24/7

О разъяснениях МИНЮСТА РФ по окончанию переходного периода реформы арбитража

17 ноября 2017 г.: ru 4 28 ноября 2017 г.: ru 3 30 ноября 2017 г.: ru 2 всего: 6111.11.17

1 ноября 2017 года Министерство юстиции РФ на своем сайте опубликовало разъяснение по поводу окончания переходного периода реформы арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации.

 

Вот основные моменты разъяснений в краткой форме:

 

1. По состоянию на 1 ноября 2017 года только четыре арбитража имеют право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения и на администрирование арбитража:

а) МКАС при ТПП РФ;

б) МАК при ТПП РФ;

в) Арбитражный центр при Российском союзе промышленников и предпринимателей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2017 г. № 798-р);

г) Арбитражный центр при некоммерческой автономной организации «Институт современного арбитража» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2017 г. № 799-р).

 

2. Решения, вынесенные учреждениями, не получившими право администрировать арбитраж, могут быть признаны подлежащими отмене или могут повлечь за собой последствия в виде отказа в выдаче исполнительного листа (к примеру, на основании п.4 ч.3 ст.233 АПК РФ или п.5 ч.3 ст.239 АПК РФ).

 

3. По спорам, которые были начаты c 01 ноября 2016 года (даты вступления в силу Правил предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения) и до 1 ноября 2017 г. (и, как очевидно следует, после этой даты и до даты подтверждения права учреждения на администрирование арбитража), все функции подлежат выполнению третейским судом, то есть непосредственно составом арбитров (а не учреждением), как при арбитраже ad hoc. Признанию и приведению в исполнение такое решение подлежит как решение, принятое арбитражем ad hoc;

 

4. Арбитраж, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, на любом из этапов не может администрироваться организацией, не получившей соответствующего права;

 

5. После 1 ноября 2017 года, часть арбитражного соглашения о передаче спора в конкретное учреждение, у которого отсутствует право администрировать арбитраж, становится неисполнимой.

 

Исходя из разъяснений, представленных Министерством Юстиции Российской Федерации, специалисты Юридической фирмы «Ремеди» предлагают следующий алгоритм проверки:

 

Проверить, входит ли арбитражное учреждение в список учреждений, которые депонировали свои правила Министерству Юстиции Российской Федерации (актуальный список доступен на сайте Минюста);

Проверить, имеет ли организация право на администрирование арбитража;

Проверить информацию о третейских судьях на официальных сайтах арбитражных учреждений, получивших право администрировать арбитраж;

В любом случае, внимательно проверить документы, которые предлагается подписать при заключении арбитражной оговорки.

 

Автор:

Андрей Супруненко

Партнер

Юридическая фирма «Ремеди»,

Санкт-Петербург