24/7

Ввоз/вывоз ЗАПРЕЩЕНО

6 сентября 2018 г.: ru 115 en 17 сентября 2018 г.: ru 75 en 28 сентября 2018 г.: ru 5 en 1 всего: 47506.09.18

Всем известно про две многовековые проблемы на постсоветском пространстве с «дорогами и дураками». В современных украинских реалиях в транспортной сфере к ним добавились PSC и экологи. 

В этой статье мы поговорим о последних и попытаемся ответить на вопрос насколько законны их действия в портах Украины и какие последствия несет «забота об экологии Черного моря» для участников перевозки. 

Инспекторы в портах в настоящее время действуют в соответствии с Положением о Государственной экологической инспекции в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, морских экологических инспекциях, утвержденного приказом Государственной экологической инспекции Украины от 28.09.2017 №652. 

Немого о скучном. Достаточно большой перечень нормативно-правовых актов, регулирует правоотношения в сфере защиты окружающей среды и которыми пользуются в своей повседневной деятельности при проведении проверок экологи, в частности Водный кодекс Украины, Закон Украины «Об охране окружающей природной среды», Правила охраны внутренних морских вод и территориального моря Украины от загрязнения и засорения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 29.02.1996 года №269, Постановление Кабинета Министров Украины «Об осуществлении экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу» от 20.03.1995 года № 198  другие. 

Но мы бы хотели рассмотреть наиболее типичную ситуацию в порту, когда экологическая инспекция проводит проверку балластных вод на судах и почему вдруг оказываются заблокированными грузы.  
Кратка справка: балластные воды - забортная вода, принятая на борт судна для контроля дифферента, крена, осадки и остойчивости судна. 

Судно прибывает в порт, становиться под погрузочно-разгрузочные работы, во время которых откатывается балласт. В этот момент на причале появляются какие-то люди, которые бросают в море привязанную пустую бутылку около борта судна и через некоторое время уходят.   В 99% случаев ни капитан судна, ни члены экипажа не понимают, что происходит, и не обращают внимание на «гостей», потому что никаких документов при этом не им не вручают. Это типичное начало проверки экологического законодательства на предмет выявления факта загрязнения акватории порта. Через некоторое время капитану судна через агента поступает информация о том, что инспекторы хотят попасть на борт судна для отбора проб в балластных танках. 

Мы всегда утверждали, что если экологическая инспекция проводит проверки около борта судна и не оставляет никаких документов капитанам судов, не предоставляет  доказательства, подтверждающие,  что  с судна сбрасываются видимые плавучие доли или возникают видимые следы нефти, нефтесодержащих и других загрязняющих веществ в районе сброса, и  что именно это  привело к фактическому ухудшение качества воды в соответствии с фоновых показателей качества воды в районе водопользования – проверка незаконная и основания для отбора проб в балластных танках отсутствуют (требование Постановления Кабинета Министров Украины «Об осуществлении экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу» от 20.03.1995 года  № 198)

Ситуация может развиваться по двум сценариям.

В первом случае капитаны судов допускают экологических инспекторов к отбору проб в балластных танках при отсутствии, в большинстве своем, оснований для проведения экологического контроля судна. Не будем сейчас обсуждать объективность лабораторных исследований, а также отсутствие со стороны экологической инспекции постоянного мониторинга состояния фона акватории портов, методы отбора проб, которые используют инспекторы, не предоставление арбитражных проб, а также простой факт, что это фактически та же морская вода, которая была взяла за 12-ти мильной зоной. Результат для судовладельца будет один -  огромные штрафы за загрязнение акватории порта и простой судна в порту. 
 
Во втором случае, когда капитаны судов или судовладельцы занимают принципиальную позицию и не пускают инспектора на борт судна, экологи идут на откровенный шантаж, и занимают позицию «не выпустим судно пока не допустите к проверке». Наиболее популярным механизмом такого шантажа является блокирование груза на борту судна путем проставления на товаросопроводительных документах на груз штампа "Радиологический контроль - ввоз / вывоз ЗАПРЕЩЕНО". 

Вполне логичным будет вопрос, а при чем тут груз?  Все дело в том, что единственный из оставшихся эффективных инструментов задержать выход судна из порта, по мнению экологических инспекторов является остановка оформления груза, который находиться на борту судна. Это совершенно незаконный способ и вольная интерпретация  экологами требований  "Порядка применения штампов для подтверждения результатов осуществления государственными инспекторами по охране окружающей природной среды радиологического и экологического контроля транспортных средств и грузов", утвержденного приказом Министерства экологии и природных ресурсов Украины 19.03.2012 года №162, согласно которому штамп "Радиологический контроль - ввоз / вывоз ЗАПРЕЩЕНО" проставляется на товаросопроводительных документах после проведения радиологического контроля транспортного средства, груза или\и транспортного средства, и груза при наличии нарушений требований природоохранного законодательства, норм и правил радиационной безопасности. 

Следует отметить, что подобный штамп в товаросопроводительных документах на груз может быть проставлен только  из-за несоответствия товара государственным стандартам, нормам и правилам радиационной безопасности. 

Кроме того, действующее законодательство четко разграничивает такие виды контроля в пунктах пропуска через государственную границу как экологический и радиологический и  не связывает возможные нарушения со стороны судна с оформлением груза. 

Последствиями подобных незаконных действий экологов, также может быть спор о демередже между судовладельцем и фрахтователем по чартеру, а также спор с терминалом, где будет простаивать судно, разбирательства с участием грузоотправителя и грузополучателя относительно выполнения условий поставки. С одной стороны, экологи утверждают, что штамп   "Радиологический контроль - ввоз / вывоз ЗАПРЕЩЕНО" проставляют на грузовых документах из-за нарушений со стороны судна, но с формальной стороны прямая причинная связь в документах, которые они составляют по результатам контроля не прослеживается. 

Во многих случаях, экологи умело используют конфликт интересов между участниками перевозки с целью давления на судовладельца, поэтому крайне важно с первых минут собирать доказательства незаконных действий инспекторов и занимать в таких случаях принципиальную юридическую позицию. 

Портовое сообщество и судовладельцы возлагали большие надежды на законопроект №7010 "О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно внедрения механизма "единого окна" и оптимизации осуществления контрольных процедур при перемещении товаров через таможенную границу Украины". Указанный законопроект упразднял такие виды обязательного официального контроля товаров как экологический и радиологический, фактически лишив экологических инспекторов полномочий в этой сфере.  Проверку допустимого уровня ионизирующего излучения (фактически радиоконтроль) транспорта и грузов, была передана органам Государственной пограничной службы. 

Кроме того, при выявлении случаев сброса судами (плавсредствами) загрязняющих веществ в пределах акватории порта экологическая инспекция должна будет привлекать Администрацию морских портов Украины. 

Исходя из анализа законопроекта, экологической инспекции оставили лишь экологический контроль судов, и только в тех случаях, когда с судна сбрасываются видимые плавучие доли или возникают видимые следы нефти, нефтесодержащих и других загрязняющих веществ в районе сброса.

Вступление в юридическую силу законопроекта окончательно бы упразднило такой механизм задержания судна как блокирование груза на его борту через процедуру радиоконтроля. 

Указанный законопроект был принят Верховной Радой Украины 05 июля 2018 года, но к сожалению, ветирован Президентом Украины.  Причина вето – в законопроект была введена норма о возмещении аграриям товаропроизводителям стоимости закупленных ими вагонов для перевозки зерна, с которой Президент Украины не согласен. 

Законопроект отправлен на доработку, экологическая инспекция продолжает свою практику тотальной проверки всех судов и задержания грузов, а мы продолжаем защищать законные права и интересы наших Клиентов в их честном бизнесе. 

Журнал "Судоходство" №7 (166)

Авторы: