Эксплуатация иностранных прогулочных яхт в Украине
16 Грудня, 2014
4
Регистрируя под «удобным» флагом и страхуя яхты, юристы Interlegal все чаще сталкиваются с запросами клиентов в отношении режима нахождения иностранных прогулочных яхт на таможенной территории Украины.
Юридическая фирма Interlegal c 2004 года оказывает клиентам полный спектр консалтинговых и технических услуг в сфере яхтинга.
Таможенное законодательство — одна из самых обширных отраслей права в Украине по количеству нормативно-правовых и подзаконных актов, разъяснений, рекомендаций, консультаций и пр. Поэтому она всегда была и есть одной из наиболее сложных, вынуждая граждан, в том числе собственников яхт, «подстраиваться» под практику толкования и применения законов сотрудниками таможенных органов и лишая граждан прозрачной и четкой процедуры таможенного оформления яхт.
Итак, рассмотрим вопрос правового режима нахождения и эксплуатации в Украине иностранной прогулочной яхты, собственником которой является иностранное юридическое лицо.
Правовые основания пребывания и эксплуатации иностранной яхты на территории Украины
Яхты могут пребывать и эксплуатироваться на территории Украины только в соответствии с требованиями таможенного законодательства Украины.
Каким же статусом обладает некоммерческая (прогулочная) яхта в разрезе Таможенного Кодекса Украины?
Таможенный Кодекс (далее — «Кодекс») содержит понятия «транспортные средства коммерческого назначения» и «транспортные средства личного пользования».
Согласно Кодексу, «транспортное средство коммерческого назначения» должно использоваться в международных перевозках для платной транспортировки лиц, для платной/бесплатной промышленной или коммерческой транспортировки товаров.
Понятие «транспортного средства личного пользования» предполагает, что транспортное средство находится в собственности или временном пользовании соответствующего гражданина, и ввозится/вывозится этим гражданином исключительно для личного пользования, а не для промышленной или коммерческой транспортировки товаров или пассажиров за плату или бесплатно.
Таким образом, под характеристики «транспортного средства коммерческого назначения» прогулочная яхта не подпадает, а как «транспортное средство личного пользования» может быть задекларирована только физическими лицами.
Отсюда следует, что некоммерческая яхта, собственником которой является юридическое лицо-нерезидент, не подпадает ни под один вид транспортного средства, предусмотренный действующим Кодексом.
При пересечении таможенной границы Украины яхта должна быть помещена в соответствующий таможенный режим, который определяет порядок ее последующего использования на территории Украины. Рассмотрим подробнее, как и в каком таможенном режиме иностранные прогулочные яхты могут эксплуатироваться в Украине:
Эксплуатация иностранных яхт во временном ввозе
Выбор таможенного режима зависит от целей ввоза иностранной яхты на таможенную территорию Украины. Если цель ввоза яхты — ее дальнейшее использование на территории Украины, единственным таможенным режимом, который может быть применен в данном случае, является режим временного ввоза.
Согласно ст. 103 Кодекса временный ввоз — таможенный режим, в соответствии с которым иностранные товары, транспортные средства коммерческого назначения ввозятся для конкретных целей на таможенную территорию Украины с условным полным или частичным освобождением от обложения таможенными платежами и без применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и подлежат реэкспорту до завершения установленного срока без каких-либо изменений, за исключением обычного износа в результате их использования.
Как мы видим, некоммерческие яхты не подпадают под действие данной статьи.
В то же время Таможенный Кодекс содержит отдельную статью 380, которая предусматривает особенности временного ввоза иностранных транспортных средств личного пользования гражданами-нерезидентами. В частности, временный ввоз гражданами — нерезидентами транспортных средств личного пользования на таможенную территорию Украины разрешается на срок до одного года, в то время как общий срок временного ввоза по общему правилу составляет 3 года. И снова закон обходит стороной некоммерческие иностранные транспортные средства, собственниками которых являются юридические лица. Несмотря на это, таможенные органы относят такие транспортные средства, в том числе яхты, к транспортным средствам личного пользования.
Использование и распоряжение яхтой во временном ввозе
По общему правилу, временно ввезенные транспортные средства личного пользования могут использоваться на таможенной территории Украины исключительно теми гражданами, которые ввезли их в Украину, для их личных нужд, и не могут использоваться для целей предпринимательской деятельности в Украине, быть разукомплектованы, а также отчуждены или переданы во владение, пользование или распоряжение другим лицам.
Согласно изменениям, произошедшим в законодательстве в 2013 г., транспортные средства личного пользования, классифицируемые по товарной позиции 8903 согласно Украинскому классификатору товаров ВЭД, а именно — яхты и другие плавучие средства для досуга или спорта — могут использоваться гражданами, которые ввезли их в Украину, а также гражданами-резидентами и гражданами-нерезидентами, которые имеют надлежащее разрешение пользователя права временного ввоза, при использовании транспортного средства от имени и согласно инструкциям пользователя права временного ввоза.
Таким образом, данное нововведение позволяет пользоваться яхтой в личных целях не только гражданам-нерезидентам, которые ввезли яхту в Украину, но и третьим лицам, при условии наделения их такими полномочиями надлежащим образом.
В то же время нормы законодательства касательно обратного вывоза яхты лицом, ранее принявшим на себя обязательства по возврату яхты из временного ввоза в Украину, остаются неизменными.
Особенности эксплуатации в Украине яхт, собственником которых являются иностранные компании
В украинском таможенном законодательстве полностью отсутствует какая-либо ясность по порядку временного ввоза и последующей эксплуатации некоммерческих яхт, принадлежащих иностранным юридическим лицам.
Несмотря на это, таможенные органы выработали практику оформления прогулочных яхт иностранных юридических лиц в том же порядке, который предусмотрен для яхт, принадлежащих иностранным физическим лицам.
Согласно данной практике временный ввоз оформляется физическим лицом-нерезидентом, который действует от имени собственника юридического лица-нерезидента на основании доверенности. Соответственно, капитан-резидент, имея доверенность на управление яхтой от собственника, не имеет право оформлять временный ввоз иностранной яхты, так как, по мнению таможенных органов, в данном случае отсутствует иностранный элемент, необходимый для применения правил оформления временного ввоза транспортных средств личного пользования гражданами-нерезидентами.
Совершенно очевидно, что такая практика таможенных органов противоречит нормам таможенного законодательства, а требование таможенных органов по оформлению ввоза иностранных прогулочных яхт физическим лицом-нерезидентом на основании доверенности от собственника юридического лица-нерезидента является абсурдным и противоречит как национальным, так и международным нормам.
В частности, само понятие «транспортного средства личного пользования», исключающее собственников-юридических лиц, противоречит Конвенции о временном ввозе 1990 г., согласно которой под термином «лицо» как собственника транспортного средства личного пользования понимается как физическое, так и юридическое лицо.
Таким образом, существующая практика таможенных органов по оформление временного ввоза некоммерческой яхты в Украину, принадлежащей иностранному юридическому лицу, противоречит национальному и международному праву.
Очевидно, что таможенное оформление иностранных прогулочных яхт в Украине всегда было сопряжено с рядом спорных нюансов, а яхтинг как популярный вид спорта, туризма и отдыха не должен омрачаться такими сложными и неоднозначными процедурами.
Учитывая становление Украины на путь европейского развития, надеемся, что процедура таможенного оформления иностранных прогулочных яхт будет максимально упрощена, в первую очередь предусматривая и защищая интересы собственников, что поспособствует созданию в Украине благоприятных условий для яхтенного спорта и туризма.
Опубликовано в журнале «Фарвафтер».