24/7

Европейский союз уточнил порядок действия экономических санкций в отношении России

21 мая 2018 г.: ru 5 28 июня 2017 г.: ru 2 5 июля 2017 г.: ru 2 всего: 17809.09.14

В ХХI веке окончательно сформировался смешанный публично-частный правопорядок в международных отношениях, получивший название экономического. Нормы международного экономического права регулируют отношения торгового характера. Эти отношения отличаются как от сферы действия индивидуальных экономических операторов (микроэкономики), так и от собственно публичной сферы, где действуют, главным образом, суверенные государства и другие субъекты, заинтересованные, в первую очередь, в политической безопасности. Макроэкономические отношения складываются между экономическими системами и составляют специфическую сферу общественных отношений, динамически взаимодействующую с микроэкономикой. Например, обеспечение финансовых отношений входит в экономический правопорядок. Именно международное экономическое право отражает современную тенденцию глобализации в наибольшей мере. В его нормах отражается экономическая взаимозависимость государств, в отличие от их независимости в международном публичном праве.

В отличие от международного публичного права, которое пронизано формализмом, международное экономическое право характеризуется «неформальным» подходом. Например, Большая восьмерка легко превратилась в Большую семерку. Этот институт никак не вписывается в строгие рамки международного публичного права, но является общепризнанным институтом международного экономического права. Особый институт международного экономического права представляют собой санкции. В приведенном выше примере также имеется иллюстрация применения международной экономической санкции организационного характера к России из-за ее противоправного поведения в отношении Украины.  

Санкции в международном экономическом праве

Для международных экономических отношений характерен значительный разрыв между регулятивной и охранительной сферами правоотношений.

Правила, которые регулируют отношения по поводу санкций, формируют охранительные правоотношения. В санкциях воплощается ответственность субъектов международного права. В международном праве санкции призваны прекратить правонарушение и восстановить нарушенное право. Исследователи международных отношений не пришли еще к единому мнению в вопросе об экономических санкциях, их природе и месте в правовой системе. Однако уже выработались некоторые принципы, а именно:

  • применяться могут только санкции, дозволенные международным правом;
  • недопустимо применение санкций превентивно, поскольку международно-правовая ответственность имеет ретроспективный характер, да и пресечение правонарушения возможно только тогда, когда оно уже началось, а меры предупредительного характера не могут расцениваться как санкции;
  • международная санкция связана с международным правонарушением, поскольку ответные принудительные меры, которые применяются субъектами международного права как реакция на недружественные действия, не могут считаться санкцией, даже если по форме они совпадают с санкцией, предусмотренной международным правом.

В качестве экономической санкции за неправомерную аннексию Автономной Республики Крым и г. Севастополь Россией, что является откровенным нарушением прав Украины, Европейским союзом был принят Регламент Совета ЕС №692/2014 от 23 июня 2014 года, согласно которому вводятся торговые санкции в отношении товаров крымского или севастопольского происхождения, а также в отношении прямого или косвенного финансирования или оказания финансовой помощи, в том числе страхования и перестрахования в связи с импортом данных товаров в страны ЕС.

Уточнение европейских санкций в отношении РФ

30 июля 2014 года ЕС был опубликован Регламент Совета №825/2014, вносящий поправки к Регламенту №692/2014. Наиболее значительными поправками считаются дополнения к запретам, предусмотренным в ст. 2, которые перечислены ниже.

1. Согласно ст. 2 Регламента запрещается:

  • ввозить в Европейский союз товары крымского или севастопольского происхождения;
  • оказывать, прямо или косвенно, финансирование или финансовую помощь, в том числе страхование и перестрахование в связи с импортом товаров крымского или севастопольского происхождения;
  • продавать, поставлять или передавать основное оборудование и технологии на объекты инфраструктуры, относящиеся к отраслям транспорта, телекоммуникаций и энергетики;
  • продавать, поставлять или передавать основное оборудование и технологии для эксплуатации нефти, газа и других полезных ископаемых;
  • оказывать техническую и финансовую поддержку, связанную с вышеупомянутой деятельностью;
  • продавать, поставлять, передавать, экспортировать, прямо или косвенно, основное оборудование и технологии, перечисленные в Приложении III к Регламенту, любому физическому или юридическому лицу, предприятию или органу Республики Крым или г. Севастополь или же в целях использования в Республике Крым и в г. Севастополь.

Термин «эксплуатация» означает исследование, разработку, добычу, обработку и поставку нефти, газа и полезных ископаемых, а также оказание геологических услуг, однако не включает в себя обеспечение безопасности действующей инфраструктуры. Список полезных ископаемых приводится в Приложении II к Регламенту.

2. Договоры, заключённые до 30 июля 2014 года (в том числе и дополнительные соглашения), должны быть выполнены до 28 октября 2014 года.

3. Термин «товары» подразумевает товары крымского или севастопольского происхождения, которые полностью получены в Крыму или в г. Севастополь, либо которые проходили там последнюю стадию обработки.

 

4. Согласно ст. 3 Регламента №692/2014 от 23 июня 2014 года, торговые контракты должны быть выполнены до 26 сентября 2014 года, если такие контракты были заключены до 25 июня 2014 года, или если для их выполнения необходимы дополнительные соглашения. Также согласно ст. 3, лица, заинтересованные в исполнении контракта, должны в течение минимум 10 дней предоставить предварительное уведомление в компетентный орган государства-члена ЕС. Кроме того, под исключение также подпадают товары, доступные для украинских организаций и имеющие статус «преференциального происхождения» согласно Регламенту Совета ЕС №978/2012 и Регламенту Совета ЕС №374/2014, а также согласно Договору об ассоциации Украина-ЕС.

5. Согласно ст. 6 Регламента №692/2014 от 23 июня 2014 года (с поправками), запрещается возмещать убытки в отношении контрактов или сделок, запрещенных этим регламентом, если они заключены уполномоченными лицами, предприятиями или учреждениями, перечисленными в Регламенте Совета ЕС №269/2014; лиц, предприятий или учреждений, действующих от имени уполномоченных лиц; лиц, предприятий или учреждений, нарушивших (согласно данным компетентного органа) требования Регламента №692/2014; или если таковые убытки связаны с ввозом товаров крымского или севастопольского происхождения.

6. Согласно ст. 10 Регламента №692/2014 от 23 июня 2014 года (с поправками), регламент действует:

  • на территории стран-членов ЕС;
  • на борту любого судна, находящегося под юрисдикцией государства-члена ЕС;
  • в отношении всех граждан любого государства-члена ЕС независимо от их местонахождения;
  • в отношении любого предприятия, как на территории ЕС, так и за его пределами, зарегистрированного согласно законодательству страны-члена ЕС.
  • в отношении любых предприятий или лиц, занимающихся бизнесом в ЕС.

7. Ведение такой торговли судами, плавающими под европейским флагом или управляемыми ЕС, считается незаконным.

 

Кроме того, данные запреты лишают клубы взаимного страхования, находящиеся в странах ЕС, права страховать любое судно под любым флагом, занимающееся такой торговлей. Данные запреты также применяются к клубам взаимного страхования, находящимся в странах, не являющихся членами ЕС, при условии, что запрещенная деятельность или предоставленное страхование относится к бизнесу, который ведется полностью или частично в ЕС. Все правила Международной группы клубов взаимного страхования содержат исключения в отношении убытков, возникающих при ведении торговли, страхование которой считается неправомерным в силу введенных санкций.

8. Регламент №825/2014 вступил в силу 31 июля 2014 года.

Заключение

Как видно, ЕС предоставляет 3 месяца для завершения заключенных контрактов, что дает возможность сторонам адаптироваться к новым экономическим условиям. Мы это называем «игра по правилам». Россия не замедлила с введением своих «санкций» в отношении ЕС. Это эмбарго России, введенное на импорт пищевых продуктов. Такое решение оказалось слишком жестким для экспортеров из стран-членов ЕС, поскольку было остановлено исполнение контрактов, которое уже началось. Это можно назвать «игрой без правил». Более того, подобное эмбарго нельзя считать санкцией в собственном смысле, поскольку ЕС не совершил никакого международного деликта, так что о санкциях как форме ответственности не может быть и речи. Подобные действия РФ являются по существу вступлением в экономическую войну с ЕС. Какие бы неудобства ни были вызваны экономическими санкциями, их целью является прекращение международного правонарушения, а вовсе не причинение экономического ущерба. Разумеется, именно наличие экономически неблагоприятных последствий должно стимулировать правонарушителя к прекращению его неправомерного поведения.  

Если обратиться к практическим проблемам, в частности проблеме, связанной с экспортом зерновых из Крыма, поскольку в этом году снова ожидается большой урожай, то становится очевидно: реальной возможности экспортировать зерно с Крымского полуострова в ЕС не будет, так что крымским экспортерам придется подыскивать другие, альтернативные, рынки. 

В заключение предлагаем достаточно простой алгоритм для проверки хозяйственной операции на предмет безопасности от нарушения запретов, которые вытекают из действующих санкций:

1. Сперва следует определить потенциальный режим санкций, который может быть применен к операции:

  • где зарегистрирован ваш контрагент;
  • где зарегистрирована ваша компания;
  • в какой стране находится ваш банковский счет;
  • в какой стране находится банковский счет вашего контрагента;
  • место осуществления сделки;
  • какие санкции и к каким странам применяются в указанных выше юрисдикциях.

2. Так можно определить, не подпадает ли непосредственно сама операция под какое-либо эмбарго, устанавливаемое применимыми санкциями.

3. Затем следует определить, не имеет ли операция связь с кем-либо из перечня лиц, чьи активы подвергаются блокировке (замораживанию/операции с которыми запрещены).

4. Наконец, необходимо оценить иные потенциальные риски (например, риски блокировки платежа в банке-корреспонденте).

Опубликовано в АПК-Информ.

Автор: