24/7

Морской залог и ипотека

8 сентября 2017 г.: ru 8 6 сентября 2017 г.: ru 3 5 сентября 2017 г.: ru 2 всего: 214329.08.17

С развитием рыночных отношений значительно усложняются и правовые механизмы. Возникают новые правовые институты, да и старые институты получают импульс к обновлению. Так, в Кодексе торгового мореплавания (КТМ) СССР 1968 года институт морского залога отсутствовал. Однако в главе XVII этого Кодекса были предусмотрены привилегированные требования. В КТМ Украины имеются оба эти института, соответственно, морские привилегированные требования предусматриваются в ст.ст. 358 — 363 КТМ Украины и морская ипотека — ст.ст. 364 — 378 КТМ Украины.

Юридическая компания Interlegal уже более 20 лет практикует в сферах Transport, Shipping and International Trade. Наши юристы помогут найти наилучшие решения для Вашего бизнеса. Наши услуги в сфере морского права

Наиболее общим понятием является обременение или отягощение, ведь судно — это вещь, и, как на любую вещь, на судно могут возникать права других лиц, то есть лиц, не являющихся собственниками. Причем в морском праве имеют значение права лиц, которые складываются не только в отношениях с собственником, но и с судовладельцем, таком образом, обременяется владение. Главным правилом, составляющим особенность морского залога, является то, что он следует за морским судном, несмотря на переход права собственности на судно или изменение его регистрации. Морским залогом обеспечиваются морские требования привилегированного характера, прямо предусмотренные правовой нормой. Это означает, что такие требования подлежат удовлетворению в первую очередь, то есть прежде всех иных требований, и они обеспечены залогом морского судна. Эти требования, таким образом, следуют за судном, причем без выполнения каких-либо формальностей: извещение, регистрация или наличие соответствующего судебного решения. Такой характер привилегированных требований послужил причиной того, что они стали называться «тайными». Что же касается ипотеки, то она «тайной» быть не может, поскольку возникает в результате заключения договора ипотеки, за редкими исключениями, прямо предусмотренными в законодательстве отдельных государств.

Итак, образуется довольно сложная система понятий и соответствующих им реалий. Основой этой конструкции выступает система морских привилегированных требований, которая дополняется системой их обеспечения.

Международная унификация регулирования отношений по поводу морских залогов и ипотек

Разнобой в правовых нормах различных стран, регулирующих отношения по поводу морского залога и ипотеки, мировое морское сообщество пыталось преодолеть уже довольно давно. В результате таких попыток принимались международные конвенции:

  • Международная конвенция об унификации некоторых правил правового регулирования морских привилегированных требований и ипотеки морских судов, принятая в Брюсселе 10 апреля 1926 года;
  • Международная конвенция об унификации некоторых правил правового регулирования морских привилегированных требований и ипотеки морских судов, принятая в Брюсселе 27 мая 1967 года;
  • Международная конвенция о морских залогах и ипотеках, принятая 6 мая 1993 года в Женеве на Дипломатической конференции под эгидой ООН.

В Конвенции о морских залогах и ипотеках 1993 года предусматриваются все виды привилегированных требований к собственнику, фрахтователю по димайз-чартеру, управляющему или оператору судна, то есть к судовладельцу. А именно требования, касающиеся:

  • заработанной платы и других сумм, причитающихся капитану, командному составу, другим членам экипажа в связи с их работой на судне, включая расходы по репатриации и взносы в фонд социального страхования, выплачиваемые от их имени;
  • гибели или получения телесных повреждений на суше или на воде, если они непосредственно связаны с эксплуатацией судна;
  • вознаграждения за спасение судна;
  • выплаты портовых, канальных и лоцманских сборов;
  • гражданских правонарушений, связанных с нанесением материального ущерба или вреда в процессе эксплуатации судна, за исключением утраты или повреждения груза, контейнеров или багажа пассажиров, перевозимых на судне.

Исключения установлены также в следующих отношениях:

  • a) ущерба в связи с перевозкой нефти или других опасных или вредных веществ морем, компенсация за который выплачивается предъявителям требований в соответствии с международными конвенциями или национальным законодательством, предусматривающими строгую ответственность и обязательное страхование или другие средства обеспечения требований;
  • b) радиоактивных свойств или комбинации радиоактивных свойств с токсичными, взрывчатыми или другими опасными свойствами ядерного топлива или радиоактивных продуктов или отходов.

Эти исключения касаются требований в связи с гибелью и телесными повреждениями, а также с гражданской ответственностью при эксплуатации судна вообще и объясняются особым правовым режимом ответственности по таким требованиям.

Важным является также положение Конвенции о морских залогах и ипотеках, предусматривающее, что каждое государство-участник может ввести в национальное законодательство право удержания в отношении судна, находящегося во владении судостроительного или судоремонтного предприятия, для обеспечения требования в связи с постройкой или ремонтом судна, соответственно.

Довольно существенным представляется и положение о том, что каждое государство-участник может в своем законодательстве предусмотреть другие морские залоги в отношении судов при определенных условиях. Таким образом, национальные правовые системы стран, участвующих в Конвенции о морских залогах и ипотеках имеют возможность довольно гибко регулировать институт залога судов.

Залог морских судов по законодательству стран континентальной правовой системы и стран общего права

Залог судов в странах общего права и континентальной системы права отличается довольно существенно. Право морского залога и ипотеки континентальной системы мы рассмотрим на примере украинского права.

  • Во-первых, необходимо обратить внимание на то, что ипотека судна подлежит регистрации. Кроме того договор ипотеки подлежит нотариальному удостоверению по месту регистрации судна в Государственном судовом реестре Украины или Судовой книге Украины. Эти отношения регулируется также гражданским законодательством: Гражданским кодексом и Законом «Об ипотеке» от 05.06.2003. Регистрация обременений на суда производится в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка ведения Государственного реестра отягощений движимого имущества» № 830 от 05.07.2004. Это придает регистрации морской ипотеки необходимую публичность. Права и обязанности сторон по договору морской ипотеки, а также порядок его оформления регулируются правом государства ипотечного залогодержателя. Ипотечный залогодатель должен вести Книгу записи ипотек.
  • Во-вторых, встает вопрос о приоритетах. Конечно, исчерпывающий анализ этого отношения здесь невозможен, хотя именно это отношение является особенно важным. Поэтому приведем здесь положения, которые наиболее характерны и существенны.
  • Привилегированные требования имеют приоритет перед зарегистрированными обременениями, что означает высший приоритет характера морского требования как привилегированного перед видом его обеспечения.
  • Морские залоги, служащие обеспечением требований в отношении вознаграждения за спасение судна, имеют приоритет перед всеми другими морскими залогами, установленными в отношении судна до момента совершения операций, в результате которых возникают указанные залоги. Это значит, что требование вознаграждения за спасание судна имеет высший приоритет перед всеми требованиями, возникшими ранее окончания спасательной операции. Причем, требования в отношении вознаграждения за спасание судна, обеспеченные морским залогом, подлежат удовлетворению в порядке, обратном времени их возникновения (окончания соответствующей спасательной операции). Эти правила объясняются тем, что благодаря спасению судна обеспечивается возможность удовлетворения иных требований.
  • Все остальные морские залоги имеют одинаковый приоритет в отношении друг друга в пределах соответствующей очереди, то есть подлежат удовлетворению прямо пропорционально их размеру.
  • Требования всех последующих очередей удовлетворяются после полного удовлетворения требований всех предыдущих очередей. В этом плане высший приоритет имеют требования к судовладельцу в отношении заработанной платы и других сумм, причитающихся членам экипажа в связи с их работой на судне, а также требования в связи с гибелью или телесными повреждениями, если они непосредственно связаны с эксплуатацией судна.
  • Права по ипотеке, зарегистрированной ранее, имеют приоритет перед правами по ипотеке, зарегистрированной позднее, причем, учитывается время регистрации ипотеки в Книге записи ипотек. Следовательно, это правило не учитывает критерий характера требования. Это означает, что оно относится к требованиям, не являющимся привилегированными, поскольку иначе учитывался бы их приоритет по критерию содержания требования.

Очень принципиальным, наконец, является то, что залог устанавливается только в отношении конкретного судна (судов). Судно — вещь определенная индивидуально и вполне идентифицируется в судовом реестре.

Залог морских судов по общему праву (common law) представляется правовым институтом, имеющим ряд очень специфических черт. Залог морского судна до принятия Закона о залоге морских судов 1920 года в США и Законов об Адмиралтейском суде 1840 и 1861 годов в Англии рассматривался как договор, в результате которого создавалось обязательство персонального характера (in personam), так что права по нему не могли защищаться вещным иском в адмиралтейском суде. Такой залог морского судна базировался на общем праве, и иски по нему рассматривались судами права справедливости. Основная черта залога в соответствии Законом США 1920 года состоит в том, что залог судна приобрел морской характер, и права по соответствующему обязательству получили защиту вещным иском (in rem) в адмиралтейских судах. Требования, обеспеченные залогом морского судна, стали удовлетворяться после морских привилегированных требований, например: требований по возмещению вреда из правонарушений (деликтов — in tort), требований по возмещению заработной платы грузчиков и членов экипажа, а также требований в связи с общей аварией и спасанием. Верховный суд США в решении по делу Detroit Trust Co. v. The Thomas Barlum, 293 U.S. 21, 1934 A.M.C. 1417 (1934) установил полную конституционность Закона о залоге морских судов.

Основным содержанием морского залога выступает переход права собственности от залогодателя к залогодержателю в отношении заложенного судна для обеспечения исполнения основного обязательства. Именно эта черта института залога морских судов по общему праву составляет основное отличие от морского залога в странах континентальной правовой семьи. Залогодатель имеет право выкупа заложенного морского судна или его части по английскому праву, причем залогодержатель может в судебном порядке лишить его такого права, тогда залогодержатель получит полный титул на судно или его часть, соответственно.

Как в США, так и в Англии залог судна подлежит регистрации. При этом соблюдаются формальности, необходимые для создания статутного залога морского судна. Если же такие формальности не соблюдены, залог будет рассматриваться по праву справедливости, что означает приоритет требований, обеспеченных статутным залогом. Кроме того договор о залоге, который не зарегистрирован, будет иметь силу только в отношениях между залогодателем и залогодержателем, но не в отношении третьих лиц.

К началу ХХ в. английское законодательство закрепило правило о том, что пока залогодержатель не вступил во владение судном, залогодатель является собственником судна, но и залогодержатель считается собственником, однако только для целей, связанных с обеспечением основного обязательства. Это придает институту залога морских судов по англосаксонскому праву весьма интересные черты, поскольку возникает раздвоение права собственности между залогодателем и залогодержателем, возможно, даже своеобразная общая собственность. Разумеется, этим объясняется возникновение множества споров, но английский суд их уверенно разрешает, чем создается богатая нормативная база. Тут не лишним будет упоминание о значении юристов и профессиональных адвокатов, без которых будет трудно разобраться в правовых отношениях по поводу морских залогов и ипотек.

Пока заложенное судно не было продано в принудительном порядке, залогодатель имеет право выкупа заложенного судна. После такой продажи залогодатель вправе только требовать сумму, оставшуюся после продажи и удовлетворения всех держателей морских привилегированных требований и залогодержателей.

Заключение

Вообще, английское право выглядит более разработанным и детальнее регулирующим отношения по поводу морского залога, но и более архаичным по сравнению с континентальными правовыми системами. Ведь исторически в Древнем Риме первоначально залог оформлялся путем продажи вещи кредитору с тем, чтобы после надлежащего исполнения должником своих обязательств вещь была бы выкуплена (fiducia). Только в начале классического периода развития римского частного права появился заклад (рignus) — вид залога, при котором не передается кредитору право собственности на вещь, а передается лишь владение вещью. В классический период сформировался и наиболее развитый вид залога — ипотека (hypotheca), предусматривающая передачу кредитору лишь права распоряжения вещью.

Правда, на практике различие между правовыми системами несколько стирается в наше время потому, что залог морского судна по праву стран англосаксонской правовой семьи сближается с континентальным в силу общности финансовых аспектов проблемы. В частности, залогодержатели очень редко вступают во владение судном, поскольку это связано со значительными рисками и требует высокой специальной квалификации, которой не имеют обычно кредиторы. Арест и принудительная продажа судна — обыкновенные меры, которые применяются к неисправным судовладельцам в большинстве юрисдикций. Да и отношения залога судов обретают свою актуальность преимущественно в таких ситуациях, когда выручка от продажи судна недостаточна для удовлетворения всех требований.

Опубликовано в журнале «Юридическая Практика»

Авторы: