24/7

Как частному бизнесу оперировать землями водного фонда на законных основаниях?

19 ноября 2020 г.: ru 3 17 ноября 2020 г.: ru 2 9 декабря 2020 г.: ru 2 всего: 4816.11.20

На сегодняшний день, с учетом потребностей бизнеса, актуальным является вопрос порядка оформления правоотношений по использованию земель водного фонда  государственной формы собственности.
 
Наиболее простым способом на первый взгляд кажется вариант аренды земель водного фонда, однако данный способ передачи в пользование осложнен тем, что передача в аренду земель водного фонда, по факту влечет за собой и аренду водного объекта (водного пространства над землей), а уполномочен на принятие такого решения исключительно Кабинет Министров Украины, что подтверждается судебной практикой:
• Постановление ВСУ от 17.05.2018 по делу № 915/1134/16; 
• Постановление ВСУ от 31.07.2018 по делу №814/1189/16; 
• Постановление Высшего Хозяйственного Суда от 08.02.2016 по делу 915/924/15.
 
Изучив все возможные правовые инструменты для реализации идеи получения земель водного фонда в оперирование в правовом поле Украины, специалисты Interlegal пришли к выводу о уместности применения механизма государственно-частного партнёрства.  
 
Что собой представляет ГЧП? 
 
Нормативно-правовое регулирование механизма ГЧП нашло свое отображение в Законе Украины «О государственно-частном партнерстве», и представляет собой систему взаимоотношений межу государством и частными партнерами, которые объединились для взаимовыгодного сотрудничества на долгосрочной основе с целью создания и/или реконструкции уже существующих объектов. При этом участники ГЧП распределяют риски, ответственность и вознаграждение.  
 
Основными признаками ГЧП законодатель считает: 
• предоставление прав на управление объектом партнерства или приобретение, создание (строительство, реконструкция, модернизация) объекта ГЧП с последующим управлением, при условии принятия и выполнения частным партнером инвестиционных обязательства;
• срок правоотношений (от 5 до 50 лет);
• передача частному партнёру части рисков в процессе осуществления ГЧП;
• внесение частным партнёром инвестиций в объекты партнерства из не запрещенных законодательством источников. 
 
В рамках осуществления ГЧП могут быть заключены следующие договора:
• о концессии;
• об управлении имуществом (исключительно при условии предсказания в договоре, заключенном в рамках государственно - частного партнерства, инвестиционных обязательств частного партнера);
• о совместной деятельности;
• иные. 
 
Проанализировав каждый вид договора, и сопоставив его с целью получения земель водного фонда в оперирование, наши специалисты не рекомендуют использовать: 
- вариант концессионных отношений в связи с тем, что законодательная база таких отношений еще окончательно не сформирована Также проблемой является то, что на сегодняшний день порядок заключения договоров ГЧП отличается от заключения договора концессии, несмотря на то, что концессия - один из видов ГЧП, иными словами существует правовая коллизия; 
- вариант правоотношений простого товарищества – совместной деятельности, так как распределение прибыли от совместной деятельности между сторонами (Клиент - Государство) напрямую зависит от размера вкладов Сторон на весь период действия договора. 
 
Проанализировав все преимущества, смело можем сказать, что инструментом  оформления отношений с государством для получения в оперирование земель водного фонда может служить заключение договора управления имуществом. 
 
В таком случае по условиям заключенного договора управления имуществом, Кабинет Министров Украины сможет уполномочить любую областную государственную администрацию или иного концессиодателя на заключение такого соглашения, а власть на местах будет понимать и прогнозировать экономических эффект от такого партнёрства.
 
Специально для Ukrainian Shipping Magazine

Автор: