Сухой порт. Особенности и организация работы
Увеличение объема контейнерных перевозок, нехватка мест на терминалах морских портов, а также растущая загруженность подъездных путей, обслуживающих портовые терминалы, стали катализаторами для появления логистических центров на суше, так называемых «сухих портов», или логистических хабов.
Сухой порт, или логистический хаб – это мультимодальный логистический центр с развитой инфраструктурой, которая позволяет владельцу груза пользоваться всеми преимуществами морского порта на суше.
На базе одного логистического центра грузовладелец может получить целый комплекс услуг по обработке груза, включая:
• обработку и хранение грузов;
• стафировку и расстафировку грузов в контейнеры;
• обработку и хранение навалочных грузов;
• таможенное оформление, досмотр, упаковку, маркировку;
• ремонт контейнерного оборудования и транспорта;
• транспортно-экспедиционные услуги;
• банковские / страховые / финансовые услуги;
• бронирование транспорта / брокерские услуги;
• перегрузку груза на иные виды транспорта и даже доставку груза в конечный пункт назначения.
Учитывая потенциал для повышения эффективности и рентабельности перевозок, а также возможность объединения доступа к автомагистралям и железным дорогам, наряду с получением услуг по таможенной обработке, складированию и распределению грузов сухие порты привлекают все больший интерес бизнеса.
Исторически, обращаясь к опыту европейских государств, основной целью сухих портов служила разгрузка мощностей портов и улучшение экологической ситуации.
На сегодняшний день, помимо указанных выше функций, сухие порты также играют значительную роль в стимулировании смены видов транспорта.
Благодаря созданию и функционированию сухих портов происходит переориентация и смена видов транспорта, который используется для внутренних перевозок. Исключительно автоперевозки как способ перевозки грузов внутри страны заменяются миксом железнодорожных и автомобильных перевозок. Благодаря принятию закона о внутреннем водном транспорте есть устойчивая тенденция и интерес к перевозкам грузов внутренними водными путями. В свою очередь, выбор и разнообразие внутренних видов транспорта положительно влияют и на ставки перевозки и доставки груза до двери.
Международный опыт
Тенденция увеличения количества сухих портов распространена по всему миру. Например, в настоящее время в Европе действует более 250 сухих портов, которые не только являются удаленными терминалами морских портов, но и обслуживают внутренние районы стран, расположенные вдали от береговой линии. Ввиду высокого уровня развития железнодорожного, автомобильного и внутреннего водного сообщения на территории Европы создание сухих портов является более чем оправданным. Таким образом, вектор конкурентоспособности морских портов смещается в сторону наиболее выгодного осуществления интермодальных перевозок.
Также активно используется модель сухих портов и в странах Азии и Тихого океана. Более того, Экономической и социальной комиссией Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана подготовлено Межправительственное соглашение о сухих портах, ратифицированное 16 странами, которое охватывает 248 сухих портов в субрегионах ЭСКАТО.
Данное соглашение содержит единое определение сухого порта международного значения, определяет сеть существующих и потенциальных сухих портов, имеющих значение для международных транспортных операций, и предлагает руководящие принципы их развития и функционирования. Ключевой принцип, лежащий в основе разработки соглашения, заключался в том, что оно приведет к согласованности между портами с точки зрения предоставляемых ими услуг, их местоположения по отношению к центрам торговли и их транспортных связей.
Законодательное регулирование в Украине
В Украине вопросы деятельности и правового статуса сухих портов отдельно не регулируются. Вместе с тем, не так давно в первом чтении принят проект Закона Украины «О мультимодальных перевозках», который затрагивает вопрос мультимодального терминала.
Законопроект определяет мультимодальный терминал как производственно-перегрузочный комплекс любой формы собственности, который используется при смешанной перевозке для изменения видов транспорта, выполнения операций погрузки, разгрузки, хранения грузов и т.д.
Мультимодальные терминалы могут находиться на территории железнодорожных станций и других объектов железнодорожного транспорта, аэропортов, морских и речных портов, но не входят в пределы пунктов пропуска (пунктов контроля) через государственную границу Украины. В мультимодальных терминалах могут создаваться зоны таможенного контроля для выполнения таможенных формальностей.
На мультимодальных терминалах при осуществлении международных мультимодальных перевозок создаются таможенные склады, склады временного хранения и грузовые таможенные комплексы.
При этом существует мнение, что мультимодальный терминал и сухой порт – это исключительно разные понятия, и главным признаком сухого порта является то, что он имеет общую территорию с морским портом и один пункт пропуска с основным портом. Именно это обеспечивает свободу перемещения грузов в разных таможенных режимах с морского порта в сухой порт для осуществления дальнейших операций с грузом.
Учитывая, что в настоящее время понятие «сухой порт» является теоретическим и не закреплено в законодательстве, этот вопрос остается открытым.
Организация работы сухого порта
Несмотря на местонахождение сухого порта, оператор сухого порта должен решить вопрос о земельном участке, на котором будет находиться объект, позаботиться об инфраструктуре, включая технику, склады, возможно, получить статус таможенного лицензионного склада, определить статус пользования железнодорожными подъездными путями и автомагистралями, сопроводив это надлежащей договорной базой.
Земля
При возникновении идеи создания и развития логистического хаба, прежде всего, необходимо озадачиться вопросом места размещения такого центра и статуса земельного участка, на котором он будет размещен.
При оформлении прав на земельный участок важно помнить о целевом назначении, правовом статусе, наличии обременений/ограничений по использованию земли и особенностях процедуры получения земельного участка в собственность или в пользование.
Например, для получения в пользование земельных участков, которые находятся в государственной собственности, необходимо проводить аукционы в соответствии с Законом Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества».
Для ответа на эти и многие другие вопросы целесообразно провести детальный юридический и технический анализ (due diligence) как земельного участка, так и объектов, которые на нем расположены.
Как правило, помимо общего анализа имеющихся правоустанавливающих документов и наличия оснований для получения земли и объектов в пользование, стоит позаботиться о вопросах проверки инвентаризации, границ земельного участка, нивелировать риски, связанные с возможными имущественными правами на эти объекты у третьих лиц.
Инфраструктура
Надлежащее функционирование сухого порта невозможно без складских объектов и техники. Все эти объекты могут быть приобретены (в собственность, аренду) или построены собственными силами, в том числе за счет привлеченных кредитных средств.
Получение статуса ТЛС
Не менее важным и достаточно комплексным вопросом является открытие и получение статуса таможенного лицензионного склада (ТЛС), который предназначен для хранения не очищенных от таможенной пошлины товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины.
Собственники ТЛС обязаны иметь лицензию на хранение и обработку материальных объектов, находящихся под контролем таможенных служб. Кроме того, оснащение таможенно-лицензионного склада в Украине должно соответствовать жестким требованиям ГОСТ. Необходимо обеспечить свободный доступ лиц, осуществляющих таможенный контроль, ко всем грузам в помещении. Особое внимание следует уделить материально-технической базе, поскольку оборудование ТЛС подвергается строжайшим проверкам со стороны ответственных служб.
Подъездные пути и отношения с УЗ
Учитывая специфику работы сухого порта, необходимо правильно организовать отношения с железной дорогой и собственниками железнодорожных подъездных путей. На сегодняшний день существуют два типовых договора, регулирующих отношения собственника подъездных путей, которым может быть и сам сухой порт, и «Укрзализныця». Важно понимать природу этих договоров и особенности их использования, что поможет уменьшить риски и наладить бесперебойную работу.
В завершение приходим к выводу, что в сегодняшних реалиях сухой порт – важный участник транспортного процесса, на которого возложено множество функций, в том числе по переопределению грузопотока на альтернативные виды транспорта, а также уменьшению затрат на доставку груза.
Вместе с тем, налаживание работы сухого порта, логистического хаба, мультимодального комплекса – достаточно сложный и комплексный процесс, который требует правильного сопровождения и учета всех нюансов.
Специально для АПК-информ
Увеличение объема контейнерных перевозок, нехватка мест на терминалах морских портов, а также растущая загруженность подъездных путей, о...
- INTERLEGAL QUARTERLY TRADE NEWSLETTER2021.03.30
FOSFA увеличивает срок на инициацию арбитражных разбирательств с 01.04.2021 С 01.04.2021 начнет действовать новый арбитражный регламе...
На засіданні 20 січня 2021 р. Кабінет Міністрів Україниприйняв проект Закону “Про внесення змін до Закону України “Про зовнішн...
Тема дефлотов по форвардным контрактам на рынке сырьевых товаров уже набила оскомину. Стремительный рост цен относительно ожид...
Страхование груза или ответственности перевозчика – давно и активно практикуемые в Украине понятия. Однако, нельзя сказать, что регулировани...
Скорость развития бизнеса заставляет предпринимателей всё чаще использовать смешанные договора, предусматривающие приобретение, поставку и х...
Как известно, преобладающая часть договоров, сопровождающих экспорт зерновых и масличных, регулируются английским правом. Большинство т...
При обращении в арбитраж GAFTA, его стороны зачастую прибегают к представительству их позиции профессиональными юристами. Однако, мало...
Украина – это молодая страна, в которой динамично развивается, малый и средний бизнес. Недавние законодательные изменения в области валютног...
После полного восстановления китайской промышленности глобальные логистические цепочки испытают новые потрясения. Международная юридическая...