликовано в журнале «Транспорт»

Авторы: