Чек-лист при покупке яхты
2 Грудня, 2019
3
На выбор идеальный яхты влияет множество факторов, среди которых бюджет, образ жизни владельца и цели эксплуатации. Ниже мы остановимся на 11 ключевых рекомендациях, пренебрежение которыми может превратить «покупку мечты» в «головную боль» для владельца.
1. «НЕТ» устным договорённостям
Любая договоренность о покупке должна сопровождаться письменным договором. Так, лодка не сможет «уйти» к другому покупателю. Во избежание иных «сюрпризов» при покупке лодки, желательно е использовать стандартный договор купли-продажи, который был бы понятен сторонам и признан сложившейся практиков. К примеру, проформа такого стандартного договора разработана Средиземноморской Ассоциацией Яхтенных Брокеров (Mediterranean Yacht Brokers Association – MYBA). В ней сбалансированы и зафиксированы существенные условия: покупная стоимость лодки, размер депозита и условия его возврата, дата завершения сделки, место доставки лодки, последствия неудовлетворительного технического осмотра лодки и т.д.
2. «ДА» инвентаризации
При осмотре лодки всегда составляйте опись/спецификацию предметов и оборудования, которое находится на борту яхты (inventory list) и которое должно быть передано вместе с ней. Мы рекомендуем оформить опись в виде неотъемлемого письменного приложения к договору, подписанному продавцом и покупателем.
3. Правильно оформить депозит
Отраслевым стандартом является депозит в размере 10% от покупной стоимости лодки, который выплачивается покупателем либо сразу, либо в течение нескольких дней после подписания договора купли-продажи. К примеру, в соответствии с договором MYBA, депозит выплачивается на счет третьей стороны – депозитодержателя (stakeholder), где и хранится до момента завершения сделки. В случае наступления определенных условий, к примеру, не поставки лодки продавцом, депозит возвращается покупателю.
4. Проверить продавца
При покупке лодки необходимо убедиться в том, что продавец является действительным собственником, имеет право на ее продажу и на яхту не оформлены обременения Для этого, ознакомьтесь с документами, подтверждающими право собственности продавца: строительным сертификатом (builder’s certificate) и предыдущими купчими (bill of sale). Право собственности продавца на лодку и отсутствие обременений можно проверить, запросив соответствующее извлечение в реестре флага. Клиентам мы также советуем запросить у продавца подтверждение оплаты стоянки в марине, действующий страховой полис и последние счета на ремонт лодки.
5. Регистрация и страхование
При проведении рефлагации (исключение из текущего реестра и регистрация в новом) новому владельцу потребуется сертификат исключения (deletion certificate) лодки из текущего реестра, подготовка которого является обязанностью продавца. Еще одним важным моментом является оформление нового страхового покрытия на лодку, вид которого зависит от типа лодки, района эксплуатации и т.д. Обязательно удостоверьтесь, что страхование покрывает стоимость яхты (включая ее содержимое) и ответственность перед третьими лицами.
6. Технический осмотр
При переговорах с продавцом обязательно подчеркните, что лодка будет куплена только при условии удовлетворительного технического осмотра и ходовых испытаний. Для такой проверки вам не обойтись без квалифицированного сюрвейера, который может выявить существенные дефекты влияющие на конечную цену лодки.
7. Экстерьер и интерьер
Недостаточное внимание к техническим нюансам яхты может существенно испортить настроение после покупки судна, поэтому уделите внимание экстерьеру и интерьеру яхты. Внимательно проверьте состояние гелькоута, иллюминаторов, осмотрите лодку в самой широкой ее части. Не лишним будет открыть всё, что поддаётся открытию – шкафы, пайолы – осмотреть все внутренние поверхности на наличие плесени, грязи и подтеков.
8. Двигатель
В ходе технического осмотра – обязательно двигатель и проверьте его работу на разных режимах, ведь дальнейшая замена двигателя – это значительные незапланированные траты в будущем.
9. Управление яхтой
Чтобы проверить управляемость яхты, её ходкость, легкость работы штурвала и убедиться в отсутствии люфта у пера руля мы обязательно рекомендуем клиентам провести тест-драйв яхты. Для парусной яхты важно проверить состояние стоячего и бегучего такелажа. В подводной части необходимо проверить состояние анодной защиты корпуса.
10. Системы и оборудование
Перед согласием на покупку стоит обязательно проверить водяную систему – открыть и закрыть все краны, проверить помпу забортной воды, топливную и газовую системы – все ли исправно работает и отвечает вопросам безопасности. Если вы не считаете себя экспертом, стоит пригласить специалиста для проверки электрооборудования, цепей, навигационных приборов.
11. Рангоут и такелаж
Во время сюрвейерского осмотра осмотрите внешний вид и работу лебедок, стопоров; детально изучите не была ли погнута или сломана ранее мачта, проверьте фиксацию вант и штаг-путенсов (нет ли потеков ржавчины и деформации в местах закладки). Обратите внимание не качаются ли заклепки на мачте, проверьте леера, штаги и прочее оборудование.
Таким видится нам самый общий список необходимых мер для того, чтобы покупка яхты стала по-настоящему важным событием в жизни, а не превратилась в причину постоянного беспокойства.
Напоминаем, что специалисты компания Interlegal с 2004 года оказывают клиентам полный спектр консалтинговых и технических услуг в сфере яхтинга. А выбор столь ценного имущества требует консультации с лучшими.