Экоинспекции. Kомментарий ЦТС
6 Листопада, 2012
4
Положение о морских экологических инспекциях (органах Госэкоинспекции) утверждено приказом Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 04.11.2011 №429.
Данным Положением определяется система органов Госэкоинспекции, и устанавливаются права и компетенция этих органов. В соответствии с нормами Положения, органы Госэкоинспекции осуществляют государственный надзор за соблюдением экологического и природоохранного законодательства.
Деятельность морских экологических инспекций распространяется на всю стометровую прибрежную полосу вдоль Черного и Азовского морей от реки Дунай до границы с Российской Федерацией, а также внутренние морские воды, территориальное море и исключительную экономическую зону, и на все украинские и иностранные суда, корабли и иные плавучие объекты, а также плавсредства и морские сооружения независимо от форм собственности и подчинения, деятельность которых осуществляется во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне Украины и на континентальном шельфе Украины.
Морские экологические инспекции имеют весьма обширные полномочия, в том числе: проводить проверки по вопросам, относящимся к их компетенции; проверять документы на право специального использования природных ресурсов; останавливать транспортные средства (в том числе плавучие) и проводить их осмотр; требовать задержания судов, находящихся во внутренних морских водах и территориальном море Украины; проверять журналы нефтяных операций; рассчитывать размер убытков, причиненных загрязнением, и предъявлять претензии; вызывать граждан для дачи пояснений и доставлять нарушителей в органы внутренних дел; изымать орудия добычи объектов животного мира, транспортные средства, оборудование и предметы, являющиеся орудием добычи а также незаконно добытые природные ресурсы.
Органы Госэкоинспекции уполномочены издавать обязательные для исполнения предписания, распоряжения и требования составлять протоколы об административных правонарушениях и налагать административные взыскания, временно приостанавливать деятельность предприятий, передавать материалы в правоохранительные органы.
В последнее время в портах Украины участилась практика привлечения судовладельцев и капитанов судов к финансовой и административной ответственности за сброс изолированного балласта с борта судов. Зачастую отбор проб балластных вод производится на судах с нарушением установленных правил. Такая практика не соответствует международно-правовым нормам, и судовладельцы пытаются в украинских судебных инстанциях признать действия инспекторов Госэкоинспекции незаконными. Судебные дела против морских экологических инспекций получают широкий резонанс в средствах массовой информации, однако же, решения судов по данному вопросу противоречивы, и говорить о какой-либо устоявшейся позиции украинских судебных органов не приходится.
Член Совета Экспертов ЦТС
Артур Ницевич
Партнер Международной юридической службы Interlegal
Председатель Морского Института Украины
06 ноября 2012